Уже более полувека строители отмечают свой профессиональный праздник. Утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1955 г. «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» впервые – и с размахом – отмечался уже 12 августа 1956 г. Это был действительно всенародный праздник.
У Дня строителя были свои традиции – в его честь организовывалось социалистическое соревнование с повышенными обязательствами, проходили торжественные митинги, праздничные мероприятия с участием представителей власти, на которых вручались награды, массовые гулянья, плавно переходящие в домашние застолья. Но, пожалуй, главной была традиция сдачи новых объектов: знаменитый стадион «Лужники» был построен как раз в первую годовщину праздника – в 1955–1956 гг. И именно к этому празднику в 2000 году был сдан уникальный объект, строительство которого шло пять лет, – воссозданный Храм Христа Спасителя в Москве.
Одной из давних традиций было «посвящение в строители» в этот день: новичку-строителю давали попробовать хлеб с солью – символ «пуда соли», который нужно съесть, чтобы освоить свою специальность. Второй шаг в профессию – подержать руки над чашей с огнем, чтобы почувствовать, насколько «горяча» будущая его работа. Потом на голову «посвящаемого» одевалась каска, и он произносит клятву.
А вот у бойцов Всесоюзного строительного отряда из Заполярья сложилась своя красивая традиция: там главной фигурой в шутливом обряде был владыка Севера Норд со свитой. Он выходит из вертолета на поле, где выстраивались студенческие строительные отряды – ССО. Свита со смехом и шутками хватала командира отряда и тащила его в бутафорскую скалу, откуда тот выходит уже с дипломом посвящения и памятным подарком: укрепленным на подставке куском знаменитой норильской руды.
День строителя всегда был и останется любимым праздником, ведь каждый из нас в той или иной мере – строитель. Сначала еще в раннем детстве мы все рисовали «домики» (помните: «нарисуем – будем жить»). И кто из нас подростковой порой не увлекался сооружением «балаганов» (из подручных «стройматериалов»)? В юности – студенческие стройотряды: «за туманом и за запахом тайги», за романтикой. Повзрослев, граждане и гражданки сами строили свои дачи, гаражи, бани…
Незабываемы годы нашей истории, когда вся страна – тогда она носила красивое название Советский Союз – напоминала одну большую стройку. Те, кого мы сейчас называем ветеранами Великой Отечественной и тружениками тыла, одержав великую (и выстраданную) Победу и воодушевленные ею, в течение всего лишь десяти лет восстановили свою страну, по которой огненным смерчем прошла жесточайшая в истории война.
А то, что за эти же годы сделали профессиональные строители, можно смело считать их великой профессиональной Победой. Сколько было восстановлено городов, сел, памятников архитектуры, заводов и фабрик, мостов… Это был настоящий трудовой подвиг строителей. Его нельзя было не заметить и не отметить. К этому времени власть обратила внимание и на ситуацию с жильем – оказалось, что людям его все еще катастрофически не хватало. Поэтому и было принято принципиальное решение о форсировании сроков и объемов строительства.
Перед строительной отраслью страны были поставлены задачи не менее амбициозные, чем покорение космоса: к 1980 году обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой. Но… Одновременно вышло и другое постановление – «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»: в стране уже вовсю развернулась кампания по борьбе с «культом вождя», которая не обошла стороной и строительную область. Оказалось под запретом все то, что принято называть «сталинским ампиром»: различные арки, портики, декоративные колоннады, башенные надстройки. По мнению авторов указа, только отказавшись от таких «художественных излишеств», можно было увеличить темпы строительства. Кроме того, в указе рекомендовалось отойти от «завышенных площадей передних, коридоров и других вспомогательных помещений». Партийные директивы предписывали разработать типовые проекты, призванные резко удешевить строительство жилья и сделать его доступным для трудящихся. «У наших строителей есть всё для того, чтобы решительно двинуть вперед строительное дело, осуществить его широкую индустриализацию, значительно повысить производительность труда и снизить стоимость строительства…» – писали 7 сентября 1955 года «Известия».
Так началась эра крупнопанельного домостроения – и по всей стране стали возводиться знаменитые «хрущевки». Стоимость строительства снизилась, но вместе с ней – и качество жилья. Вскоре по всему огромному Союзу этих домов стало больше, чем жилья дореволюционной постройки. И уже в 1969 году советские партийные руководители стали задумываться о вредных последствиях тотальной стандартизации. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» поставило задачу повышения художественно-эстетических характеристик и эксплуатационного уровня нового жилья.
