
Григорий Ревзин о продлении предельного возраста нахождения чиновников на государственной службе
Про указ о продлении предельного возраста нахождения чиновников на государственной службе решили, что Владимир Путин думает о будущем. Когда его соратники через 5-7 лет вынуждены будут отправляться на пенсию, а ему с кем оставаться-то? Такая интерпретация мне представляется симптомом побудки добрых чувств креативного класса к Путину, что отрадно в наше неспокойное время. Но как всегда тут получается, что мы идеализируем президента, а потом сами же и расстроимся. Потому что интерпретация основана на том, что он будто бы умеет думать на 5-7 лет вперед. А он так не делает, и не он один.
Это же замысел указа должен был самозародиться, пройти всякие утрясения– человек сорок должны были об этом подумать. Ну и где в России вы видели сорок чиновников, которые думают на 5-7 лет вперед? Да у них перспектива планирования – «люблю тебя я до поворота, а дальше как получится». Кто ж может планировать просидеть в своем кресле еще 5-7 лет – это же люди сообразительные, хотя и аморальные. Нет, это совершенно неверная интерпретация.
А вот на ВАЗе они там закончили очередной этап модернизации в Renault-Nissan, и теперь у них открылась такая новая программа. Они вытягивают всех инженеров, которые ушли на пенсию, обратно на производство. Им нужна целая тысяча инженеров, а этого больше в России нет нигде, кроме как на пенсии. И вот программа вытягивания пенсионеров в строй. Мне кажется, это очень важная история для понимания сути текущего политического момента.
Возьмем историю с Депардье. Он занял место, которое называется «большой друг Советского Союза». Это специальный идеологический институт, сконструированный на пересечении иностранного отдела ЦК КПСС и службы внешней разведки. Каждый раз, когда зарубежный образ нашей Родины становился в силу внутренних обстоятельств совсем говняным, мы искали какую-никакую зарубежную знаменитость, делали ей что-то хорошее, а она взамен нас любила, ездила по нашей стране, кушала хлеб-соль и позировала перед камерами в рубашках с этнографическими орнаментами. Это нас очень утешало и показывало преимущества нашего образа жизни.
Историческим питомником для разведения «больших друзей Советского Союза» была Франция – Ромэн Роллан, Анри Барбюс, Андре Жид, Луи Арагон, Фернан Леже, Пабло Пикассо, Ив Монтан. Это так случайно получилось, в общем-то из-за того, что Илья Эренбург сто лет назад вошел в круг парижской богемы. Он, в силу стесненных жизненных обстоятельств, вынужден был переводить своих личных друзей в друзей Советского Союза, и это так и повелось, что они французы. В принципе позднее под это дело использовались и граждане других стран – ну как Дин Рид – но это были спорадические случайные экземпляры, экзотика, а Франция поставляла товар стабильно.
И вот смотрите, после того, как СССР схряс, живительный источник дружбы перестали вычерпывать, отчего он даже как-то заилился и протух. И вдруг из этого затхлого водоема выудили преогромного карася, пожилого, но колоритного. Но ведь это же должен быть рыбак, чтобы выудить карася. У кого-то должна была родиться в голове комбинашка, что вот что надо делать в ответ на резкое поговнение имиджа нашей Родины в разрезе обострения чувств верующих и антисиротского патриотизма? А достать из загашника большого друга Советского Союза!
Я бы тут еще обратил внимание на то, что у Владимира Путина при всех его замечательных достоинствах имеется мыслительная недостача. Ну в том смысле, что у него никаких идей не бывает, кроме того, что пусть все как есть, так и будет дальше. В деле неподвижного сидения на месте он производит преудивительные пируэты, вызывающие искреннее восхищение, но так, чтобы чего-то придумать, это не по его части. А теперь не только обнаруживается дефицит идей, но и дефицит их поставщиков.
Нет, ну правда, сначала у него в роли think tank были остатки ельцинского бомонда – СПС там, гайдаровский институт, разные умные экономисты. Их поела тля еще в ходорковский период. Потом у него были в той же роли политологи, политтехнологи и пиарщики. Их опять поела тля вместе с падением Владислава Суркова. А теперь осталась одна тля – ну возьмите парламент. Кто сочиняет идеи?
Я милого узнаю по походке, а политтехнолога - по ментальному почерку. Я даже подумал, не потревожили ли тут мудрейшего Евгения Максимовича Примакова, ну или кого-то из его соратников. Ну правда, ну можно себе представить, чтобы, Павловский вспомнил про «больших друзей Советского Союза»? Или даже Сурков? Это современным людям даже по приколу диковато. Тут пришлось звать в строй старые кадры, отставных, так сказать, инженеров человеческих душ, вот как на ВАЗе.
От комбинации пахнет чем-то пенсионерским, как в отделении урологии. Все ругаются, а мне кажется – хорошо. Во-первых, хорошо для заказчика. Владимир Владимирович в смысле идей не очень, но зато ведь где добро, он знает интуитивно. А иностранный отдел ЦК и вот этот институт «друзей Советского Союза» - это очень хорошее, самые лучшие сувениры оттуда шли, он с юности должен помнить. Жвачка там, джинсы, сигареты – настоящая Америка – у них всегда самое лучшее было, и в пакетах с надписью Marlboro. А сейчас чего? Одежда иностранная, машина там, сантехника – все оттуда, дома - и те зарубежные и там же и располагаются. Образование, медицина – все фирма. А поговорить?
