Виктор Ефимов, ректор Санкт-Петербургского аграрного университета, доктор экономических наук, профессор.
Пора официально признать, что навязанная нам идеология нерегулируемого рынка – провокация; никакого отношения к реальной жизни эта идеология не имеет.
Нынешняя система хозяйствования, доставшаяся нам в наследство от 90-х, и сейчас во многом сориентирована на конкретных людей и финансовые кланы, которые ставят корпоративное и личное благо выше интересов страны, а порой и путают общенародный карман со своим.
Произносится много красивых фраз, за которыми часто скрывается бездеятельность. Сколько раз уже, к примеру, сказано: надо строить жильё. А что сделано, чтобы решить извечный квартирный вопрос?
Если посмотреть на тот же Питер, жилья на рынке более чем достаточно. Все, у кого есть деньги, давно купили квартиры, некоторые – и не по одной. А кто живёт от получки до получки и едва сводит концы с концами, новоселье справить не в состоянии, независимо от количества строек. Проблема не в том, сколько миллионов квадратных метров ежегодно возводятся в городе, а как они распределяются. Согласитесь, нелепо и несправедливо, когда человек, вкалывающий от зари до зари, поднимающий детей – будущее нашей Родины, обречен ютиться с семьей в 12 метрах, потому что жилплощадь для него стоит столько же, как и для спекулянта, приобретающего пятую квартиру. Задача государства – так организовать жизнь, чтобы каждый работающий гражданин России всегда мог удовлетворить, как выражаются социологи, «демографически обусловленные потребности» – те, что позволяют развиваться интеллектуально, физически и духовно. Жилье, питание, работа, образование, продолжение рода, досуг, культура, соцгарантии, предметы быта и разумной роскоши должны быть обеспечены именно государственной политикой, в том числе, за счет перераспределения средств из сверхприбыльных отраслей туда, где низкая доходность.
К наименее рентабельным у нас относится, к сожалению, аграрный сектор, играющий, на самом деле, геостратегическую роль. Президент поставил задачу за пять лет обеспечить продовольственную безопасность. Это – основа суверенитета. Если нечем кормить армию, зачем порох и пушки? Недаром говорят: граница не там, где солдат с ружьем, а там, где крестьянин пашет.
Между прочим. 80% территории США содержится фермерами. Там нет ни клочка брошенной земли – все благоустроено. За счет того, что у фермеров есть работа. А для этого их продукцию кто-то должен покупать. В самих Штатах нет такого рынка. Поэтому они кормят добрую половину Земного шара, в том числе пресловутыми окорочками – и нас, и Венесуэлу. Такого размаха удается добиться только за счет мирового диспаритета, когда цены на продукты питания искусственно формируются ниже их реальной себестоимости. США для себя решили проблему: во-первых, в их руках мощнейший печатный станок, а во-вторых – оборонная промышленность и другие сверхдоходные наукоемкие отрасли, где они делают деньги и перекачивают их в сельское хозяйство. В структуре американского правительства три ключевых ведомства: Минобороны, Минфин и Минсельхоз – защитить, напечатать деньги и обустроить территорию.
А нам говорят: «сельское хозяйство дотировать нельзя, оно само должно стать рентабельным». Это обман, как и то, что в США все определяет рынок. Никаких рыночных отношений в Штатах и им подобным странах близко нет. Зато есть жесткое государственное регулирование, система директивного управления. К примеру, своим малообеспеченным семьям они каждый год выдают на 80 миллиардов долларов бесплатных продовольственных талонов. Их нельзя обратить в деньги, но можно отоварить продуктами. Это не что иное, как поддержка собственного агросектора с его гарантированной загрузкой и пример рационального перераспределения средств на государственном уровне. Бесплатную еду оплачивают сверхдоходные отрасли.
