Почему-то когда речь заходит о привлекательности, мы сразу начинаем говорить о женщинах. Но ведь на земле есть еще и мужчины, которые, так же как и женщины, стараются соответствовать требованию времени, стараются быть привлекательными для противоположного пола. Привлекательными, надо сказать, мужчины старались быть во все времена. И в каждую эпоху каноны привлекательности носили свои характерные черты.
Аполлон
Имя Аполлона, златокудрого сына Зевса, в наши времена стало нарицательным для любого красавца-мужчины. Культ красоты тела, господствовавший в древней Элладе, во многом определил каноны красоты и в последующие века. Сила, ловкость, красота. Античные представления о красоте хранят уцелевшие до наших дней скульптуры: правильные крупные черты лица, большие выразительные глаза и прямой нос. Немаловажное значение имел и рост. Так, Аристотель писал: «В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными».
Впрочем, археологические раскопки доказывают, что настоящие древние греки были мало похожи на дошедшие до наших времен статуи.
Гильгамеш
Народы Месопотамии (шумеры и ассирийцы, а позже персы) в мужчине ценили в первую очередь храбрость и физическую мощь. Дошедшие до нас барельефы представляют богов, царей и воинов как могучих мужчин с накачанными мускулами, обладающих несокрушимой силой и способных выйти в одиночку против льва. Если судить по этим изображениям, то жители Междуречья были коренастыми грузными мужчинами с крючковатыми носами, уложенными темными курчавыми шевелюрами и с такими же бородами. При этом отдельные пряди бороды завивали в трубочки и укладывали плотными рядами.
Благородные мужи, а уж тем более правители, носили богатые помпезные одежды и украшения, когда-то поразившие Александра Македонского. Волосы убирали в сетку, скрепляли их на затылке заколкой или связывали цветными лентами, а свою драгоценную бороду часто прятали в особый футляр. Кроме того, у древних персов было принято чернить брови и румяниться, а некоторые мужчины носили накладные бороды и парики.
Самый известный житель Междуречья – шумерский царь Гильгамеш, чье имя дошло до нас сквозь века благодаря одному из старейших в мире литературных произведений – «Эпосу о Гильгамеше».
Рыцарь
В средневековой Европе идеалом мужчины был рыцарь – прекрасный воин, чья мужественная внешность сочеталась не только с физической силой и храбростью, но и хорошими манерами и галантностью, предписанными кодексом чести. Немаловажной частью идеального мужского образа в тот период становится одежда и, конечно, доспехи – самая важная часть рыцарского костюма. В Средние века мужской костюм начинает все больше укорачиваться, тогда же появляется и «прототип» штанов: шоссы – узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна.
Но главным для рыцаря была красота не физическая, а духовная. Рыцарь – в первую очередь слуга своего сюзерена, защитник слабых, детей и женщин. В эту эпоху возникает культ «прекрасной дамы», оказавший влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.
Средневековый автор Э. Дешан перечислял следующие условия, которые необходимо выполнять тем, кто желает стать рыцарем: «… [рыцарь] должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков. Он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности. Воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать деяния великие, по примеру Александра».
Человек эпохи Возрождения
Человек эпохи Возрождения, или, как часто говорят – «универсальный человек», «эрудит» («полимат»), хорошо образован и интеллектуально развит, его интересы не ограничиваются одной областью, а способности высоки настолько, чтобы овладеть мастерством в разных сферах знаний. Внешняя мужественность и гордая осанка, впрочем, были по-прежнему в чести. Джулиано Медичи, правивший Флоренцией в середине XV века вместе с братом Лоренцо, прозванным Великолепным, по мнению современников, отличался удивительной красотой. До наших дней дошло несколько изображения Джулиано Медичи, погибшего во время заговора в возрасте 25 лет. Самое известное из них – живописный портрет кисти Сандро Боттичелли, датированный приблизительно 1475 годом, хотя некоторые историки сомневаются в том, что на картине изображен именно он.
Эпоха Возрождения в искусстве стала возвращением к идеалам Античности и поиском правильных пропорций в изображении человеческого тела. Каноническим в этом отношении можно считать рисунок Леонардо да Винчи, к которому более чем подходит термин «человек эпохи Возрождения». Иллюстрация из книги, посвященной трудам Витрувия, изображает фигуру мужчины в двух позициях, а
пояснения к рисунку гласят, например, что размах рук человека равен его высоте, а расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица.
Наиболее выдающимся мужским образом той эпохи можно считать мраморную статую Давида работы Микеланджело Буонаротти. Хотя специалисты по анатомии отмечают, что скульптор намеренно исказил некоторые пропорции для достижения художественной выразительности, впечатление, которое производила скульптура на современников Микеланджело и производит на нас сейчас, возводит образ, созданный 26-летним автором, в статус абсолютного культа красоты.
