Вместо эпиграфа:
Встречаемся прошлым летом с друзьями, пять лет назад уехавшими в Англию. Друзья наши – люди, пропитанные духом латышскости до мозга костей, пускающие слезу при звуках латышского гимна, обожающие всё национальное, но приезжающие в Латвию только раз в год – на праздник песни. В этот раз с детьми – сыну – 6 лет, дочке – 8. Ни один ребенок не говорит по-латышски.
Ошарашенно спрашиваю: «ПОЧЕМУ???»
Простодушно отвечают: «А зачем?»
И действительно - зачем?
А теперь собственно факты из жизни в ЕС:
«Более 10% граждан Латвии рождаются в Великобритании, и это только по официальной статистике. Реально это цифра в два раза выше. «Эмиграция стала нормой во всех трех странах Балтии, и в ближайшие годы их диаспоры продолжат расти. (профессор факультета экономики и управления Латвийского университета Михаил Хазан.) Мигранты из новых стран ЕС, за исключением Румынии и Болгарии, более образованны, и уровень их занятости выше, чем местного населения. Тем не менее им платят меньше, чем местным жителям, при этом они часто выполняют малоквалифицированную работу.»
Ежегодно из Латвии на Запад уезжает небольшой город (около 39 000 человек).
Для сравнения – из России – 58 000. А теперь сравните габариты стран и оцените уровень «благоденствия».
Причем уехавшие заявляют честно и открыто:
«Я хочу остаться в Англии, но иногда приезжать в Латвию. Мне не хотелось покидать Латвию. Однако мать и отец больше не могли содержать семью и тогда решили ехать сюда», — указал 14-летний Даниэл Шмитс.
«Я не хочу возвращаться обратно, потому что не хочу жить в нищете, как это было в Латвии. Надо, чтобы власть больше думала о крестьянах, об их детях, чтобы они могли выжить. Мы не выжили. И я не хочу больше это переживать. Поэтому не вернусь в Латвию», — добавил 16-летний Рихард Шмитс.
В Латвии семья мучилась два последних года. При том, что оба родителя работали в животноводстве. В Великобритании налоговая политика и поддержка многодетных семей гораздо лучше, чем в Латвии, отмечают эмигранты.
«Если дети начинали болеть простудными заболеваниями и не было денег, то приходилось брать кредит, чтобы купить лекарства. Когда мы приехали сюда, то я была удивлена, что в приемном отделении больницы нам даже антибиотики дали бесплатно. Все бесплатно. Детям не надо платить ни за лекарства, ни за что. А в Латвии было трудно всем», — рассказала Шмита.
Профессор Кафедры истории Литвы ВУ Людас Труска: «Это не эмиграция, это эвакуация.» Труска сравнивает сегодняшнюю эмиграцию с чумой, которая опустошила Литву в начале XVIII в., когда был потерян каждый третий житель. "Но с XVIII в. не было таких периодов, в которые число жителей Литвы уменьшалось. Даже конец XIX в. - начало XX в., когда наблюдалась огромная эмиграция, особенно в Северную Америку, когда из Литвы эмигрировал почти миллион жителей», - сказал историк.
«Все опасения, которые 10 лет назад высказывались по поводу минусов от вступления Латвии в Евросоюз, подтвердились. (Глава Общества юристов Айвар Боровков.) Политическая культура или бескультурье настолько велики, что правящая элита, обращаясь к обществу, считает общество глупым. И поэтому обществу нужно лгать. Самое мерзкое — что тебя считают идиотом".
Даже сами британцы забеспокоились:
«Массовый выезд жителей Латвии в страны ЕС в поисках работы может привести к тому, что этнический состав населения страны изменится не в пользу коренной нации. Это приведет к негативным политическим последствиям», пишет Financial Times
А как же! Национальный состав уже меняется!
Мой друг, производитель великолепных броневичков DARTZ, Леонард Янкелович просит обратить внимание на количество кебабных, которые открываются ныне на каждом рижском углу. «Рядом с моим домом всю жизнь работал небольшой базарчик, на котором селяне продавали свои продукты, которые пользовались спросом. Сейчас на месте базарчика эта «цитадель восточной культуры».
