И каждый имеет право его постичь, убежден Дмитрий Поблинков.
Музыка — это физическое воплощение иррациональной красоты человеческого духа. И поэтому слушать музыку — это то же самое, что слышать Бога. А когда божественное рядом, наступает потрясение. Вероятно, данным обстоятельством и объясняется та ошеломляющая сила воздействия, которую оказывает музыка на человека. И пока у человека поет душа, пока в нем сильна тяга к этим мистическим звукам, он живет, он ощущает себя сильным и он счастлив. Именно за ощущением этого счастья, вызванного большим количеством эмоций и чувств, которые в нас порождают музыкальные звуки, по мнению директора Иркутской областной филармонии Дмитрия Поблинкова, жители нашего региона приходят сюда на концерты. Несмотря на географическую отдаленность Иркутска от музыкальных и культурных центров страны, жителям Восточной Сибири удается сохранять и укреплять сложившиеся еще в советское время традиции. Тяга к настоящей классической и народной музыке у иркутян не угасала никогда, даже в непростые 90-е годы. И сегодня Иркутская областная филармония продолжает оставаться культурным центром региона, где подлинные ценители прекрасного и только начинающее постигать классический музыкальный мир подрастающее поколение, и те, в жизнь которых музыка пришла в зрелом возрасте в результате мировоззренческого переворота, находят отдохновение и долгожданный восторг. Дмитрий Поблинков живет в этом иррациональном мире, но по строго рациональным законам уже четвертый год. Он не музыкант, а администратор, и его задача заключается в том, чтобы этот таинственный мир с божественными звуками просто был, несмотря ни на что.
— Дмитрий Борисович, принято считать, что филармония — это такое изысканное место для снобов и простому неотесанному человеку из глубинки туда можно даже нос не совать. Вы согласны с таким определением?
— Я категорически с ним не согласен, несмотря на то, что преимущественно слушателями симфонической музыки на сегодняшний день являются люди за 50, музыкальная, студенческая и научная интеллигенция. Сейчас филармоническая концертная деятельность находится на распутье. В профессиональном сообществе идет серьезная дискуссия о том, что является филармонической деятельностью. Никто не спорит, что классическая музыка является сердцевиной филармонической деятельности, но как тогда быть с народной музыкой? Куда ее отнести? А джаз? Я глубоко убежден, что деятельность филармонии должна быть построена таким образом, чтобы в нашем репертуаре для иркутян присутствовал выбор. Поэтому мы делаем все возможное для того, чтобы присутствовали разнообразные жанры, не только классическая музыка, но и русская народная и этническая музыка бурятских и тувинских народов и джаз. К примеру, мы проводим вечера, на которых звучит музыка талантливых советских композиторов, песни легендарных советских строек, и туда приходит уже совсем другая публика. В основном это люди за 40 из среднего класса. А для того, чтобы прививать вкус к хорошей музыке с детства, то есть выращивать слушателя для сохранения и укрепления музыкальных культурных традиций, мы ставим и показываем для детей сказки, сопровождая их живым музыкальным исполнением. И наши усилия не тщетны, доходы филармонии только от концертной деятельности возросли с 9 млн руб. в 2010 году до 21 млн руб. в 2012-м.
Хотя мы можем пригласить и Стаса Михайлова, положение о филармонической деятельности нам это не возбраняет, и здесь никакой внутренней цензуры нет. Мы можем заниматься организацией коммерческих концертов. На самом деле в советское время так и было, что один концерт Пугачевой мог с лихвой окупить затраты на классическое исполнение на год. Так называемое перекрестное субсидирование позволяло находить источники финансирования для некассовых концертов. Однако у нас для этого нет подходящего зала. Но самое главное все же в том, что деятельность филармонии определяется ее культурологической миссией, а именно сохранением классических музыкальных традиций. Именно из этих соображений мы ежегодно проводим выездные концерты в отдаленные территории, такие как Бодайбо, Мама, Ербогачен и другие. И это очень важно, потому что в этих отдаленных территориях мы, к своему огорчению, видим много детей, которые никогда до нашего приезда не слышали музыку в живом звуке. И несмотря на то, что музыкальная культура прививается ребенку в семье, у большинства детей просто нет возможности получить доступ к настоящей музыке. А это очень важно, потому что народ без музыки, без своих песен теряет национальные признаки.