После выхода «судьбоносных и исторических» принимались отраслевые постановления («…руководствуясь решениями (имярек) Съезда и во исполнение постановлений Правительства и Совета Министров…», что в народе называлось «изгибаясь вместе с линией партии») – и работа строителей продолжалась. В указанном направлении. Но порой для того, чтобы перестроить «конвейер», требовались годы...
«Исторические и судьбоносные» решения конца 1980-х – начала 1990-х годов заставили всю страну так «прогнуться», что, казалось, уже и не распрямиться. Сначала с самой высокой трибуны было громогласно обещано, что «к 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире». Эра коммунизма как бы отодвигалась к горизонту, но все еще оставалась «в пределах видимости», а приблизить ее наступление предлагалось через ускорение, сухой закон и перестройку… Однако только мы как бы ускорились и, трезвея, пытались понять, что перестраивать-то бум? – в стране, как в известном анекдоте тех лет, что называется, «рельсы кончились». Не только строительная индустрия, но и вся держава зашла в тупик…
Так вот уже в те годы лучшие специалисты строительной индустрии пытались докричаться до «высоких» ушей «реформаторов», предлагая решения многих и отраслевых и государственных проблем, научно обосновывая и доказывая, что нужно дать строительству «зеленый свет» – и оно выведет за собой многие другие отрасли… Но некому было их услышать – у тех, кто принимал государственные решения, ключевым словом было «кредиты», на все остальные слова велено было не реагировать.
Но было время, когда в нашей области велось такое строительство, как, пожалуй, нигде на всем «глобусе». Появлялись новые города, заводы и комбинаты, целый каскад электростанций, железнодорожные магистрали… А начиналась любая стройка века XX-го с первопроходцев, с первого удара топора, с первых палаток. А потом жители этих палаточных городов начинали возводить настоящие города – с «нулевой отметки». Жили они посреди тайги в палатках, но видели будущие города белокаменные, гидроэлектростанции, заводы – и строили их, преодолевая невозможное. И очень скоро появлялись в Приангарье эти новые города и новые производства, а о тех, кто все это возводил, пели песни, слагали и легенды, ими гордились – и по праву.
Но нет худа без добра – в те же 1990-е произошел новый перелом, отразившийся не только на планировках квартир, архитектурных решениях и технологиях, но и на структуре строительного комплекса. На смену правительственным постановлениям, регламентирующим площади кухонь и прихожих для среднестатистического человека, пришел частный заказчик, голосующий за квадратные метры реальными деньгами. С тех пор жилой фонд стал все дальше уходить от «серых» стандартов.
Новые экономические условия, материалы и технологии создали почву для реализации смелых архитектурных проектов и реконструкции старых домов. Изменилось многое, но, да простят меня в День строителя тостуемые, как можно было родить такое ноу-хау, как сдача квартир с черновой отделкой? Хотя как приобщение широких слоев населения к профессии – это смело. Смайл.
Вот здесь позволю себе напомнить слова Роберта Зурабова, Героя Социалистического Труда, одного из основателей и легендарных руководителей Ангарского управления строительства – АУС-16 в 1948-1961 годах, из его интервью почти 40-летней давности: «Прежде всего город должен быть хорошо запроектирован и добротно построен. Я придаю большое значение сохранению окружающей среды, так называемому экологическому фактору. Когда мы несли ответственность за застройку Ангарска, уделяли большое внимание сохранению, по возможности, каждого дерева. Хочется верить, эта практика продолжается и по сей день». Хотелось бы верить, что и для Иркутска это станет и доброй традицией, и практикой – озеленять новостройки.
Пока же очень жаль, что «и по сей день» в нашем городе с древней историей на месте исчезающих исторических деревянных памятников возводятся динозавроподобные строения, и не чувствуется в них ни колорита сибирского, не просматривается и «лица» индивидуального.
И все же нельзя не отметить, что в общем наш город в последние годы стал симпатичней и чище, местами даже привлекательней – благодаря и строителям тоже. Потому профессиональный праздник День строителя останется одним из любимых и народных.
С праздником вас, профессионалы – и любители домодачебанестроения! Успехов вам в нелегком, но таком нужном и благородном труде. Желательно без прогибаний под историческими указивками, без кризисных «девятых валов» и прочих испытаний вашей верности в профессии. И пусть никогда никакой гость Иркутска не скажет о нашем городе вицинское – «романтизьма нету».
Да пребудет с вами сила – сила любви к городу и его людям, к профессии. Цените строителей в себе, а не себя в строительстве.
Подготовила Галина Костина
- Это фантастика! Часто езжу по стране, но ни разу нигде не встречал ничего похожего на ваш журнал. Иркутяне, вы жжете! Классное издание! Респект! Так весело и умно сегодня не пишет, кажется, вообще никто!
Борис Линчук, командировочный, г.Кемерово