вверх
Сегодня: 30.10.24
12.png

700 километров названий

 

… и гражданин редактор говорит мне: «Напиши, понимаешь, про то, что какая-то лажа у нас с топонимикой. Вот Советских улиц восемь штук, а улицы Любования Восходящим Над Ангарой Солнцем – ни одной. Ну ладно бы с ним, с Восходящим Солнцем, но вообще адекватных названий маловато – все какие-то «третьи улицы Строителей». Как думаешь, а?»

 

Ну, положим, Советских переулков в Ново-Ленино вообще восемнадцать – и ничего, живут же люди...

 

Я сказала, что подумаю. После чего вернулась домой, нашла номер «Кулуаров» и, водя по строчкам пальцем, обнаружила желаемое: «Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции». Ага! Это было то, что нужно. Потому что я вообще-то против улицы Медитации На Величественное Здание Иргиредмета. Хотя, справедливости ради, к какой-нибудь очередной улице Водопроводчиков тоже есть вопросы. Понятно, что порядковый свой номер улицы получали от ограниченной фантазии тех, кто эти названия сочинял. И это не беда исключительно советского времени, а то самое наследие царских времен, когда шесть подряд Иерусалимских улиц скопом переименовали в шесть Советских – и все дела. Но мне кажется, название Иерусалимская и Советская с точки зрения истории идентичны. Особенно спустя какую-нибудь сотню лет.

 

Да, спору нет, некоторые уличные переименования пошли на пользу если не благозвучности, то хотя бы благолепности: была Сарайная – стала Александра Невского, была Кладбищенская – стала Парковая. А некоторые, как и положено, не пошли: Семинарскую заменили на Польских Повстанцев; Дворянскую, само собой, – на Рабочую. Наконец, есть и топонимически спорные моменты: ничего плохого в том, что бульвар у нас носит имя первого космонавта, но и Университетская набережная звучало б неплохо, равно как и Кругобайкальская – против Терешковой.

 

Опять же, понятно, что Марата сменила Луговую по политическим мотивам, да и огромный городской луг, который находился на месте стадиона «Труд», погребён под оным. Но! Как бы красиво было в центре Иркутска иметь улицу Луговую! Или все же «красиво» здесь ни при чем?

 

Вот в чём, собственно, вопрос вопросов: мы хотим, чтобы было – как? Красиво, правильно или удобно? Историческую конъюнктуру, так и быть, вообще не рассматриваем – ибо анализ делаем не профессиональный, а сугубо по-любительски заинтересованный. И в том заинтересованный, чтобы город Иркутск хоть где-то в чём-то как-то приблизился бы к той самой, набившей оскомину, «совсем Европе» – и не в виде одноименной гостиницы, что на Большой Русиновской.

 

На вкус и цвет, само собой, только приятели-временщики и найдутся. Отсюда все эти товарищи Желябовы с Урицкими и Володарские с Каландаришвили. В духе времени. Но – и что? Взять и переименовать в героев нашего времени? А потом, спустя ещё лет двадцать, когда герои опять поменяются, – ещё раз? Плавали, знаем.

 

Хорошо об этом поразмышлял историк и писатель Леонид Юзефович: «Переименование – это, в сущности, суд и, следовательно, очень большая ответственность. Играя именами, мы уподобляемся первым людям, дававшим названия вещам нового, только что сотворенного мира, а значит, тем самым невольно трансформируем окружающую реальность. И в то же время эти изменения иллюзорны и поверхностны, они не касаются сути явлений…». И дальше: «Отечественной политике в сфере топонимики всегда не хватало последовательности – и, на мой взгляд, это хорошо. Большевики изо всех сил боролись с венценосцами, но стоит же на Невском проспекте памятник Екатерине II, а на Исаакиевской площади – Николаю I, которые всегда там стояли и всегда, даст бог, будут стоять. Мне бы хотелось, чтобы тот же принцип чарующей и мудрой непоследовательности сработал и сейчас – в случае с улицами, названными в честь революционеров и террористов. Ведь единой – безусловно справедливой, всех устраивающей – позиции в этом отношении все равно нет и быть не может».

 

С революционерами и прочими историческими фигурантами – понятно. А вот с восемнадцатью Советскими переулками как быть? Что ли, на самом деле пойти в сторону украшательства? Или как там в пору нашего советского прошлого пелось – «пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени…»?