— Сохранение национальных, в том числе, музыкальных, традиций, которые являются частью культурных ценностей этноса — это в первую очередь государственная задача, и одной филармонической деятельностью ее не решить.
— Согласен, но это не значит, что филармоническая деятельность должна оставаться от этого процесса в стороне. Более того, она должна занимать в нем ключевую роль. Поэтому мы имеем стабильное государственное задание, которое определяет нам количество концертов, фестивалей и других культурных мероприятий, которые мы должны провести. И именно этими заказами обеспечивается поддержка существования наших творческих коллективов. Благодаря ей у нас в последние годы значительно вырос ФОТ, с 55 млн руб. в 2010 году до 101 млн руб. в 2013-м. Таким образом средняя зарплата возросла с 18 тыс. руб. в 2010 году до 26 тыс. руб. в 2012-м. А рост зарплаты по Губернаторскому симфоническому оркестру составил 36% и достиг около 31 тыс. руб. Кроме того, два года назад мы стали автономным государственным учреждением, что дало нам относительную хозяйственную свободу. Государственная поддержка и грамотное продюсирование, которым занимается административный персонал филармонии, позволяют нам создавать достойные условия для работы наших творческих коллективов.
— И все-таки, каким бы гениальным ни было продюсирование, внимание публики может привлечь только яркая личность, талант. Решить эту проблему не простая задача. Как руководство филармонии с ней справляется?
— Можно считать это везением, но так исторически сложилось, что в Иркутске сформировались мощные музыкальные традиции. Благодаря им мы сегодня имеем крупнейший в области коллектив Губернаторского симфонического оркестра, Камерный хор, филармонический русский ансамбль и группу солистов. Нашей гордостью являются талантливые солисты, заслуженные артисты России. Это аккордеонист Александр Чудновский, скрипачка Анна Варутина, Михаил Клейн, фортепиано, гитарист Роман Бурматов, органисты Яна Юденкова и Дечебал Григоруцэ, вокалисты Мария Тощева, Гейрат Шабанов, Вероника Леонова, Майдар Ауюш. Эти люди не только исполняют музыку и поют, они репродуцируют свои знания и творческую энергию в школы и музыкальные колледжи, заражая своей одержимостью молодых. Разумеется, что этот блестящий состав сложился не случайно, потому что на протяжении многих лет над этим работало очень много талантливых людей. Архитектором же Губернаторского симфонического оркестра является художественный руководитель и главный дирижер маэстро Илмар Лапиньш.
— Всем известно, что Илмар Лапиньш опытный и талантливый человек, и иркутяне гордятся тем, что он руководит оркестром и плодотворно работает в Иркутске, и для них было бы большим разочарованием, если бы маэстро вдруг покинул наш город.
— Конечно, художественный руководитель для творческого коллектива — это ключевая фигура. Илмар Лапиньш работает у нас больше четырех лет и за эти годы успел реализовать целый ряд грандиозных творческих проектов. Мы понимаем, что очень важно сделать так, чтобы у наших «звезд» не возникло соблазна покинуть Иркутск. Мы выполняем все обязательства по контракту, который заключен с маэстро. Мы арендуем ему комфортную квартиру в центре города, в шаговой доступности от работы, чтобы у него были условия для творчества и восстановления сил. Надеемся, что в этом году будет решен вопрос о приобретении для главного дирижера служебной квартиры. В рамках контракта мы обеспечиваем маэстро соответствующую мировым стандартам зарплату, которая более чем в 2,5 раза превышает зарплату концертмейстеров. Илмар Лапиньш много работает, у него колоссальная нагрузка, связанная с превышением норм, поскольку у нас нет второго дирижера. В связи с этим он регулярно получает премии. Мы высоко оцениваем его труд и дорожим маэстро. Кроме того, весь коллектив Губернаторского симфонического оркестра находится на особом счету у правительства региона, и к нему особое отношение. Но для любого творческого человека при выборе места работы помимо финансовой составляющей, которая, несомненно, очень важна, на первом месте все же стоит возможность реализации творческого потенциала. И я не без гордости могу сказать, что всем проектам маэстро обеспечены должное финансирование и организационная поддержка с нашей стороны.