Я к тому, что в смысле интеллигенции у нас одна протестная туфта. Очень бранчливый креативный класс об этом годе произрос, поговорить практически не с кем. Он и сам ведь жаловался, что умер Махатма Ганди. Быков с Улицкой к нему не ходят, Архангельский ходит, но за справедливостью – это неприятно к чаю. Невольно же встает вопрос – нельзя что ли подвезти какого импорту? И пожалуйте, есть большой друг Советского Союза. Это ж не фуфло болотное, настоящая зарубежная вещь! Это продолжать будут, это надо философов, писателей, думаю, дизайнеров даже можно – вообще нагнать зарубежного креативного класса. Наши же суки соплями умоются, что счастье упустили, будут проситься, ан-нет. Занят, пасу слонов Бардо.
Так что указ о продлении предельного возраста чиновников – это не перспектива в пять-семь лет, этот насущная проблема, прямо сегодня надо уже этот возраст поднять, и лучше - больше. Мастерам большой игры уж всем за 70, ждать больше невозможно. Тут ведь надо понимать, что если человеку 75, а указ про 70, то в виде исключения можно – не такое уж большое исключение. А если человеку 75, а предельный возраст 65, то наблюдается элемент постоянного аппаратного подсиживания. Старик паникует, давление, а нужно нам паническое состояние ценного работника? Он может по нервному случаю какого монгольского бакши импортировать, кому надо?
Но главное тут хорошее даже не для заказчика. Я вот однажды приехал в Верону и меня поселили в отель на озере Гарда. Фирма селила, отель развесистый, пятизвездочный. Приезжаю, оформляюсь, собираюсь идти в номер, а мне – подождите, сейчас подойдет бой, отнесет ваш багаж. Пожилая очень старушка на ресепшн сидит, неудобно спорить. Подходит «бой», лет 80 от роду, он за тележку для багажа держится и ее же и катит. Ужас вообще что такое, левая сторона не ходит, только правая. Но багаж не отдает, вцепился в сумку, сердится – знаете, бывают такие вздорные старикашки. Полчаса он вез багаж до номера. Потом спускаюсь в бар, заказываю кофе – несет кофе бой с Альцгеймером. Чашка на подносе аж на полсантиметра подскакивает, все расплескал, расстроенный был, бедняга, но я понятно, сделал вид, что не заметил. И там везде куда не сунешься – младше 70 нет обслуги. Я прямо не знал, чего думать – стареющая страна, но не до такой же степени! А поймал одну молоденькую молдаванку, которая, как выяснилось, ухаживала за обслуживающим персоналом, узнал в чем дело. Это у них программа реабилитации стариков и инвалидов, государство специально дает налоговые льготы, а постояльцы должны входить в положение. Раз живешь здесь, так имей уважение к порядкам.
У стариков иногда наблюдается такое явление, что они хорошо делают, чего привыкли, забывая, какой в этом смысл. Ну типа «пришел к любовнице, забыл зачем». Им надо мягко напоминать.
Там была такая тонкость в истории про «больших друзей Советского Союза», что друзья были не просто так, а коммунисты, и как раз из-за этого у них была нежность к СССР. Это чувство не мешало их репутации в глазах своих друзей и знакомых, которые тоже были левые, но как бы боялись проявить свои чувства по полной, а эти вот решились. Получалось что-то вроде романтического авангардного жеста, в особенности у французов. «Друзьям» было что говорить, в том плане, что Россия – это страна Толстого и Достоевского, которая строит коммунизм, поэтому только здесь настоящая свобода.
К сожалению, наши идеологические работники сами в юности относились к коммунистической риторике как к галиматье, и к старости забыли, что это как-то связано – коммунизм и друг Советского Союза. Досадное упущение, контрагентам приходиться любить Россию потому, что можно ездить пьяным на мотороллере. Нет, понятное дело – старые люди, запамятовали. Раз живешь здесь, так уж имей уважение к порядкам. Но хотелось бы все ж таки и освежить.
Вот смотрите – они своих престарелых инвалидов отправляют гостиницы обслуживать – а мы?! У нас они возвращаются в строй, становятся политтехнологами наипервейшими! Вот какой у нас гуманизм! Мы, конечно, с детями круто, не балуй, зато какое уважение к старости! Это и надо запускать как преимущество России в программе новых друзей Владимира Владимировича. Тем более, что друзья получаются возрастные – ну все же система давно делалась, престарели. Для них это актуально. Да и сам Владимир Владимирович, он летом со стерхами полетает, а к зиме спину ломит,стариковать начинает. Все же возраст, юность в гэбухе вспоминается… А собрать, вот, друзей, дескать, что скажете, деды? По-мудрому это выглядит, пиаровски, зарубежно по-мудрому. Выигрышно.
Источник: http://www.polit.ru/
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер