вверх
Сегодня: 07.01.25
10.png

Декорации Иркутска

 

 

Согласитесь, когда мы говорим о харизме любого города, то имеем в виду прежде всего его «декорации» – архитектуру! В Иркутске она разнообразна: представлены и уникальное деревянное зодчество, и сибирское барокко, и неоклассицизм, и модерн, и конструктивизм. И в этих направлениях есть свои знаковые здания, высокие образцы. Портал «Культура 38» опубликовал несколько материалов, посвященных этой теме, и мы с любезного согласия главного редактора Иванны Обухович решили сделать на основе этих материалов свой, своего рода объединительный. Ну, или объединяющий, если хотите…

---------------------------------------------------------

Давайте посмотрим на Иркутск и людей, вложивших свой труд и талант в облик нашего города, глазами… самих архитекторов?  

Романтики новой эпохи

 



Начнем с нескольких имен, которые вписаны в историю иркутской архитектуры и которые наряду с другими мастерами сделали его облик неповторимым.
По мнению профессора кафедры архитектурного проектирования ИРНИТУ, советника РААСН Инны Дружининой, архитектор в своих творениях прежде всего отражает время. Таким «зеркалом» эпохи стали работы Николая Бойкова, в полной мере его талант зодчего раскрылся в Иркутске. Здесь он работал губернским архитектором, много построил в самом городе и в губернии. Его промышленные постройки малоизвестны, но интересны с архитектурной точки зрения. Одна из них не сохранилась – центральная электростанция на Цесовской набережной, которую архитектор перестраивал. Композиция, архитектура, само расположение объекта были оригинальными – ЦЭС словно смотрела на реку, каскадом спускаясь к Ангаре. Сегодня электростанцию можно увидеть лишь на старых фотографиях.

 


Бойков создал и проект кожевенного завода «Сибиромонгол» на Сурнова, заново отстроенного в 1920 годах и гремевшего своей продукцией на всю страну. После пожара в 1919 году Николай Иосифович грамотно восстановил завод и модернизировал цеха, улучшил качество производственной среды. Продумал комфортные пространства для рабочих. В результате уровень производства на предприятии вырос. Сегодня от здания остались только отдельные, перестроенные цеха. Но и это постепенно утрачивается, разрушается труба котельной, искажается внешний вид брутальной кирпичной стены с контрфорсами... Позже, в середине 1920-х годов, Бойков создал еще одно уникальное сооружение в стиле эклектика – главное здание Хайтинской фарфоровой фабрики. Сейчас оно полуразрушено, как и доминанта Мишелевки –башня.

 


Одно из самых известных сооружений мастера – особняк Бревнова на Почтамтской (ныне – Дом литераторов на Степана Разина, 40). Это ярчайший представитель стиля модерн в Иркутске. Двухэтажное здание с каменным и деревянным этажами имеет открытую галерею на фасаде – это редкий для иркутского деревянного зодчества прием. Дом богато декорирован лепными элементами: маскаронами, карнизами, кронштейнами, гирляндами. Уникальны и интерьеры здания. Потолки второго этажа украшены резным декором, а в паркете полов главных залов жилых помещений использовались 15 пород южноамериканского дерева. Известными образцами творчества Николая Бойкова являются здание магазина купца Бревнова на Пестеревской (ныне – Урицкого, 16) и доходный дом Фон-Люде на углу Тихвинской (ныне Сухэ-Батора) и Большой (ныне Карла Маркса).
Романтиком в архитектуре, несомненно, был Иван Ефимов, приехавший в Иркутск в 1930-е годы для того, чтобы построить Дворец Советов – храм новой эпохи. Здесь как раз проводился конкурс на такое сооружение. Но Ефимову так и не удалось поработать на строительстве здания областного правительства. Зато спроектировал ворота завода имени Куйбышева, гостиницу крайисполкома «Особняк № 1» (ныне гостиница «Ретро»), административное здание комбината «Востсибуголь» и корпус Иркутского педагогического института иностранных языков на площади Кирова. «Востсибуголь» и корпус иняза достраивались в 50-е годы уже после смерти архитектора. Из-за серьезных ранений во время Великой Отечественной войны архитектор умер в возрасте 37 лет. Ефимов работал в разных стилях, но два его объекта: здание бывшего «Иняза» и «Востсибуголь», – яркие образцы неоклассицизма, сталинского ампира. Эти сооружения величественны и монументальны, с особой пластикой фасадов и симметричной композицией.

 


И еще одно значимое имя – Борис Кербель. Он спроектировал стадион «Авангард», который известен нам как «Труд». Этот шедевр был построен в 1930-х годах, позже модернизировался. Стадион рассчитан на 25 тысяч зрителей. Крупный градостроительный объект занимает два квартала. Помпезный портал входных ворот западных трибун с необычной конструкцией покрытия галереи верхнего яруса, колонны в стиле неоклассицизма оправдывают региональный уровень единственного в то время спортивного объекта. Он и сейчас ценен, как памятник той эпохи. Его утрата будет очередной невосполнимой потерей для Иркутска.

 


По проектам Кербеля построены завод имени Сталина (авиазавод), стадион «Локомотив», поликлиника № 2 на Красного Восстания, 5, управление и жилой дом треста «Лензолото», кинотеатр «Марат» и другие объекты. Вот цитата из характеристики творческой деятельности Бориса Кербеля, данной Союзом архитекторов: «Здания, построенные по проектам архитектора Кербеля, пользуются всеобщим признанием, органично вошли в обновленный облик Иркутска, тактично вписались в исторически сложившуюся городскую среду. Они придают городу те своеобразие и неповторимость, которые наряду с другими факторами способствовали отнесению Иркутска к городам историческим».  

 


Архитектура здравого смысла

 



В центре Иркутска есть несколько лаконичных зданий – выразителей архитектурного стиля послереволюционной эпохи, называющегося конструктивизмом. Об иркутском конструктивизме рассуждает член Союза архитекторов России и Союза дизайнеров России, кандидат исторических наук, доцент кафедры архитектурного проектирования ИРНИТУ Василий Лисицин.
Конструктивизм (от лат. constructio – «построение») – направление в архитектуре, литературе, музыке и изобразительном искусстве 20–30-х годов XX века. Конструктивисты стремились противопоставить роскоши прежних стилей функциональность, простоту, геометрическую чистоту линий и форм. В Иркутске этап многоэтажного каменного жилищного строительства начался с 1930 года. Дом специалистов на улице Марата, 29 стал первым в городе пятиэтажным жилым каменным строением. Подобные постройки относились к конструктивизму не только визуально, но и функционально. При проектировании зданий нового типа, например, домов коммуны, создавалась полная инфраструктура обслуживания, ставшая воплощением пролетарской идеи «обобществления быта». Кроме того, строились дворцы труда, дома советов, дома ударников, дома культуры, фабрики-кухни.

 


В Иркутске в стилистике конструктивизма проектировали архитекторы Жилкин, Терновских, Тетевин, Волков. Но больше всего конструктивистских зданий на счету Казимира Миталя.
Казимир Миталь был одним из первых архитекторов Иркутска, кто проникся новым методом. Он родился в семье политических ссыльных поляков. Отец работал на золотых приисках Бодайбинского района, а мать вместе с сыном и дочкой снимала в Иркутске угол в комнате, и чтобы как-то сводить концы, шила на руках белье. Жили они бедно, и у мальчика почти не было надежды поступить в промышленное училище. Но осевший в Иркутске поляк И. П. Огрызко оказал Казимиру денежное содействие в поступлении в училище. Скопив небольшую сумму, Казимир Миталь после окончания училища поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров имени императора Николая I.  
Он вернулся в Иркутск, сделав до революции неплохую карьеру: дослужился до должности члена Иркутской городской управы, а также был избран гласным городской думы в должности заведующего технико-строительного отделения. До революции Миталь спроектировал несколько объектов: дом Розена на Пестеревской (ул. Урицкого) в стиле эклектики с элементами модерна, дом доктора Михайловского (ул. Лапина, 8), дом Ложникова (ул. Степана Разина, 19) и ряд других зданий. Также по его проекту построены здания ремесленных училищ – Ломоносовское, Иннокентьевское, Троицкое, Гоголевское.   

 

 


После революции архитектор старался реализовать новый взгляд на архитектонику постройки. В начале 1930-х годов декларировал отказ от декорирования фасадов домов, воспринимая это как пережиток прошлого. Применял конструктивистские приемы, например, разновеликие объемы и фланкирующие высоты выступающих элементов, прорезанные сплошными вертикальными или горизонтальными линиями остекления стены, задающие определенный ритм и композиционный контраст. Использовал распространенный среди конструктивистов прием – устройство пилонов лестничных клеток, выступающих за линию фасада здания, примером тому является здание гостиницы «Центральная» (ныне – «Сибирь»).
С 1930 по 1934 год по проектам Казимира Миталя или под его руководством в Иркутске были построены гостиница «Центральная», дом сотрудников НКВД, дом работников партактива, дом специалистов, школа марксизма-ленинизма и другие. Среди иркутских конструктивистских построек Миталя особой лаконичностью выделяется жилой дом сотрудников НКВД (1934 г.), расположенный на углу Литвинова и переулка Пионерского. Архитектура здания вполне соответствует определению одного из идеологов советского конструктивизма Моисея Гинзбурга, относящемуся к сооружениям в стиле конструктивизм: «…оголенные, очищенные от блестящей и поверхностной одежды, предстали во всей прелести и неожиданной остроте художественного аскетизма, во всей силе грубого и лапидарного языка простых, ничем не засоренных архитектурных форм».