Первое, что должен понять каждый из нас: навязанная нам идеология нерегулируемого рынка – чистейшая провокация; никакого отношения к реальной жизни она не имеет. Тот, кто клюнул на эту удочку, – обречен. Потому что в строгом соответствии с законами рынка, финансовые потоки, инвестиционные и кадровые ресурсы пойдут только туда, где обеспечивается максимум доходности, то есть не в сельское хозяйство, а в производство алкоголя, медикаментов, оружия, в изъятие дармовых природных богатств, в наркоторговлю. Сами же «рыночники» в своих странах грамотно перераспределяют средства. Деньги идут туда, где они действительно необходимы для жизнеобеспечения государства и собственного населения.
Мы должны решительно отказаться от либеральной экономики и либералов в государственном управлении. Тем более что их обманом страна досыта наелась в начале 90-х. Не случайно никто из либералов, несмотря на большие деньги, не в состоянии избраться даже в Государственную Думу, а Гайдара и прочих «реформаторов» народ величает не по отчеству, а по матери. Экономика России до сих пор не может оправиться от их «вклада». К примеру, объём сельхозпроизводства сегодня составляет 85% от уровня 1990 года.
Далее необходимо четко ответить на вопрос: Россия – это наш дом, который мы обустраиваем, где живем, растим и учим детей, или общеевропейский «Газпром»? Если «Газпром», здесь останутся лишь те, кто умеет только открывать и закрывать вентили, не задумываясь, почему наши природные богатства утекают за рубеж, а не перерабатываются в России. Другие не нужны.
Один из руководителей системы образования как-то «проболтался» на Селигере, сказав, что «главная ошибка советской школы в том, что она пыталась вырастить человека-творца, а нам нужен человек-потребитель, способный лишь потреблять результаты труда других». Это в корне противоречит задачам, которые ставит президент – развивать наукоемкие производства, создавать высокотехнологичные рабочие места…
В основе подрыва нашего будущего лежат учетная ставка Центрального банка и ссудный процент, по которому кредитуется реальный сектор. Если она больше, чем в других странах, а это так, экономика обречена, потому что себестоимость изготовления любого продукта у нас будет существенно выше.
Модернизационный цикл любого высокотехнологичного оборудования – лет 8-10. Если оно прокредитовано под принятые у нас 15-20 процентов годовых, такой проект на территории России обойдется втрое-вчетверо дороже, чем, к примеру, в США, где учётная ставка от 0 до 0,25. Здесь и ответ на недоуменные вопросы руководства: почему у нас такая дорогая военная продукция. Директор Кировского завода подсчитал: до 80% в конечной стоимости трактора – оплата процентов по кредитам как самим изготовителем техники, так и всеми смежными компаниями. А системы «длинных денег» у нас просто нет.
Первый удар по нашей экономике был нанесен в конце 80-х, когда ввели предоплату. До этого крупные объекты – такие, как корабли – строились под гарантийные письма, которые оплачивались, и система функционировала без сбоев. Когда же внедрили предоплату на каждую деталь и узел, систему залихорадило: где взять деньги на строительство корабля, который еще на стапеле и не может погашать затраты. А сейчас средства еще и заимствуются под высокий процент, который включен в себестоимость продукции. Она резко дорожает, теряет конкурентоспособность.
Другая дикость навязана нам в 90-е: Россия вместо инвестирования своей промышленности, образования, медицины, инфраструктуры направляет все свободные финансовые ресурсы в зарубежные банки под два процента. И наши средства развивают их экономику. А мы привлекаем инвестиции из-за рубежа в лучшем случае под восемь процентов. Подобные схемы выкачивания ресурсов из страны, наносящие огромный ущерб, не только не запрещены, а – наоборот – считаются в правительстве нормой!