Появление этих «культурных центров» хорошо дополняют импозантные бородатые «латвийцы», предлагающие в Верманском парке (самый центр Риги) брошюры: «Популярно об исламе» на латышском языке.
Однако дадим слово самим новоевропейцам:
Башир Фарс Пурджан, 25 лет, приехал из Ирана:
«Я приехал в Латвию три года назад, так как искал более спокойную страну для проживания — у нас в Иране все как-то непостоянно, неспокойно. Могу сказать, что вы — коренные латвийцы — зачастую даже не осознаете, в какой прекрасной и безопасной стране вы живете.»
Фавад Назари, 17 лет, беженец из Афганистана (приехал со всей семьей):
«Проживаю в Латвии немногим меньше года — наша семья приехала сюда, спасаясь от неспокойной обстановки в Афганистане. Пока мое будущее в Латвии достаточно туманно. Что делать? Где жить? — ответов на эти вопросы пока нет…»
Илхам Хамизода, 25 лет, приехал из Таджикистана
"Я осознанно приехал в Латвию шесть лет назад для поступления в вуз. Помню, мы с другом шли по Душанбе, и случайно забрели в офис фирмы, которая занимается отправкой студентов в страны ЕС. Именно там я понял, что хочу учиться в Риге»
Лично я ежедневно вижусь утром в спортзале с прекрасным парнем – иранцем. По-латышски он, правда, не говорит и не собирается. Но его это особо не волнует. Да и власти – тоже. Им же что главное? Чтобы не говорили по-русски. Потому что русский, это кто? Знамо дело – оккупант! А к мигрантам отношение гораздо более лояльное: «Совершеннолетние беженцы и лица с альтернативным статусом смогут получать в Латвии ежемесячное пособие в 256 евро, а на детей будут выплачивать 76 евро в месяц.» Это предусматривают Правила Кабмина от 22 апреля сего года.»
А так как семьи мигрантов многодетны и включают 4 взрослых и столько же детей, то на круг получается 1300 евро в месяц – в провинциальном городе Латвии, где дом можно арендовать за 300 евро – сумма вполне приличная.
Ну что ещё светлого рассказать Вам в канун светлого праздника - ДЕСЯТИЛЕТИЕ В ЕВРОСОЮЗЕ?
«Нехватка специалистов в больницах Латвии, особенно региональных, достигла критической границы. Если Министерство здравоохранения не начнет немедленно действовать, жители регионов останутся без здравоохранения,» заявило Латвийское общество больниц. По данным общества, в больницах за пределами Риги более половины врачей — предпенсионного и пенсионного возраста, например, в Балви и Гулбене таких врачей 60%. А единственному практикующему в Даугавпилсе отоларингологу более 80 лет.
Каждый житель Латвии должен уже по 5 000 евро. И этот долг каждую минуту увеличивается . А параллельно с ним экспотенциально растет количество частных банкротств и самоубийств. Для тех, кто еще не в курсе – в соответствии с ипотечными правилами Латвии, возвращение заложенного имущества не освобождает должника от обязанности погашать и далее кредит, включая пени и штрафы…
Но я был бы очень несправедлив, если бы не сказал, кому в Латвии жить хорошо.
Это мощный, крепко спаянный и очень зубастый класс чиновников, число которых увеличилось в три раза за последние 12 лет. Только в государственном управлении зафиксировано 60 000 трудоустроенных товарищей, которых ВСЁ УСТРАИВАЕТ (против 8 000 времен СССР). А вместе с членами семей, это уже будет 240 000 человек. Неплохой электоральный кулак для 2х-миллионного государства, не правда ли?
Они, правда, тоже считают работу в Латвии досадной временной командировкой, держа свои капиталы, отдыхая и обучая детей там, почему-то гораздо западнее Прибалтики. Но зато пока… зато сейчас…
Это государство посвящается только им!
Я НЕ ПОСТОЯННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ "КУЛУАРОВ", НО КОГДА ЖУРНАЛ МНЕ ПОПАДАЕТСЯ В РУКИ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЕГО ПРОСМАТРИВАЮ. КОНЕЧНО, ОТ КОРКИ ДО КОРКИ НЕ ЧИТАЮ, НО КАКИЕ-ТО СТАТЬИ МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ
Мария Беликова, маркетолог
Комментарии