— Вы можете рассказать о самых ярких проектах маэстро, которые были реализованы в Иркутской областной филармонии?
— Самым грандиозным можно считать придуманный маэстро фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала». Мы тогда мучительно искали свое лицо, и нужно было придумать что-то такое, что было бы только у нас и стало бы нашей впечатляющей визитной карточкой. Маэстро предложил сделать ставку на оперу и не ошибся. Спрос на оперу у публики всегда был очень высок, а профессиональных оперных исполнителей мало. У нас ведь нет оперного театра. Теперь вот уже четвертый год в начале лета иркутяне имеют возможность послушать оперу хорошего европейского качества.
— И все-таки в чем заключается высокая ценность Губернаторского симфонического оркестра для жителей Иркутской области?
— Оркестр — это не слиток золота, который можно взвесить и посмотреть его цену на бирже. Ценность Губернаторского симфонического оркестра определяется нашим отношением к нему, нашей любовью. Как нам оценить ценность таких понятий, как патриотизм, родная земля, отчий дом? Как нам оценить важность культурных традиций и нашей самобытности? Их ценность в нас самих. Насколько мы их ценим, настолько они и ценны.
— В связи с этим тогда следующий вопрос. Частный бизнес проявляет интерес к филармонической деятельности, классической симфонической музыке? Понимают ли его представители важность поддержки музыкальной творческой интеллигенции?
— Вы знаете, да. Нам удалось наладить продуктивные отношения как с крупным, так и со средним и даже малым бизнесом. С бизнесменами важно разговаривать на понятном для них языке. Если просто прийти и сказать: мы хотим исполнить произведение такого-то композитора и дайте нам деньги, то, разумеется, денег никто не даст. Бизнесу необходимо предлагать проекты с яркой креативной идеей, которые бы вызывали широкий общественный резонанс и были всем интересны. Вот, к примеру, руководство «Иркутскгазпромдобыча» помогло нам в концертной постановке оперы «Травиата», а до этого они предоставили средства для покупки новых музыкальных инструментов для филармонического ансамбля народных инструментов. В настоящий момент выстраиваем отношения с Байкальским банком Сбербанка России. Средний бизнес тоже не остается в стороне. Нашим бессменным меценатом выступает Виктор Бронштейн. При его поддержке мы издали буклет к 35-летию органного зала, а при поддержке ИГУ провели вечер памяти поэта Юрия Левитанского. К сожалению, мало кто помнит, что первый его сборник был опубликован в 1948 году в Иркутске и здесь он прожил очень важный период своей жизни. При поддержке спонсоров мы планируем запустить проект «Музыка. Немое кино», в котором кадры немого кино будут сопровождаться инструментальным исполнением. На ярмарке меценатов, которую проводила мэрия Иркутска, нас поддержали представители малого бизнеса, и при их содействии мы выпустили диски с записями детских сказок, которые исполнитель читает на фоне классической музыки, например, «Снегурочка» сопровождается музыкой Чайковского. Диски мы не продавали, а раздали в детдома и детям-инвалидам, чтобы у них была возможность приобщиться к этому миру.
Источник: http://baikal.mk.ru
ЖУРНАЛ КАК ЖУРНАЛ, ТОЛЬКО В КИОСКАХ НЕ ПРОДАЕТСЯ И ВЫХОДИТ РЕДКО. НУ, КТО-ТО ЧИТАЕТ. ШЕФ МОЙ, НАПРИМЕР... А БОЛЬШЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КТО ЕГО ЧИТАЕТ.
Наталья Попова, секретарь