Аграрии вынуждены залезать в кредиты, потом государство гасит проценты со словами, что помогает сельскому хозяйству. Но эти деньги идут банкирам, а не земледельцам. Остальные же страны изначально кредитуют своих аграриев на несопоставимо более выгодных условиях и не говорят при этом о какой-то поддержке. Кроме того подкармливают производителей дотациями, позволяя сбивать цены ниже себестоимости. Мы просто обязаны учитывать эту мировую практику и перераспределять доходы, выравнивая межотраслевые пропорции и создавая равные конкурентные условия для отечественного крестьянина, обеспечивая продовольственную безопасность. Но для этого необходима политическая воля и четкое государственное управление: расчеты межотраслевых балансов, серьезные программы выравнивания рентабельности отраслей и устранения диспропорций. В этом плане страна должна быть целостной, а люди – получать за один и тот же труд сопоставимые зарплаты, независимо от того, в какой корпорации работают. Человек все равно трудится на своем месте на общее благо. Сейчас же зарплата у руководителей банковского сектора зашкаливает за 10 миллионов, а, например, у директора ведущего хозяйства Псковской области «Ударник» – 18 тысяч рублей. Это и несправедливо, и экономически не обосновано. Зарплата должна быть пропорциональна уровню квалификации и трудозатратам каждого работника, от дворника до топ-менеджера.
Уже не одно десятилетие наше государство функционирует в режиме повышения тарифов естественных монополий, тем самым потакая инфляции и обесцениванию нашего родного рубля. Между тем, еще Дмитрий Менделеев в работе «С Думой о благе российском» проанализировал статистику цен с 1795-го по 1895 год. И оказалось: при «антинародном» царском режиме цены неуклонно и планомерно снижались, сократившись за век в среднем в 1,7 раза. Отважься мы сейчас на такую политику, сразу бы возросла покупательная способность пенсионных накоплений и никакая вымученная «формула» не потребовалась. Сегодня инфляция превращает все сбережения в пыль, обесценивающиеся пенсионные средства через ссудный процент фактически присваиваются финансовым сектором. В результате и не хватает денег на пенсии. Но если цены снижать, тем самым укрепляя рубль и сдерживая инфляцию, наши накопления «на черный день» сами по себе начнут расти, мы сможем больше покупать, оживится денежный оборот, а следом за этим – промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг. Может, стоит по рецептам Менделеева не спирт разводить, а экономику поднимать?
20 ноября 2013 года президент утвердил Концепцию общественной безопасности, где обозначены источники основных угроз современной России, а также меры по их минимизации. Над этой проблемой уже на протяжении нескольких лет работают ведущие российские ученые, которые вывели основные приоритеты (постулаты, инструменты), влияющие на благополучие общества, его способность противостоять внутренним и внешним вызовам.
Первый приоритет – мировоззренческий. Человек от рождения – личность: не рабсила, не пушечное мясо, а, прежде всего, творец, уже потом – потребитель; ему дарована возможность стать наместником Бога на Земле. Необходимо всеобщее понимание, что русский – не тот, кто с граненым стаканом, а тот – кто с ясной головой и трезвыми мыслями.
Второй приоритет – историко-алгоритмический. Как у растения от корней зависит здоровье стебля, так и состояние нашего общества целиком и полностью определяется тем, как мы истолковываем свое прошлое. Важно уяснить, особенно молодым: наша история не хорошая и не плохая – она такая, какая есть, такая же жёсткая, как и весь мир. Но для каждого из нас Россия, наша Родина – самая лучшая, что бы о ней ни говорили.
Третий приоритет – идеологический. Принято считать, что телевидение и другие средства массовой информации отражают нашу жизнь. На самом деле всё наоборот. СМИ формируют некие фантомы, которые затем насаждаются в обществе, материализуются в реальной жизни. Согласитесь: как только телевидение и вся идеологическая «машина» будут превозносить людей труда, героев, жертвующих собой ради Отечества, молодежь захочет работать у станка, в поле, у конструкторского компьютера (уже не кульмана) и защищать Родину. Сейчас же, когда экраны заполонены насилием, подростки стремятся стать если не криминальными авторитетами, то неуловимыми мошенниками, «хозяевами жизни».