 

Все дело, как мне кажется, именно в этом! В привязке к неким общечеловеческим ценностям. Это отлично, что улица названа в честь Героя Советского Союза Челнокова, но Вокзальная – была лучше. Это нормально звучит – Степана Разина, но Почтамтская – тем более что почта там до сих пор есть – это вернее. И даже Понтонная правильнее Маяковского, несмотря на то, что понтона уже и нет без малого сто лет как. И уже упомянутая Луговая – в эту же копилку. Ведь сохранилась же каким-то чудом Ямская, которая не от ям (что было бы логично!), а от ямщиков. И Подгорная сохранилась.

 

И, между прочим, в своей Резолюции VIII/2 (2002 год) восьмая Конференция Организации Объединенных Наций по стандартизации географических названий рекомендует соответствующим национальным органам выступать против использования личных имен для обозначения географических объектов (что означает – включая названия улиц) при жизни соответствующих лиц.

 

Хотя я не против фамилий. Но кто сказал, что Ланинская звучит лучше, чем Литвинова? Мне кажется, что Литвинова – вообще хорошо звучит, если на то пошло. Или это – пОшло: смотреть на звучание?

 

Но вот что-то мне подсказывает, что не настолько это и пошло, если мы хотим видеть наш город самобытным и приятным для жизни. Чтобы в нём – совершенно по Антон Палычу – были прекрасны не только одежда с обувью, но и прочие символы цивилизации. Названия улиц, например.

 

Конечно, забавных перегибов здравого смысла у нас навалом. К примеру, просто очаровательная (по названию) улица Моцарта расположена в совершеннейшей Сарафановке – в частном секторе, за улицей Помяловского. Маленькая, кривая, ухабная, но – Моцарта! По соседству с улицей Дружбы и с улицей Целинной. Ну вот скажите мне: откуда там – Моцарт!? С какого перепугу?! А вот от той самой любви к прекрасному (или по какому-нибудь пролетарскому приколу, что вернее).

 

Но, честно говоря, в прекрасное верить приятнее. А потому я голосую за соответствие! Улица и её название должны подходить друг другу, быть по размеру, по образу и подобию. Совпадать на уровне впечатления. И если там много солнца, так пусть так и называется – Солнечная. А ежели как в аэродинамической трубе по розе ветров по ней протягивает – так пусть и будет Ветреная (или Ветренная – для специфических случаев). Насчёт менеджеров ничего пока не скажу, но Капитанская улица вполне имеет право на существование. Равно как и Третья улица Строителей. Только без «третьей». Потому что немножко фантазии – и все получится. А фантазию есть куда прикладывать. Всего в Иркутске более 800 улиц. Общая протяженность – 700 километров.

 

700 километров хороших названий! Есть куда стремиться!

 

 

Анастасия Яровая

 

От себя добавим, что 4 июня в 15.30 в Иркутске состоится общественная дискуссия "Советская топонимика Иркутска как явный анахронизм?" Она будет проходить в  в филиале Иркутского областного краеведческого музея в рамках открытия выставки "Как зовут тебя, улица?". Организатор дискуссии - Иркутская городская общественная организация "Клуб молодых ученых "Альянс" при поддержке Московского офиса Фонда Фридриха Науманна. Адрес филиала музея: Иркутск, 3 июля, 21.
В дискуссии предполагают принять участие директор иркутского областного краеведческого музея Дмитрий Люстрицкий, главный редактор газеты и гендиректор ЗАО "Газета"Восточно-Сибирская правда", председатель областного союза журналистов Александр Гимельштейн, журналист, издатель журнала "Иркутские кулуары" Андрей Фомин, журналисты Владимир Скращук и Михаил Кулехов, члены общественной палаты города Иркутска и Иркутской области.



Комментарии  

#2 Топоним 05.06.2013 20:51
Вкусовщина: нравится - не нравится. Улицы надо не переименовывать , а возвращать исторические названия. В полном объеме.
Цитировать
#1 Ирина Сафонова 04.06.2013 11:19
Анастасия, полностью с вами согласна. Я не понимаю, для чего улицам возвращать их прежние названия, когда жители привыкли к тем названиям, которые есть сейчас. Город должен быть удобным. А смена названий доставит много неудобств не только жителям, но и различным службам, почте, например. А если власть сменится? Опять будем возвращать нынешние названия? Я за то, чтобы оставить улицам их сегодняшние названия
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТЯЖЕЛОВАТЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ. МНОГО О ПОЛИТИКЕ ПИШЕТЕ И ОЧЕНЬ СЛОЖНО.

Марина Попова, преподаватель русского языка и литературы