вверх
Сегодня: 10.11.24
5.png

…Тот самый месяц, который кормит год!

 

 

– Олег Анатольевич, накануне выборов в Законодательное Собрание области вы, помнится, высказали свое мнение о проблемах Иркутска вообще и Левого берега в частности, а также о перспективах ваших коллег, идущих в региональный парламент, чтобы решать эти проблемы… Ваша оценка ситуации?

 

– Конечно, я рад, что двое из трёх депутатов городской Думы, представлявших избирателей Левого берега – Андрей Лабыгин и Алексей Красноштанов – прошли в Законодательное Собрание, а третий, Михаил Корнев, составил по-настоящему серьезную конкуренцию фавориту предвыборной гонки. Но уверен, что город может рассчитывать конечно же на всех, кому иркутяне доверили свои голоса на недавних выборах, включая представителей различных партий.

 

– Мне бы вашу уверенность… На региональном уровне принят закон о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты, и, по новой формуле налоговых отчислений, принятой в этом законе, Иркутск лишается примерно 2,3 млрд рублей. Конечно, в результате передачи на баланс области дошкольных учреждений городской бюджет освобождается от нагрузки ориентировочно в 1,5 млрд рублей, но разрыв все равно существен – 800 млн рублей. И это наверняка приведет к сокращению финансирования ряда важных городских программ. Кто-то называет это даже катастрофой…

– Первое ощущение от нового закона действительно было: «Зарезали!». И понятна жесткость в выступлении мэра Иркутска Виктора Кондрашова. Понятны были эмоции, переполнявшие депутата Алексея Красноштанова, а он, напомню, даже пообещал выйти из состава «Единой России», если город будет оставлен на своеобразной финансовой обочине. Думаю, они посчитали, что иначе поступить не могут, не имеют морального права. Это ведь абсолютная правда: по официальным данным, население Иркутска составляет 24% всего населения области (а неофициально в нашем городе живет еще больше людей), тогда как доля городского бюджета вдвое меньше этой цифры.

 

– Тот же Красноштанов приводил данные, что на каждого иркутянина из бюджета приходится 21 482 рубля в год, а на каждого жителя остальных населенных пунктов – 49 008 рублей. Понятно, что есть совершенно депрессивные территории, которые нужно искусственно поддерживать, но разрыв в бюджетной обеспеченности между этими территориями и Иркутском слишком велик. Разве нет?

 

– Мы все понимаем, должны, во всяком случае, понимать, что Иркутск – столица, но не единственный город в Приангарье. В регионе масса проблем, и основная задача региональных парламентариев – развитие всей территории. Но и искусственное притормаживание Иркутска как города, который «разогнался» и развивается быстрее остальных, вряд ли кому-то нужно сегодня… Да и зачем это?

 

– И что собирается делать городская власть, в том числе вот вы, депутаты?


– Поддержу позицию Андрея Лабыгина, высказанную на сессии ЗС: не имеет смысла подвергать обструкции новый закон, тем более что нет (и не было, насколько я знаю) реальных предложений по изменению формулы отчислений НДФЛ и так называемой «вмененки», которые устроили бы всех. Закон сейчас принят, и это, как говорят в подобных случаях, закон. Его нужно исполнять. Но это точно не тупик. И нужно искать ходы в рамках уже заданных обстоятельств, причем искать оперативно.

 

Именно поэтому по инициативе председателя Думы Иркутска Александра Ханхалаева в минувший четверг состоялось расширенное заседание думской комиссии по бюджету. Кроме депутатов Думы в работе комиссии приняли участие руководители и профильные специалисты администрации города. А с докладом о параметрах городского бюджета на 2014 год выступила председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Светлана Литвинова. Состоялось серьезное обсуждение того, как, за счет чего сформировать такой бюджет, который позволил бы городу не просто сохранить достигнутое, но и развиваться.

 

– И за счет чего, если не секрет?

– В том числе за счет более плотного взаимодействия с региональными властями, с региональным и федеральным бюджетом. Это возможно: ничего страшного или, как вы говорите, катастрофического на самом деле не происходит. Если мы вовремя и толково сформируем предложения и подготовим соответствующую документацию, то у нас есть реальные шансы попасть в различные региональные и даже федеральные (с помощью региональных властей) программы, связанные с реформированием ЖКХ, ремонтом и строительством дорог, переселением людей из ветхого и аварийного жилья и другими направлениями городской жизнедеятельности.

 

– А как вы относитесь к заимствованиям? На сессии ЗС администрацию Иркутска довольно активно критиковали за то, что она не берет займов, а потому не использует все возможности для ведения более активной финансовой политики и, следовательно, для развития…

 

– Мое личное мнение: заимствования нужны, но именно и только тогда, когда речь идет о программах развития, а не о проедании этих денег или ликвидации кассового разрыва. За счет таких заимствований у города действительно могут появиться новые возможности.

 

Ну и помимо этого, Иркутск реально может рассчитывать на ощутимое финансовое наполнение закона об областном центре. Этот закон принят довольно давно, однако сказать, что он определяет жизнь в городе, конечно, нельзя – даже условно. Между тем, я убежден, что решение проблем, существующих в нашем городе, может быть найдено в рамках такого, тесного и мотивированного, взаимодействия с областью…

 

– Что значит мотивированного?

– Понятно, что сегодня никто городу ничего просто так давать, то есть дарить, не будет. Не то время. Да и любопытно было бы посмотреть, где такие подарки вообще делают… Мы должны показать проблему и то, как мы собираемся ее решать, а также должны обосновать свой запрос на получение финансовой помощи и вдобавок оформить все документы необходимым образом. Скажем, сегодня на повестке дня в Иркутске один из самых острых вопросов – изменение транспортной, логистической схемы. В одиночку, самостоятельно городу ни за что не решить в обозримом будущем проблему пробок, развязок и прочего. Только развязка в районе Ушаковского моста потребует несколько миллиардов рублей. А у нас должен быть предусмотрен целый ряд мер в этом направлении. И без помощи региона тут никак не обойтись.

 

– Вот вы говорите: город должен сделать… Но в адрес администрации города в СМИ буквально сыплются обвинения в том, что она не уделяет должного внимания некоторым чрезвычайно важным аспектам городской жизни. Может, ей и не до города вовсе?

– Ну давайте не будем уходить в какие-то крайности! Администрация города допускала ошибки, но покажите мне управленца, который этого избежал? Обвинять нынешнего мэра, что он не заинтересован, чтобы родной город процветал, как минимум, нелепо. И на сессии ЗС он, между прочим, был единственным среди мэров крупных городов Приангарья, кто встал и выступил, хотя эти города тоже в финансовом смысле пострадают от нового закона. И применительно, допустим, к развитию сети дошкольных учреждений критика в адрес мэра неоправданна. Судите сами… В 2011 году мы сдали в эксплуатацию два детских сада, через год – уже пять детсадов. В 2013 году появится три детсада. На следующий год есть возможность ввести в эксплуатацию четыре детских сада и четыре пристроя, позволяющих значительно расширить действующие детсады. В 2014 году будет начата работа по привязке проектной документации дополнительных 10 пристроев, а на 2015 год намечено выделение земельных участков и разработка проектно-сметной документации 10 совершенно новых детсадов.

 

– А вот с подачи министра образования Иркутской области Виктора Басюка ходят разговоры, что город буквально игнорирует предложения региона о софинансировании этой работы…

– Не исключаю, что Виктора Стефановича просто неверно информировали. Или представители администрации Иркутска вовремя не поставили его в известность, что в 2013 году детсады построены на основе софинансирования городского и областного бюджетов, и на следующие годы заявки на софинансирование уже поданы в областную администрацию. Другое дело, что мы в идеале рассчитываем при этом на изменение условий софинансирования. До сих пор пропорции финансовых вливаний были равными с каждой стороны. Но с учетом реалий, обозначенных новым законом о нормативах налоговых отчислений, справедливо будет, на наш взгляд, если областная казна возьмет на себя более существенные обязательства. Это станет эффективной помощью для того, чтобы быстрее ликвидировать дефицит мест в детсадах.

 

– И вы надеетесь на то, что город способен все-таки найти понимание на региональном уровне? Способен не просто разговаривать, но и договориться?

– Ну не поверю я, чтобы для руководства области, для депутатов регионального парламента Иркутск, где многие родились и где сегодня точно живут 80% из них, был городом, который, как говорят в подобных случаях, «мимо пробегал». И наверняка все они прекрасно понимают значение Иркутска для региона в целом. Так что общий язык для решения проблем нашего главного города мы непременно найдем. Но мы со своей стороны, конечно, обязаны правильно, хорошо подготовиться к такому «разговору», обязаны найти убедительные аргументы – в виде, повторюсь, проектов, расчетов и так далее.

 

– Так в ноябре уже состоится первое чтение регионального бюджета! Это вообще реально – успеть подготовиться?

 

– Это нужно сделать. И иркутские депутаты готовы оказывать администрации города любую помощь в этой работе, любую. У нас остался всего месяц, но это тот самый месяц, который год может прокормить…

 

Евгений Кречетов

 

Опубликовано в газете "Конкурент" 28.10.2013



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Интересный журнал, правда, редко попадается мне в руки. Я больше ваш сайт читаю. Там ведь тоже есть статьи из журнала. Что-то мне нравится, с чем-то я не совсем согласна, но в целом читать интересно.

 

Мария Корзун, специалист отдела маркетинга