Четвертый приоритет – финансовый. Кто печатает деньги, тот и владеет миром на уровне экономики. Ни одна из национальных валют не должна доминировать в межгосударственных расчетах. Опасность такой практики очевидна. США, чтобы покрыть внутренний дефицит, все время «допечатывают» нужное количество долларов. В результате накопления всех, в чьих руках нет печатного станка, обесцениваются. Ведь наша удельная платежеспособность – это дробь, где в числителе объём наших средств, а в знаменателе – общее количество денег в мире. Если «печатник» вбрасывает в оборот дополнительное число банкнот – дробь сокращается за счёт увеличения знаменателя. Владело государство 1/20 мировых накоплений, а после очередного «тиража» осталась 1/30. Числитель – количество собственных средств – вроде бы прежний, а вот доля в общей денежной массе – удельная платёжеспособность – сократилась.
Поэтому предлагается при межгосударственных взаиморасчетах отказаться от любой из национальных валют, чтобы «хозяин» не мог «допечатать» в ущерб другим нужное ему число дензнаков. А в мировой торговле использовать единый общепризнанный эквивалент, на который при международных сделках любая из стран обменивает нужное ей количество собственных денег. В качестве экономической единицы, меры стоимости логично использовать киловатт-час энергии. Важно договориться об общепринятой шкале расчетов, что непросто, но при всеобщем желании уйти от «долларового рабства» – достижимо. Узаконили же в мире использование метра и килограмма в качестве общепризнанных единиц измерения длины и массы…
Пятый приоритет – генное оружие: алкоголь, табак, наркотики. Все эти зелья, в разное время ввезенные в Россию, издревле используются для управления человечеством, так как позволяют играть на «рецепторах удовольствия». А поскольку на «иглу» вредных привычек мы подсели достаточно капитально (60% наших соотечественников, как утверждают социологи, не могут вовремя сказать себе «нет»), то «слезать» с нее можно лишь на мировоззренческом уровне, осознав, что генное оружие применяется против нас. Важно, чтобы не пить и не курить стало модным и общепринятым.
Шестой приоритет – военное оружие – самый быстродействующий, но, на самом деле, самый слабый. Когда производится выстрел – виден стреляющий, а место убитого может занять более сильный. Но когда происходит «залп» из генного оружия – поражается не только сегодняшнее поколение, но и их дети, внуки.
СССР невозможно было уничтожить с помощью «зеленой каски», но под натиском первых трёх приоритетов, а также «зеленого доллара» и «зеленого змия» страна рухнула без единого выстрела. Разумеется, при «зеленой улице» в средствах массовой информации на насилие, извращения, индивидуализм, передергивание исторических фактов и прочие манипуляции сознанием.
Выбраться из трясины, расправить плечи мы сможем, осознав сегодняшние угрозы, и мобилизовав колоссальные внутренние силы, которые аккумулировались нашим обществом из поколения в поколение. Важно каждому и всем вместе ощутить собственное достоинство, величие нашей культуры, нашего языка. Еще Черчилль в своей речи в Фултоне, положившей начало холодной войне, призывал своих союзников не пощадить сил и средств, чтобы мир заговорил на английском, после этого можно навязать волю хозяев. Между прочим, Русь никого никогда не покоряла, а лишь присоединяла, обеспечивая окраинам наилучшие условия развития за счет центра. И сейчас русский язык все больше притягивает жителей планеты, рефлекторно ощущающих глобальный обман нынешних глобализаторов. Россия – удивительно самодостаточная страна, сформированная на благодатной исторической почве, впитавшая мудрость и традиции сотен народов и народностей, богатая и природными, и интеллектуальными ресурсами. Эта внутренняя сила и свет правды помогут нам уверенно двигаться вперед.
Виктор Ефимов
25 декабря 2013 г.
Источник: http://mt.rostend.ru
SupremeМНЕ НРАВИТСЯ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ» ОТСУТСТВИЕМ НАЗИДАТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМИРОВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, И ЕЩЁ УМЕНИЕМ НЕОЖИДАННЫМ ОБРАЗОМ ОСВЕЩАТЬ ПРИВЫЧНОЕ
Татьяна Медведева, медиатор