Фонд помощи ветеранам анимационного кино зовет всех на благотворительную новогоднюю ярмарку, средства от которой пойдут на помощь самым нуждающимся художникам, режиссерам, аниматорам. Вся страна пользуется плодами труда этих людей, воспитывает на их мультфильмах детей и внуков, а они не получают от этого практически ничего.
Миллионеры из хрущоб
Когда умер Федор Савельевич Хитрук, все наперебой стали говорить о том, какую потерю понесла наша культура, как несколько поколений было воспитано на его фильмах, как его Винни-Пух изменил мир, как без него не было бы великой советской анимации, которой, как балетом и ракетами, до сих пор по привычке гордится наша страна.
Соболезнования выражались на всех уровнях, все скорбели, что ушла целая эпоха, мы утратили народное достояние. А пока "миллионы благодарных зрителей" говорили громкие слова, ученики Хитрука, его друзья, коллеги-аниматоры собирали деньги, чтобы достойно помянуть Федора Савельевича.
…Когда 95-летний режиссер уже не мог ходить, всем анимационным миром копили ему на специальную кровать. Народный артист СССР, ветеран войны, обладатель ордена "За заслуги перед Отечеством" и других наград, орденов и медалей, международных премий и званий жил в малюсенькой квартирке с окнами на проспект, которую между собой друзья назвали "газовый центр".
На 90-летие мэтра анимационное сообщество решило скинуться и установить в "газовом центре" кондиционер, потому что дышать там было нечем.
Вы только вдумайтесь. Хитрук работал до 80 с лишним лет, и когда говорят: "на его фильмах выросло несколько поколений" – это не просто какая-то красивая фраза. Духовные ценности нельзя перевести в условные единицы, но до сих пор плоды его труда и таланта приносят кому-то вполне солидный доход.
"По числу цитирования, а сюда входит и количество показов фильмов, и популярность персонажей (его персонажи повсюду), Хитрук, по голливудским меркам, должен быть миллионером", – считает киновед, историк анимации Сергей Капков.
Точно так же, как и 92-летний Леонид Шварцман, который сделал фильм про Чебурашку, или Инесса Ковалевская, которая сняла "Бременских музыкантов". Как и многие другие режиссеры, художники, аниматоры.
"Зная, как живут эти люди, бывая у них в дома, понимаешь, что ни один из них по своему уровню жизни не приблизился на старости лет даже к обеспеченному существованию", – говорит Капков.
Например, Инесса Алексеевна Ковалевская – режиссер музыкальных фильмов, которые, по статистике, продаются лучше всех: "Бременские музыканты", "Катерок", "Львенок и черепаха", – давно не работает, не выходит из дома, ей необходимы лекарства, которые просто поддерживают ее жизнь, которые на мизерную пенсию не купишь.
В доме Анатолия Савченко, который нарисовал Малыша и Карлсона (и еще десятки любимых героев) вся мебель была сделана его золотыми руками. До последних дней, будучи уже прикованным к постели, он рисовал книжные иллюстрации за очень скромные издательские гонорары.
"Когда заболел художник, режиссер, которого знает и любит вся страна, его ученики, друзья собирали деньги на операции, сейчас бесплатно-то никто не делает операций, даже национальным достояниям. И втайне, чтобы он, не дай бог, ничего не узнал – иначе бы отказался, передавали врачам", – рассказывает Сергей Капков.
Уникальное и лишенное прав сообщество
Здесь надо заметить, что анимационное сообщество – уникально для нашего времени. "Мультипликаторы очень солидарны и щедры друг с другом", – говорит Елена Александровна Таврог, секретарь анимационной секции Союза кинематографистов.
Ее саму коллеги называют совестью сообщества, поэтому и выбрали главой Фонда помощи ветеранам анимационного кино. Своим "ветеранам", то есть коллегам, которые уже не могут работать и нуждаются в помощи, мультипикаторы так или иначе помогали и раньше.
Весной этого года они объединились в Ассоциацию анимационного кино (ААК) и решили систематизировать эту поддержку, расширить за счет всех людей, которые "выросли на этих фильмах", а это действительно вся страна.
За месяц на Яндекс-кошелек Фонда пришло почти 100 тысяч рублей. "Некоторые предлагают, например, подвезти в больницу или помочь по хозяйству", – рассказывает Ирина Мастусова.
Фонд устраивает благотворительные вечера и ярмарки. Ближайшая, новогодняя пройдет 25 декабря в клубе "Хитрые люди". Там можно будет купить совершенно уникальные вещи, артефакты, раритеты: например, настоящие целлулоиды и кальки от студии "Пилот", из фильмов "Падал прошлогодний снег" и "Следствие ведут Колобки".
А вообще, приветствуется любая помощь. Как рассказали в Фонде, на сегодняшний день пять ветеранов анимации очень остро нуждаются в помощи. Но по-хорошему, по словам Ирины Мастусовой, практически все старшее поколение "Союзмультфильма", которому сейчас по 70-80 лет, нуждается в той или иной поддержке.
Иногда не успевают – недавно, 20 ноября, скончался Александр Давыдов, автор популярнейшего сериала про попугая Кешу (того, который говорил голосом Хазанова, и многие шутки оттуда стали крылатыми), собранная для него помощь пошла на похороны.
