В Усолье-Сибирском наступило поликристаллическое фиаско.
ОАО «Роснано» запланировало менее чем через месяц полностью сократить штат работников предприятия «Усолье-Сибирский силикон», которое прекратило производство в августе прошлого года. Под увольнение попало 422 человека, которых вместе с другими усольчанами пять лет назад обнадежили идеей создания в городе индустриального кластера. Он должен был разрастись вокруг крупномасштабного производства поликристаллического кремния. Проект, оказавшийся провальным, в прошлом году еще пытались оживить дополнительными санациями, но теперь его окончательно решено закрыть. Главной причиной называется неблагоприятная рыночная ситуация в связи с вводом большого количества конкурирующих предприятий на территории КНР. Однако, по мнению бывшего руководства «Усолье-Сибирского силикона», завод мог бы пережить кризис на рынке поликремния, если бы не пал жертвой некомпетентности и алчности московских топ-менеджеров.
— Поставленный управляющим на «Усолье-Сибирский силикон» и «Усольехимпром» Валерий Ростокин сейчас всюду провозглашает, что себестоимость производства поликристаллического кремния у нас была высокой при низких ценах на мировом рынке. Но как можно судить о себестоимости, не достроив завод? — недоумевает бывший директор «Усолье-Сибирского силикона» Георгий Петров. — Вместо того чтобы тратить на себя деньги государства и инвесторов, директор и управляющая компания должны были срочно достраивать завод, готовность которого в последний раз оценивалась в 70—75%. Если бы он сейчас был достроен, при этом был бы сохранен коллектив специалистов, то половину мощности завода можно было бы нормально эксплуатировать. Думаю, что при полностью рабочей технологической цепочке мы бы вписались в рынок и по себестоимости.
Обманутые надежды
Создание проекта высокотехнологичного производственного комплекса по выпуску поликристаллического кремния и моносилана началось в 2006 году на базе предприятий «Усолье-Сибирский силикон» и «Усольехимпром», которые входили в ООО «Группа Нитол». Новый производственный комплекс должен был стать стартовой площадкой для дальнейшего развития российской микроэлектроники, а также прорывом на пути формирования новой отрасли российской промышленности — солнечной энергетики. Плановый годовой объем выпуска поликремния составлял 5 тыс. тонн в год и 200 тонн моносилана, из которого получают сверхчистый поликремний.
«Усолье-Сибирский силикон» стал первым и единственным в России производством поликремния. Ранее в СССР работало пять производств, которые после распада государства были остановлены. Два завода существовали на Украине, по одному в Подольске, Красноярске и киргизском Ташкумыре. По словам Георгия Петрова, вместе они выпускали сравнительно небольшие объемы чистого кремния — суммарно около 1,1 тыс. тонн в год. «Прежние собственники «Нитола», братья Котенко, решили здесь на хорошей базе, с учетом всех региональных преимуществ, построить новое производство. Задумка была хорошая», — отметил бывший руководитель завода.
Главным преимуществом задуманного Дмитрием Котенко бизнеса была существовавшая на тот момент мировая конъюнктура на рынке поликристаллического кремния. Так, стоимость килограмма поликремния на «сером рынке» в 2005—2007 годах достигала 400 долларов. В 2009—2010 годах цена опустилась до 70—80 долларов, что в сравнении с сегодняшними ценами все еще немыслимо много. Однако в 2011 году цены на поликремний резко упали, что было вызвано сворачиванием большой части программ господдержки солнечной энергетики в странах-потребителях, следовательно, и с падением спроса, а также с введением в эксплуатацию большого количества производств в Китайской Народной Республике.
Когда в результате цена одного килограмма этого наукоемкого продукта опустилась до 16-20 долларов, в США, Европе и даже самом Китае десятки когда-то успешных предприятий объявили о своем банкротстве. «Тем самым КНР съела и себя, потому что их производство оказалось нерентабельным, у них накопился нереализуемый поликремний, около 80% заводов в КНР просто обанкротились, — рассказал Георгий Петров. — При этом в конце прошлого года представители одного из выживших производителей приезжали в Усолье-Сибирское, они сейчас продают 700 тонн поликремния в год. Это доказывает, что те, кто подошел к этому делу с умом, сегодня продолжают работать».
Разрушение изнутри
Однако именно разумного управленца в кризисной ситуации в «Нитоле», по мнению экс-главы «Усолье-Сибирского силикона», не оказалось. «Еще до инвестиций в проект со стороны возглавляемого Анатолием Чубайсом «Роснано» братья Котенко закрыли на принадлежавшем им «Усольехимпроме» производство хлора и каустика, которое базировалось на базе неисчерпаемого запаса соли, тянущегося от Усолья-Сибирского до Саянска и Зимы. В результате хлор для производства поликремния пришлось закупать в Кемерово, где нам загнули такую цену, что это стало нерентабельно. Подобные действия лишили предприятие последних шансов на конкурентоспособность», — подчеркнул Георгий Петров.
В результате безграмотных действий московского менеджмента на заводе, по словам Петрова, были разрушены службы капитального строительства и качества. «У нас не была построена лаборатория, из-за чего предприятие два года не знало, что оно выпускает по качеству, — отметил экс-руководитель «Усолье-Сибирского силикона». — Тогда предприятие отправляло образцы своей продукции в одну американскую фирму, которой задолжало 4 тыс. долларов и год не могло вернуть этот долг. После этого фирма перестала сотрудничать с заводом. Это один из красноречивых примеров хозяйствования».
Предложения усольских специалистов, по словам Георгия Петрова, отвергались поставленным «Роснано» руководством даже тогда, когда подтверждались выводами независимых организаций. Так, по заказу «Роснано» аудит на предприятии проводила американская компания PPP, которая частично одобрила работу и планы коллектива «Усолье-Сибирского силикона», а также предложила собственные решения по модернизации производства. «За счет этих изменений мы могли даже себестоимость поликремния довести до 14 долларов за килограмм. Но все, что было направлено в «Роснано», где-то потонуло, — подчеркнул экс-глава завода. — Если на других проектах «Роснано» работает такой же менеджмент, то, естественно, ни один из этих проектов не будет реализован».
Теперь уже есть все основания полагать, что авторы проекта «Солнечный кремний» изначально затевали его не как долгосрочный, имеющий своей конечной целью действительно промышленное производство, а как крупномасштабную аферу по освоению гигантских государственных средств под видом красивой инновационной идеи. Подтверждением этому может служить то обстоятельство, что главной причиной краха проекта называется резкое изменение мировой конъюнктуры и, как следствие, падение спроса на продукт. Однако никому не приходит в голову простая мысль о том, что в мировой практике реализации подобных проектов всегда в обязательном порядке просчитывается и мировая конъюнктура на многие годы вперед, и разные уровни рентабельности при максимально возможных способах снижения себестоимости. В случае с поликристаллическим кремнием, и это совершенно очевидно, авторы проекта не задавались целью поиска способов снижения себестоимости продукта, поскольку бизнес-план, предложенный ими, учитывал исключительно благоприятные условия конъюнктуры. Иными словами, авторов проекта привлекла лишь высокая на тот момент цена. Возможность рисков они не рассматривали, стало быть, и не ставили своей целью реализацию его в длительной перспективе.Их цели изначально были спекулятивными. Результат, соответственно, налицо.
Выяснить мнение по этому вопросу у действующего в настоящее время руководства «Усольехимпрома» и «Усолье-Сибирского силикона», в частности директора Валерия Ростокина, корреспонденту «МК Байкал» не удалось — представители завода традиционно отказываются отвечать на вопросы журналистов и игнорируют стремления прессы попасть на производство.
Не выдержал конкуренции
Между тем вопрос целесообразности продолжения производства встал уже в начале декабря 2012 года. Тогда в региональное правительство поступила информация от руководства «Нитола» о консервации производства поликристаллического кремния в Усолье-Сибирском. «Одной из причин, по которой не реализован проект, является неблагоприятная рыночная ситуация в связи с вводом большого количества конкурирующих предприятий на территории КНР, — объяснил министр экономического развития и промышленности Иркутской области Руслан Ким. — При расчете бизнес-плана учитывалась стоимость за килограмм поликристаллического кремния до 400 долларов, на сегодняшний день на рынке стоимость в разы ниже». В тот момент цена одного килограмма этого наукоемкого продукта опустилась до 16 долларов.
Когда усольчане впервые ожидали больших сокращений, в процесс вмешался губернатор Приангарья Сергей Ерощенко с требованием не допустить социальной напряженности в Усолье. Глава региона заявил о намерении областных властей сохранить и развивать усольскую промышленную площадку. И действительно, все первое полугодие 2013 года производство поддерживали на плаву. Сам глава «Роснано» Анатолий Чубайс неоднократно говорил о том, что проект производства поликремния в Усолье-Сибирском значим для государства и будет сохранен, несмотря на отсутствие прибыли при вложениях в его создание около 26 млрд рублей из различных источников. В апреле 2013 года совет директоров «Роснано» даже решил направить дополнительные средства в объеме 1,5 млрд рублей на дальнейшую реализацию проекта, в частности завершение строительства важнейших производственных объектов и выхода на производственную мощность в 1,8 тыс. тонн поликремния в год к 2016 году.
