
Удивительное время сейчас, друзья, когда коллеги, увлеченные одним делом, могут легко собраться вместе, поделиться опытом и узнать много чего интересного и полезного. Конечно, и раньше собирались, только теперь такие мероприятия стали намного масштабнее. Вот, например, люди, создающие леса, выращивающие саженцы, съехались со всей страны, чтобы посетить Евразийский форум в Новосибирске. И иркутяне там были. И не просто для того, чтобы поделиться знаниями, а приехали для того, чтобы представить свой аппарат – выполняющий очень важную в этом процессе функцию.
Ксения Геевская, руководитель компании «Геевская консалтинг», занимается питомниками с 2019 года. Именно ей пришла в голову идея, как должен выглядеть аппарат, который в будущем назовут Вермикулитер.
Ксения, расскажите, что это за форум?
— У моих коллег, компании «Агролес» и академии питомниководства, это крупнейший сейчас оператор по образованию по декоративными различным культурам выращивания, у них всегда было желание объединения всех питомников России. Они уже много лет делают форум в Сочи, это федеральный большой форум. А форум в Новосибирске — это первая попытка выйти в регионы. Ребята постарались собрать ярких представителей рынка, в том числе местного рынка, а также крупнороссийские питомники, то есть те, кто занимается производством декоративного посадочного материала. «Агролес» и я, мы здесь маленький кусочек производства посадочного материала для лесовосстановления. В первый день форума больше рассказывали ландшафтники, те, кто занимается покупкой этого посадочного материала, обсуждали, что им нужно, какие тренды на рынке. А во второй день сами производители посадочного материала делились открытиями этого года, ноу-хау, секретиками и так далее.
Для чего приходят люди сюда: учиться друг у друга или для чего?
— Вчера тоже собирала обратную связь от коллег, они говорят: нам гораздо интереснее сейчас взаимодействовать друг с другом, чтобы была площадка, где мы наконец-то перестаем смотреть друг на друга как на конкурентов, понимая, что мы все-таки партнеры. И этот переломный момент выхода из кокона из «сам по себе» в «давайте вместе» — это то, что здесь происходит. Итак, как коллеги встречались на сочинских мероприятиях и где-то видели друг друга. Тут вся Сибирь представлена, я тут 4 коллег встретила из разных питомников, из разных направлений. Мы тут встречаемся, чтобы понимать, что нет смысла конкурировать. Объединяться и сотрудничать — гораздо эффективнее.
Расскажите про ваш аппарат, чем он так уникален?
— Если проще, то это последний этап для посевной конвейерной линии ручного посева. Допустим, для маленьких питомников, у которых минимальная механизация, это как раз финальная работа с кассетой. В первой стадии мы взяли кассету, наполнили ее торфом, выровняли этот торф, уплотнили, сформировали луночку, в которую положили семечку, и тут на сцену выходит «вермикулитор». С помощью него при посеве на кассету очень грамотно наносится финальный состав, который защищает молодые сеянцы от пересыхания комика и от вредного мха, а затем четко распределяется по кассетам. Из каждой ячейки вырастает сосна, и за последний год, с помощью этого аппарата выращено 8 миллионов маленьких сосен, и это только в Иркутске. Еще в Братске 15 млн и в Новосибирске уже 2 млн.
А назвали мы его так, потому что он использовался для того, чтобы наносить тонкий-тонкий слой вермикулита, а в дальнейшем уже наши коллеги попросили нас его использовать для агроперлита, для речного песка, для мелкой опилки. Мы с инженерной группой смогли его изменить, адаптировать, улучшить и еще дальше пойти в вопросе его унификации. Сейчас эта запатентованная модель может адаптироваться по высоте, также работаем над тем, чтобы он мог адаптироваться по ширине, и он настраивается под разные сыпучие материалы.
Плюс большой этого аппарата: ему не требуется электричество, он идеально дозирует и поэтому уменьшает существенно, до 2-2,5 раз, количество мульчирующего материала, которое требуется. Ему не требуется отдельный работник, он может быть промежуточной станцией, и он железный, даже если он упадёт со стола, мы его обтряхнем и поставим обратно.
Как вы пришли к тому, что вам не хватает именно такой машины?
— На второй год моей работы в питомнике мы поняли, что у нас есть такая технологическая проблема, мы делали минимальную автоматизацию, набивка у нас была, потихонечку добавлялся посев и так далее. А с той станцией, которая была, это делалось вручную, я понимала, что это медленно, 8 кассет в минуту. Нас такая скорость вообще не устраивала. Была поставлена моему отцу задача. Я ему нарисовала очень сложную систему, как дозировано она как конфетки плюхает на каждый ряд и так далее. Папа приходит и говорит: «Я придумал всё проще» и рисует эту конструкцию. Мы ее сделали, попробовали и обалдели, насколько вот эта простота, изобретательность мысли — она гениальна. Наверное, самые прекрасные вещи — это простые вещи и самые сложные вещи. Но эта простота, она зачастую не быстро приходит. Коллеги с разных отраслей начали обращаться в наше бюро и говорят: «А вы можете не про лесовосстановление сделать оборудование?» Я говорю: «Да, мы можем, что надо?» Сейчас у него бригада из трех изобретателей. Есть и советские ребята, допустим, наш Штурманбасов. Есть и очень творческий молодой человек, он как раз из поколения, когда миллион идей, соответственно, он очень много вариаций дает. Штурманбасов их корректирует, а папа как раз ставит задачу всей бригаде, некий вектор. А я смотрю и наслаждаюсь, как творческий коллектив работает.
Вермикулитер — это зарегистрированное название, патент, иркутская разработка для всего рынка. На данный момент таких аппаратов 10 и 5 из них в Иркутске. У него единственное ограничение — он работает только с твердыми кассетами. Ну какие-то должны же быть у него недостатки, в конце концов! (смеётся)
Ольга Петрова
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер