Антропологи и археологи, изучающие городок Джеймстаун, старейшее постоянное поселение англичан в Новом Свете (штат Вирджиния, США), сделали мрачное открытие — обнаружили свидетельства каннибализма среди первых колонистов. Оказывается, в голодную зиму 1609 года колонисты (осажденные индейцами, измученные малярией и отсутствием провианта) не брезговали трупами своих товарищей. Джеймстаун — важная составляющая американского национального исторического мифа, и жутковатая находка сообщает этому мифу дополнительную глубину.
Соседи Покахонтас
Джеймстаун — первая удачная попытка англичан закрепиться на атлантическом побережье североамериканского континента. Самый ранний колониальный эксперимент был предпринят в 1585 году, когда британцы высадились на острове Роанок (ныне территория Северной Каролины). Однако уже в 1590 году от колонии не осталось и следа, и с тех пор о Роаноке говорили как об «исчезнувшей колонии». Спустя 17 лет — в 1607-м — сразу две экспедиции обосновались на американских берегах. Одна — на территории современного штата Мэн, вторая — в нынешней Вирджинии. Северная экспедиция основала форт Поупхэм, южная — Джеймстаун. Жители Поупхэма разделились на две враждующие группы, и хотя до кровопролития не дошло, колония прекратила свое существование уже в следующем 1608 году. В Джеймстауне же население оказалось упорным — и удержалось на новом месте.
Место для колонии выбрал опытный офицер по имени Эдвард Мария Вингфилд. Он нашел для будущего форта хорошо защищенное место далеко от индейских поселений. Вингфилд не учел, что выбранный им полуостров сильно заболочен, там кишели малярийные комары, а речная вода оказалась не пригодна для питья. Кроме того, англичане прибыли в Вирджинию в мае, и посеянное ими зерно не взошло — не успело. К тому же многие колонисты вообще ничего не знали о сельскохозяйственных работах, что никак не способствовало успеху мероприятия. В результате уже в первые месяцы существования Джеймстауна его жители десятками умирали от болезней и голода: из 104 прибывших в Новый Свет в 1607 году до весны 1608-го дожили 38 человек. Есть основания полагать, что если бы не удачное начало отношений с местными индейцами, в числе которых была та самая Покахонтас, дочь вождя, то зиму не пережил бы вообще никто из англичан: аборигены снабдили колонистов зерном.
В 1608 году, несмотря на доставленные из Европы подкрепление и пропитание, колонисты вновь недоедали. Не дожидаясь милости «дикарей», как англичане называли своих соседей, колонисты начали отбирать зерно у индейцев силой и тем самым положили начало долгому и кровопролитному конфликту. К зиме 1609 года Джеймстаун оказался практически на осадном положении, и в колонии начался голод.
О зиме 1609-1610 годов подробно рассказал один из колонистов — Джордж Перси, дворянин и в течение недолгого времени губернатор Вирджинии. В 1625 году он написал письмо, в котором описал ужасы тех месяцев. Этот документ был обнаружен в 1920-х годах в семейном архиве потомков Перси. В письме говорится следующее: «Съев лошадей и прочий скот, мы оказались рады довольствоваться собаками, кошками, крысами и мышами… сапогами, туфлями и иной кожей. Но потом голод, жуткий и бледный, явился каждому, и, чтобы выжить, все средства были хороши, даже те, что кажутся невозможными: из могил выкапывали трупы и ели их. Некоторые слизывали кровь, сочившуюся из их ослабевших товарищей». До весны 1610 года дожили 60 человек из нескольких сотен (от 300 до 900, согласно разным источникам) колонистов.
Ужасная зима не повторилась, Джеймстаун уцелел и, несмотря на долгие кровопролитные войны с индейцами, более или менее благополучно просуществовал до конца XVII века в качестве столицы Вирджинии. В 1699 году столица переехала в Уильямсбург, и Джеймстаун пришел в упадок. С конца XIX века его изучают и сохраняют. Остатки первого форта, возведенного в 1607 году, удалось найти только в 1996-м. С этого времени историю города пишут археологи.
Джейн, неизвестная
В 2012 году во время раскопок ямы с отбросами археологи нашли кости собак, лошадей, кошек, а также раздробленный череп и фрагменты скелета молодой женщины. Причины ее смерти неизвестны. Следы на костях указывают, что после кончины девушки несколько людей пытались расколоть ей череп и срезать кожу и мышцы с голеней. По мнению Дугласа Оусли, судебного медика и антрополога из Смитсоновского института, консультировавшего археологов в Джеймстауне, большинство ударов было нанесено неопытными руками. Оголодавшие колонисты спешили извлечь из свежего трупа мозг, а заодно использовать мягкие ткани, но мясников в числе вынужденных каннибалов не было.
Как это часто бывает у антропологов, девушке дали условное имя — Джейн. Судя по состоянию ее коренных зубов ей было примерно 14 лет. Анализ костей указывает, что, во-первых, она выросла в прибрежных районах Южной Англии, во-вторых, в ее рационе было много белка. Следовательно, Джейн происходила как минимум из зажиточной семьи. Принимая во внимание историю колонии, можно предположить, что она прибыла в Джеймстаун не с первой или второй экспедициями, целиком состоявшими из мужчин, а, скорее всего, с третьей, в 1609 году. Вероятно, Джейн была дочерью (менее вероятно — служанкой) кого-то из новых поселенцев. Установить ее имя не представляется возможным: списки пассажиров, приплывших в Вирджинию на шести судах в 1609 году, ученым не известны.
Археологи полагают, что дальнейшие раскопки могут обнаружить и новые свидетельства каннибализма: едва ли только тело Джейн было использовано в пищу, наверняка были и другие.
Письмо Джорджа Перси о голодной зиме 1609 года известно только специалистам по колониальной истории США. Жизнь Покахонтас существует в изложениях и переложениях для самого широкого круга читателей, включая дошкольников. Посмертная драма Джейн получила широкую огласку в прессе, к тому же ученые воссоздали облик девушки. Теперь у одного из самых старых и важных эпизодов американской истории появилось действительно человеческое лицо.
Юля Штутина
Источник: http://lenta.ru/
Nike
ВСЕГДА ЧИТАЮ ЖУРНАЛ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ПОРАЖАЮСЬ СМЕЛОСТИ СУЖДЕНИЙ. ЖЕЛАЮ БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО АНАЛИЗА ЯВЛЕНИЙ И БОЛЬШЕ ЗАДИРИСТОСТИ
Николай Куцый, профессор, доктор технических наук