 

 


Миталь создал собственную версию конструктивизма, в которой, с одной стороны, были лаконичность форм, асимметричные планы, вертикальное остекление, а с другой стороны, присутствовал классический подход, выражавшийся, например, в гармоничной интеграции здания в ткань существующей застройки.
Однако после постановления партии и правительства «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 году в архитектуре грянули изменения. Возник стиль, называющийся постконструктивизмом, ставший переходным этапом между конструктивизмом и сталинским классицизмом. Произошла «смена декораций». Власть решила, что самый верный путь развития архитектурной мысли – это ориентация на классику.

 


Главный принцип постконструктивизма – смешение стилей конструктивизма и классики. На конструктивистские фасады зданий накладывались декоративные элементы в классическом стиле. Перелицовка фасадов конструктивистской архитектуры на новый художественный лад охватывает не только столичные города, но к 1934 году доходит и до Иркутска. Общей характерной чертой зданий, относящихся к постконструктивизму, является наличие классических элементов декора (пилястры, карнизы, рустовка), после 1933 года их стали добавлять на фасады возведенных зданий. А при существовавших тогда темпах строительства в Иркутске возведение капитальных гражданских сооружений растягивалось на три-четыре года. За этот срок конструктивистские постройки видоизменялись, обрастая классической атрибутикой.  
Архитекторы, которые в начале своей карьеры проектировали конструктивистские постройки, вынуждены были изменить художественные взгляды и дорабатывать свои проекты. В Иркутске в период с 1934 по 1936 год фасады зданий, ранее построенные в конструктивистском стиле, начали «переодевать» в «классические одежды» уже повсеместно.
Примером иркутской архитектуры этого периода является Дворец культуры авиационного завода (архитектор Н. А. Четвериков, 1936 год) и школы № 43, построенной в том же году. Здание иркутского отделения Госбанка СССР (архитектор – В. Волков, 1936 г.) также является образцом этого направления.

 



Музыка, запечатленная в камне

 



Почти у каждого из иконических зданий, а именно так называют архитекторы необычные, выдающиеся, уникальные объекты, есть своя история, связанная не только с процессом его создания, но и с историей города, а иногда и с историей страны. Примером может служить здание музыкального театра. Об истории создания объекта рассказывает академик РААСН, вице-президент Союза архитекторов России, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный архитектор России Елена Григорьева.
В Иркутске, городе с высокой музыкальной культурой и традициями, театр музкомедии когда-то размещался в приспособленном помещении Общественного собрания на улице Ленина. В 1960-е годы встал вопрос о проектировании специального здания для музыкального театра. Тогда же среди дефицитов, как выражаются современные урбанисты, в списке насущно необходимых городу новых зданий числились областная библиотека и ЗАГС. Для театра было выбрано место – квартал за Крестовоздвиженской церковью в границах улиц Седова, Коммунаров, Парковой и 1-й Советской.

 


Началось проектирование культурного центра. Занималась этим мегапроектом большая группа архитекторов института «Иркутскгражданпроект». Это учреждение было тогда практически монополистом по всему гражданскому строительству и градостроительному проектированию. В нем работало около тысячи человек. Оттуда вышла целая когорта архитекторов, которые потом возглавляли ведущие проектные институты и мастерские Иркутска.
Градостроитель Вячеслав Воронежский, занимаясь схемой связей культурного центра с его окружением, между делом сгенерировал, прорисовал главную ось правобережного Иркутска — Байкальский луч, идущий от места основания города через культурный центр до самого жилого района Солнечного и дальше.
Из четырех запланированных объектов в конце 1960-х – начале 1970-х был построен ЦНТИ (Центр научно-технической информации), начаты Дворец гражданских обрядов (ЗАГС) и музыкальный театр. Проект театра, выполненный в специализированном столичном институте, был разработан к 1970 году и по образу совпал с видением Вячеслава Воронежского.  
Авторы проекта музыкального театра – московские зодчие Лурье, Стужин и Кудрявцев. Александр Кудрявцев тогда был младшим соавтором, сейчас – народный архитектор России, академик, в недавнем прошлом президент РААСН и ректор МАРХИ. Александр Петрович позже написал в одном из журналов, что их коллектив тогда бредил архитектурой Финляндии, а именно работами Алваро Аалто – ведущего представителя модернизма в Северной Европе, крупнейшей фигуры в архитектуре Финляндии. Также на архитектуру нашего театра оказал влияние структурализм великого Луиса Кана – американского архитектора, творчество которого оказало существенное влияние на формирование лица американской архитектуры середины ХХ века.
Проектирование, не ориентированное на эти феномены, авторам представлялось не только невежественным, но и профессионально безнравственным. Надо понимать, что несмотря на «железный занавес» и отсутствие интернета, советские архитекторы-шестидесятники были в курсе прогрессивных тенденций международного стиля.
По замыслу архитекторов, своим образом здание должно было ассоциироваться с музыкой, застывшей в камне, – с всплесками и кульминацией, как в нотной партитуре. Таковы были общие представления, которые в процессе проектирования уточнялись и корректировались.

 


Когда авторы приехали в Иркутск, то были приятно удивлены отношением к их проекту. Здесь не было соперничества, ревнивого отношения к «варягам», которым порой характеризуется нынешняя архитектурная реальность. Взаимопониманию помогло и то, что Николай Стужин был однокурсником Виктора Шматкова, который в то время был главным архитектором Иркутска.
Александр Петрович в уже упомянутой статье вспоминает: «Будучи очарованным историческим Иркутском, его барочными храмами, его деревянной застройкой с изумительной резьбой, авторы не пытались внести в архитектуру элементы или художественные ассоциации с этими мотивами». Они стремились к тому, чтобы театр не помешал уникальному силуэту храма, средовой деревянной застройке. Но были убежденными модернистами. И сейчас Александр Кудрявцев уверен в том, что здание несет в себе все лучшее, что накопила архитектура, и честно отражает дух своего времени.

 


Проект был полностью готов и согласован со всеми инстанциями, но тут в процесс реализации вмешались события государственного масштаба. Накануне Олимпиады 1980 года вышло постановление Совета Министров, и в целях концентрации финансов на олимпийских объектах было заморожено строительство административных зданий и объектов культуры по всей стране. Музыкальный театр и строящееся здание горкома и горисполкома («дом на ногах», как его называли в народе) надолго застыли в недостроенном виде. Но театру повезло больше: в конце 1980-х вернулись к строительству и ввели объект в эксплуатацию.

 


Здание театра с его крупными формами, облицованное редким в советской палитре отделочным материалом – травертином, заняло достойное место среди доминант правобережья Иркутска наряду с Крестовоздвиженской церковью. Интересный факт: в начале нулевых кто-то из преподавателей архитектурного факультета политеха запустил среди студентов опросный лист – какое здание современной архитектуры вам нравится больше всего? Первое место в студенческом рейтинге занял музыкальный театр.
Кто-то из горожан наверняка готов поспорить с такой оценкой. Как бы то ни было, очевидно, что в создание особой визуальной ауры и своеобразия Иркутска свой вклад внес каждый из тех, о ком сегодня рассказали архитекторы!

Екатерина Санжиева

Фото Иванны Обухович, Инны Дружининой, Василия Лисицина и из архива Елены Григорьевой



P.S.: Полная версия этих материалов об особенностях архитектурного наследия в Иркутске доступна по следующим ссылкам:

https://culture38.ru/arhitektura-zdravogo-smysla/

https://culture38.ru/neobychnye-prekrasnye-znakovye/

https://culture38.ru/lyudi-pridumavshie-irkutsk/



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ В ВАШЕМ ЖУРНАЛЕ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ, И ЭТО ПОДКУПАЕТ, ТАК ЖЕ КАК И ВАША АВТОРСКАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. А ВОТ ИЛЛЮСТРАЦИЙ МНОГОВАТО, Я ХОТЕЛ БЫ ПОЛУЧАТЬ ПОБОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЗНАКОВЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ Я ЗНАЮ. ВЕДЬ ИНОЙ РАЗ НА ОСНОВЕ ЭТИХ МАТЕРИАЛОВ Я ВНОШУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КОРРЕКТИВЫ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НО, КАК ГОВОРИТСЯ, НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩА НЕТ. КОМУ-ТО ИНТЕРЕСНО И КАРТИНКИ РАЗГЛЯДЫВАТЬ.

 

Валерий Лукин, уполномоченный по правам человека в Иркутской области