вверх
Сегодня: 27.07.24
10.png

Au, золото!.. Я иду искать!

У Дины Рубиной в романе «Вот идет Мессия» есть такой эпизод. Повзрослевшая внучка говорит дедушке после своего дня рождения: «Деда! Ну, сколько можно?! Ты опять подарил мне золото! Ты же знаешь, что я не люблю и не ношу золото, тем более с такими дорогими камнями! Это не мой стиль». На что дедушка спокойно отвечает: «Никогда не знаешь, когда придется дать очередное колечко очередному охраннику, чтобы откупиться…» Нормальный жизненный подход старого еврея, который прошел погромы и – ой вэй! – знает, что говорит…

 

 Нам тут, у нас в Сибири, всё же не до таких крайностей, хотя и край самый каторжанский, и менталитет соответствующий – ровнехонько укладывающийся в существующую веками схему, в которой деньги – всего лишь разноцветные бумажки, фантики. И цена им – по себестоимости, как у любого полиграфического продукта, поскольку в одночасье поменяться может, что мы уже проходили в нашей государственной истории не раз и не два. Разве что спустя столетия будут бумажки цениться дороже номинала у любителей-нумизматов.

 

 Золото – это другой разговор. Это категория почти что вечная. А может, и не почти что. Ведь даже в отличие от вина, которое может превратиться в уксус, настоящее золото с годами приобретает дополнительную ценность, которая будет расти, расти, расти… Не всегда в геометрической прогрессии, но уж дешеветь не будет наверняка.

 

 Слово «настоящее» здесь главное. Ибо…

 

 Об этом мы и говорим сегодня с нашим экспертом – директором Иркутского ювелирного завода Евгением Борзых.

 

 Евгений Владимирович из тех, кому за державу обидно. Причём с разных точек зрения: и как за страну, которая теряет не только колоссальные деньги, но и доверие и уважение со стороны сограждан. Так и за самих сограждан, которые по незнанию могут попасть в ситуацию, когда их откровенно обманут (а потом догонят и еще раз обманут). Речь не только о «цыганском золоте», которое является откровенным обманом, – речь о золотых изделиях, произведенных за границей и попадающих на прилавки ювелирных магазинов. О чём говорим?

 

 – Давайте посчитаем, – предлагает Борзых. – Золото в магазине не может стоить дешевле, чем 1500 рублей за грамм. Просто не может – это я говорю, как специалист. И лишь 10 процентов от стоимости золота занимают затраты на производство. Изделия, которые произведены за рубежом, облагаются полной таможенной пошлиной при ввозе в Россию плюс налог на добавленную стоимость. Получаем, что цена зарубежного изделия должна быть не меньше, чем 2–2,5 тысячи за грамм. Отсюда вопрос: как изделия, которые произведены за границей, могут в иркутских ювелирных магазинах стоить 1,5 тысячи?

 

 – Как?

 

 – Это контрабанда. Такое золото завозится по «серым» схемам, с которых не платятся таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Технологии давно уже шагнули вперёд, и за границей уже научились изготавливать поддельные клейма Государственного пробирного надзора Российской Федерации и ставить их там, на месте, минуя госпошлину на клеймение и таможенное оформление в России. Потому что инспекции пробирного надзора изделия, которые произведены за границей без таможенного оформления, принять к клеймению не имеют права. Второй момент. Изделия за рубежом производятся не по российским стандартам. Российский стандарт – это содержание золота и примесей в сплаве, безвредное для человека.

 

А вот это уже не так безобидно. В последние годы у многих новоприобретенных золотых изделий появилась такая «особенность» – со временем они темнеют. Но ведь с точки зрения химии это невозможно! Золото – такой металл, который не окисляется, он может помутнеть в процессе носки, но при чистке и полировке возвращает первоначальные качества. Или, как говорит Евгений Борзых, «становится молодым и красивым».

 

Но это изделия, выполненные в полном соответствии с технологическим процессом. А что творится сейчас?

 

 – В последнее время участились случаи так называемого глубокого золочения. Когда серебряные изделия – и это в лучшем случае, а бывают и медные, и латунные – продаются под видом золотых. Вот посмотрите…

 

И Евгений Владимирович протягивает мне кольцо. По виду – золотое, с клеймом. Всё как надо! Но только специалист при проведении экспертизы скажет, что клеймо поддельное, а само кольцо – серебряное. И цена ему 100 рублей в базарный день, а не две тыщи, которые за него просят.

 

 – Что происходит? – рассказывает Борзых. – Например, по трассе М55 ездят румынские цыгане – у них таких колец понаделано… Стоит машина, капот поднят: бензин якобы кончился, а денег нет. Наши останавливаются с желанием помочь, те и предлагают – купи за тыщу, за две золотую печатку… Человек смотрит: заводское клеймо, всё как положено, – оставляет две тысячи и забирает фальшивку. Дело в том, что на глаз подлинность такого кольца не установит даже специалист. И потом, за семьдесят лет советской власти мы же привыкли к тому, что в этой сфере не обманывают. Потому что государство следило за ювелирным производством очень жёстко.

 

 – А теперь?

 

 – В последние годы наше государство пытается этот рынок сделать более либеральным, и поэтому с инспекций пробирного надзора убрали многие функции, и в том числе – контроля. Раньше по магазинам ходили контролёры, которые проверяли изделия на соответствие стандартам и требованиям. Некачественные изделия тут же изымались, предпринимателю выписывали штраф. Предпринимателю обманывать было невыгодно. А сейчас его за руку может поймать только Роспотребнадзор, да и то лишь в том случае, если человек, который купил изделие, напишет жалобу…

 

 В последние пять–шесть лет этот рынок стал более чем либеральным, и заниматься продажами золотых изделий может, по сути, любой. Захотел – и вперёд. Раньше необходимо было получить лицензию, собрать кучу разрешительных документов, а сейчас всё делается в уведомительном порядке. Просто поставил в известность налоговую – и торгуй! А поскольку контроля как такового нет, рынок золотых изделий стал весьма привлекательным. И в том числе – для всевозможных нарушений.

 

 – В России существуют жёсткие стандарты на сплавы, которые нам остались от Советского Союза. Например, мы обязаны применять цинка 0,05 процента, кадмия – 0,03 процента… Это вредные вещества, но в таких количествах их содержание в сплаве допустимо. Они нужны для качества литья. Что делают за рубежом – в Китае, Турции, Таиланде, где в основном и сконцентрированы заводы, участвующие в «серых схемах» поставок золота в Россию? Чтобы снизить свои затраты по обработке – не ставить дорогие литейные комплексы, они цинка, например, добавляют 10 процентов. При этом содержание золота в сплаве может быть соблюдено. Но 10 процентов цинка при допустимых 0,05!!! Литейные качества сплава улучшаются, но в изделие попадает такое количество вещества, которое просто опасно для здоровья! И на физических свойствах изделия это тоже сказывается не лучшим образом. А наши инспекции количество этого вещества не проверяют. Потому что для них главное – содержание золота. И такое возможно даже в изделиях, которые поступают к нам по легальным каналам, – просто там другие стандарты.

 

 – И что же делать? Вот я просто хочу купить золотое кольцо и серёжки, и чтобы потом спустя годы их можно было оставить детям–внукам в качестве наследства. А вы такие страсти рассказываете!..

 

 – Я рекомендую покупать золото в старых проверенных сетях. Такие магазины есть в Иркутске – все их знают. Там отработан внутренний контроль за качеством изделий, и они просто не станут продавать неизвестный товар. Следующее – покупать изделия известных торговых марок. Потому что клеймо этих изделий гарантирует не только качество, но и потребительскую безопасность. И, наконец, смотреть на цену. Помните, что цена за 1 грамм золота не может быть дешевле 1,5 тысячи рублей. А изделия с драгоценными камнями не могут быть дешевле 4–5 тысяч рублей за грамм. Если же вам предлагают золото по цене 800–900 рублей за грамм – это однозначно подделка. Стоит ли тратить деньги на неизвестно что, тем более если вы покупаете золотое украшение и хотите, чтобы оно служило не только вам, но и вашим потомкам?

 

 Известное дело: скупой платит дважды. Не менее известно и другое: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. Золото, конечно, не вещь в расхожем понимании этого слова. Золото – это эквивалент и символ. Чего – подберите сами: успешности, богатства, верности традициям, желания вложить деньги и преумножить их. А ещё – самоуважения. Золото должно быть настоящим. Подлинным. Способным пережить не годы, а века. И даже тысячелетия. Скифское золото, к примеру, датируется VII веком до нашей эры! А всё как новенькое!

 

 Чем плохо, если и золото, купленное в начале XXI века, доставит удовольствие вашим пра-пра-и так далее правнукам. Главное, правильно купить сегодня. А остальное – вопрос времени.

 

 

Надежда Куликова

Журнал "Иркутские кулуары" № 26-27

Klær Nike

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"ЕСЛИ Б «КУЛУАРОВ» НЕ БЫЛО, ИХ СТОИЛО БЫ ПРИДУМАТЬ. МЫ ЖЕ НА ВАШИХ МАТЕРИАЛАХ СТУДЕНТОВ УЧИМ!"


Юрий Зуляр, доктор исторических наук, зав. кафедрой политологии и отечественной истории исторического факультета ИГУ