"Люди болеют и умирают, когда они никому не нужны, особенно творческие. Это уникальные специалисты, они имеют огромный опыт, талант, готовы делиться, передавать его ученикам. Огромная проблема связана с тем, что старики чувствуют свою невостребованность", – считает директор ААК Ирина Мастусова.
И это при том, что система образования для современной российской анимации – одна из самых больных тем.
Другая проблема – это безнадежная ситуация с авторскими правами, которая сложилась в отрасли из-за правового хаоса, который существовал с 90-х годов и не разрешен полностью и по сей день.
"В итоге ни авторы, ни студия "Союзмультфильм" не могут полноценно распоряжаться правами на свои произведения и созданных ими персонажей и получать доход", – говорит продюсер Илья Попов, выбранный президентом Ассоциации.
Сколько стоит Винни-Пух
Авторские отчисления, которые с начала 90-х годов, когда студия, по сути, прекратила свое существование, с большими перерывами выплачивались некоторым режиссерам и художникам, обычно не превышали нескольких тысяч рублей в год (самым заслуженным платили несколько десятков тысяч рублей). Большинство же бывших союзмультфильмовцев вообще никогда ничего не получало, хотя они и являлись полноправными создателями фильмов.
В конце 90-х был даже период, когда авторские выплачивались почему-то холодильниками, потом лет десять вообще не платили.
По мнению историка анимации Сергея Капкова, "права на коллекцию "Союзмультфильма" – одна из самых загадочных страниц истории нашей страны. За ней стоят большие деньги и большие силы, и, конечно, никто не хочет отдавать". Только сейчас новое руководство студии пытается разобраться, что к чему и каким-то образом наладить справедливые выплаты.
Отчисления от телепоказов и трансляций советских мультфильмов, скорее всего, в пересчете на каждый отдельный проект не будут очень значительными, считает Илья Попов. Ведь в советское время снимались, в основном, короткометражные мультфильмы, тогда еще не думали о коммерции, не клепали бесконечные сериалы и двухчасовые блокбастеры.
Хотя, если посмотреть статистику просмотров на YouTube того же "Винни-Пуха" и умножить эту цифру хотя бы на 1 доллар, то понятно, что этих денег хватило бы на безбедную старость не только Хитруку, но и всей группе, которая работала над мультфильмом.
"Реальный же доход, который недополучают сейчас и авторы, и студия, – это неэфирные доходы: лицензирование прав на персонажи, торговые знаки и так далее", – считает Илья Попов. По его мнению, это произошло из-за абсолютного бардака, который царил в нашей стране в области авторских прав последние 20 лет.
"Образовалось множество конкурирующих между собой компаний – одна купила права на литературный образ, другая – на художественный, третья – на торговый знак, а четвертая договорилась с "Союзмультфильмом". Каждый вроде бы добросовестно оформил права, а потом начинаются суды, склоки и аресты товаров на таможне. В результате никому не хочется долго и всерьез заниматься проектами, связанными с героями "Союзмультфильма"", – объясняет продюсер.
А с точки зрения востребованности, любви к этим персонажам, по его мнению, интерес был, есть и – при правильной работе – будет возрастать. Но пока ситуация выглядит безвыходной.
"За любое использование музыки идут авторские отчисления композитору, я как режиссер документального кино знаю, какая каждый раз это проблема использовать ту или иную мелодию. То же самое с литературными произведениями, в свое время композиторы и писатели объединились в профсоюзы – а с художниками и режиссерами нет", – объясняет Сергей Капков.
Так получилось еще, наверное, и потому, что аниматоры по сути своей – люди обычно очень далекие от бизнеса. Ну зачем бы иначе они выбрали такую странную профессию, требующую большого таланта и ремесла, невероятного терпения, усидчивости, при этом легкости и по-детски открытого отношения к жизни.
"Чтобы создать 10-минутный мультипликационный фильм, требуется столько же времени, сколько на полнометражную игровую картину, – говорит Елена Таврог. – Это практически ручной труд, и вся энергия фильма вложена туда напрямую".
Ну, собственно, потому мы и росли на этих мультфильмах и детей своих растим.
"Очень часто, когда поднимаешь эту тему в соцсетях, звучат такие мнения: а чего, художники, режиссеры, аниматоры – это боги? Почему к ним в старости должно быть более привилегированное отношение, чем к врачам, дворникам, учителям? – рассказывает Серей Капков. – Конечно, у нас всех у самих есть родители, и всем на пенсии приходится тяжело, и это неправильно. Но если вся страна пользуется плодами труда этих людей, если воспитывает на их рисунках, на их мультфильмах детей и внуков, странно, что они не получают от этого ничего".
Видимо, расхожее мнение о том, что художник должен быть голодным, некоторые склонны понимать буквально. А потому не удивительно, что многие наши художники и умирают голодными.
Off-White Shoes
Я НЕ ПОСТОЯННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ "КУЛУАРОВ", НО КОГДА ЖУРНАЛ МНЕ ПОПАДАЕТСЯ В РУКИ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЕГО ПРОСМАТРИВАЮ. КОНЕЧНО, ОТ КОРКИ ДО КОРКИ НЕ ЧИТАЮ, НО КАКИЕ-ТО СТАТЬИ МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ
Мария Беликова, маркетолог