Однако уже в конце года настроения федеральных властей изменились, и председатель правительства РФ Игорь Шувалов одобрил решение о закрытии проекта «Солнечный кремний», предложив «Роснано» представить варианты закрытия производства. В августе прошлого года «Усолье-Сибирский силикон» полностью прекратил производство. В вынужденном отпуске оказалось 287 работников завода, в работах на предприятии пока остаются задействованы 135 человек. На 14 февраля текущего года «Роснано» запланировано полное сокращение штата работников, под которое попадет 422 человека.
Как отметили в пресс-службе компании, на следующий день после сокращения, 15 февраля, на предприятии будет введена новая организационная структура, в результате чего станет возможным трудоустроить 49 человек. Для чего вводится новая структура, пока не называется. На «Усольехимпроме» в феврале также останутся работать 193 человека, которые займутся «транзитом энергоресурсов на предприятия и организации Усолья-Сибирского».
Известно также, что «Роснано» в настоящее время прорабатывает новый проект по производству элементов оборудования для солнечной энергетики. По словам Анатолия Чубайса, предполагается, что технологическую площадку «Нитола» можно будет задействовать в новом проекте на первых уровнях переработки поликремния. Объем инвестиций в новый проект оценивается в 7,5 млрд рублей. «В связи со сложностью производства нельзя гарантировать, что новый проект не окажется провальным», — заявил журналистам глава госкорпорации.
Социальные эксперименты
Впрочем, большинство усольчан вряд ли одобрят тягу одиозного автора ваучеризации и приватизации к экспериментам. Закрытие крупного производства в их городе отразится не только на сотнях его работников, но и на поставках с завода пара и электроэнергии на ресурсоснабжающие город организации, в том числе «Водоканал» и ТЭЦ-11, где теперь также, по словам Георгия Петрова, ожидается сокращение персонала. «Усолье-Сибирский силикон» был надеждой на поддержание в городе промышленной индустрии, город подкосили, — констатировал эксперт. — С 2006 года в городе существовала непрерывная цепочка подготовки кадров еще со школы, после чего следовал лицей, техникум, вуз — в первую очередь ИрГТУ. Они включили в свои лекции тему производства поликремния. Некоторые студенты из Усолья уже отучились по 4—5 лет, а теперь им работать негде».
Однако первостепенной задачей местных и региональных властей стало трудоустройство увольняемых сотрудников предприятий в Усолье. Министерство труда и занятости Иркутской области совместно с центром занятости населения Усолья-Сибирского разработало проект программы, мероприятия которой направлены на содействие занятости и предоставление социальных гарантий высвобождаемым в 2014 году работникам ООО «Усолье-Сибирский силикон». На реализацию программы планируется направить 17 млн рублей из федерального бюджета и 544 тыс. рублей из областного. Кроме того, региональные власти рекомендовали городскому центру занятости населения проработать вопрос о вариантах трудоустройства высвобождаемых работников с предприятием «Усольмаш», которое в настоящее время готово принять на работу 40 человек, а в течение года еще 300 сотрудников в связи с расширением производства.
Одновременно правительство Иркутской области начало переговоры с потенциальными инвесторами, готовыми создать производство на промышленных площадках предприятий «Усолье-Сибирский силикон» и «Усольехимпром». До конца января текущего года в Усолье состоится выездное заседание рабочей группы по взаимодействию с предприятиями. «Позиция губернатора однозначная в этом вопросе — промышленная площадка в Усолье-Сибирском должна быть сохранена, она является одной из лучших в регионе из-за своего инфраструктурного потенциала, — подчеркнул заместитель губернатора Иркутской области — руководитель представительства правительства региона при правительстве РФ в Москве Иван Хоменко. — Правительство области заинтересовано в том, чтобы город развивался, были новые рабочие места, шло поступление налогов в городской бюджет».
Как стало известно «МК Байкал» из собственных источников, в настоящее время правительство региона проводит работу по организации встречи Сергея Ерощенко с акционерами «Роснано» по вопросу обсуждения дальнейшей судьбы «Усолье-Сибирского силикона».
Источник: http://baikal.mk.ru
- Ваш журнал не для любителей балов и гламура, а для интересующихся и думающих. К людям, которые говорят неудобную правду - к таким, как вы и ваши авторы, я отношусь очень уважительно. И сама, признаюсь, так не умею. Не всегда умею.
Лариса Егорова, депутат Думы г. Иркутска