Алтай... Само название – Ал-тай – очень благозвучно, красиво. Мы часто слышали на Алтае о Духе Алтая – Алтай Хане. Тут можно почувствовать незримое присутствие, незримый глаз... Тонкую Энергию пронзающую. Опеку высших сил над людьми.
Заехать на Алтай впервые мне удалось с оказией из Новосибирска. Пять часов на джипе – и вдруг вступаешь в царство гор и рек. Тумана и тишины. Мост через Катунь – и вот уже шагаю в направлении легендарного Аската. Тут пять картинных галерей и одно сельпо.
Алтай богат не только своей природой, но и самородками-людьми. Если присмотреться, прислушаться, там каждый второй-третий – Шукшин, каждый десятый – Ломоносов... Кто бывал на Алтае, он уже не может оставаться прежним, что-то обязательно меняется – мы можем стать богаче душой, если будем более чуткими, более открытыми, более тонкими, дружелюбными ко всему, что нас окружает... Алтай – это особое место силы и мудрости. Алтай еще откроет себя в скором будущем. Рерих – единственный, кто дал вразумительный ответ о мире и месте будущего: Шамбале. Он утверждал, что возникнет этот мир именно на Алтае… Не в Тибете, Индии, а именно в Горном заповедном Алтае.
От аскатского моста всего четыре километра до другого села – Анос, более традиционного и менее переселенческого. Тут и избы попроще, и люди не такие сверхзанятые повсюду. Нет строительных наворотов, и не нарочит духовный апломб в первом приближении.
Но и тут есть история. И это прежде всего родина известного художника Чорос-Гуркина. Тихо присоединившись к идущей в избе Гуркина экскурсии, послушал рассказ об охоте на шаманов, о свинчивании любых начинаний на местах в сталинские годы и быте крестьян.
Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем.
А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В. Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.
Впоследствии, в Академии, И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание – пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине. Нужда, бытовые неурядицы всю жизнь преследовали художника, и просто удивительно многообразие и объём созданного им.
В своих лучших работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
Жителям Алтая свойственна духовная связь с Природой. Они считают, что всё пространство среднего мира заселено духами, с которыми необходимо сотрудничать. Алтайской духовной культурой является множество вполне здравых верований об отношениях людей к природе и людей между собой.
Период жизни и творчества Григория Чорос-Гуркина с 1917 по 1937 год связан с событиями революции, гражданской войны и становления советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создается государственное образование алтайцев – Каракорум-Алтайская окружная управа, и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. В апреле 1919 года Гуркина арестовывают колчаковцы «за сепаратизм и измену Родине». Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), художник уезжает в Монголию, а в 1920 году перебирается в Туву.
В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году – в Москве. А.В. Луначарский в своей статье о московской выставке отметил особенно поразившие работы Гуркина такими словами:
«Отмечу ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утончённая техника – я уже не знаю».
Творческий путь художника в 20–30-е годы связан с социалистической новью Алтая. В это время он создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. В его полотнах – гармоничность мироздания.
В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован с обвинением по ст. 58 п.4-11 УК РСФСР. 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.
В последнем письме, написанном в апреле 1937 года детям и внукам, художник пишет:
«Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же благодаря силе природы он инстинктивно к ней привязан... По понятию алтайцев-язычников, из поколения в поколение, в ряде веков выросших в горах и дебрях лесов Алтая – он не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев-язычников Алтай – живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие... Он – живой кормилец, отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озера – это его глаза, смотрящие на Вселенную. Водопады и реки его – речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...»
Михаил Юровский
30 Winter Outfit Ideas to Kill It in 2020 - Fashion Inspiration and Discovery"ЕСЛИ Б «КУЛУАРОВ» НЕ БЫЛО, ИХ СТОИЛО БЫ ПРИДУМАТЬ. МЫ ЖЕ НА ВАШИХ МАТЕРИАЛАХ СТУДЕНТОВ УЧИМ!"
Юрий Зуляр, доктор исторических наук, зав. кафедрой политологии и отечественной истории исторического факультета ИГУ
Комментарии