Галантные кавалеры
Эпоха барокко, название которой переводится как «распущенный», «склонный к излишествам», наложила свой отпечаток и на идеалы красоты, в том числе мужской. Эталоном в то время становится галантный придворный, который должен был непременно уметь танцевать, отлично стрелять, фехтовать, скакать на лошади и быть внимательным кавалером.
Придворные того времени во всем старались подражать сюзерену, а французская мода, в том числе и в одежде, распространилась по всей Европе. Рыцарские доспехи средневековых придворных сменились кружевами, причем не только в нарядах благородных дам, но и кавалеров, которые украшали ими воротники, рукава, фалды камзолов и даже отвороты сапог. Цветные шелковые чулки, яркие подвязки, широкополая фетровая шляпа, украшенная страусовыми перьями... Носили их и гражданские, и военные, и мушкетеры короля, и гвардейцы кардинала.
Но шляпа была не просто головным убором, но своеобразным инструментом, с помощью которого придворный мужчина выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или иным особам. Каким образом человек снимал шляпу, как держал ее в руке, каким жестом сопровождал поклон, насколько низко она опускалась – все принималось во внимание окружающими. Умение «владеть шляпой» говорило о степени воспитанности мужчины.
В моде были длинные волосы, и часто голову придворного покрывала не только шляпа, но и объемный завитый парик (отдаленно напоминавший «накладные шевелюры» древних персов, речь о которых шла выше). Впрочем, и без париков прически представителей дворянства поражали своим разнообразием. Одной из самых популярных была прическа «а-ля Каденетт», названная в честь герцога Каденетта (Cadenet, но это слово cadenette означает еще и «косичка»), впервые продемонстрировавшего ее публике. Представляла она собой одну или две пряди («любовные» локоны) или косы, перехваченные лентой и непременно того цвета, который любила дама сердца. Если в предыдущие века растительность на лице определялась не модой, а гигиеническими или религиозными соображениями, то во времена барокко мужчины впервые начинают не просто отращивать усы или бороду, а отращивать их по правилам. Самой модной бородкой этого времени считается «муш» – маленький пучок волос под нижней губой. Затем, подражая Людовику XIV, французские придворные начали носить и усики «шевалье» с
завитыми концами. Ухоженные усики и бородки считались символом аристократизма.
В XVIII веке, когда в моду вошла седина и следствием этого стали напудренные парики с уложенными буклями и косичками, без такого ни один приличный дворянин не смел появиться в обществе.
Бравый военный
Начало XIX века – время наполеоновских войн, охвативших Европу. Умы же барышень того времени были захвачены теми, кто ведет эти войны.
Военная карьера часто была единственной возможностью для обедневших дворян подняться по социальной лестнице. Офицеры кружили головы сестрам Беннет в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (уж она-то знала все чаянья девушек своего времени), а русский гусар со времен императора Александра I стал и вовсе образом идеализировано-комическим. Эпоха романтизма тоже наложила свой отпечаток, гусары в глазах барышень того времени – это те же рыцари, храбрые герои с нежными сердцами, которые писали стихи в альбомы девушек «перед тем как отправиться на войну».
Так, например, писатель Александр Грибоедов в молодости записался в гусарский полк на всеобщей волне патриотизма и юношеского увлечения внешней стороной военной жизни. Образ «вояки-ловеласа» нашел отражение в литературе и искусстве – таковы, например, Анатоль Курагин, с которым бежала Наташа Ростова, или соблазнитель мистер Уикхем из романа Остин. Виной подобной славы стали то ли яркие мундиры, притягивавшие девушек, то ли горячий нрав их обладателей.
Превыше всего для героя были достоинство и честь. И хотя в это время «дуэльная лихорадка» XVIII века начала спадать, а власти вводили запреты на поединки, в глазах общества настоящий мужчина по-прежнему должен был смывать оскорбление кровью.
Денди
Своеобразным противовесом военным стали английские денди, чей стиль позже переняли в Европе и России.
Родоначальником этого стиля принято считать Джорджа («Бо») Браммела.
Именно он ввел моду на черный мужской костюм с галстуком, от которого произошел современный вариант классического мужского костюма. Браммел предложил новый стиль своему другу принцу-регенту, будущему королю Георгу IV, и, подражая монарху, английские джентльмены забросили на антресоли напудренные парики и «мушки».
Впрочем, полноватый принц Уэльский не мог сравниться с другом Браммела, которого за глаза называли «премьер-министром элегантности». А сам он вывел следующую аксиому, которой следуют и современные денди: «Хочешь быть хорошо одетым – не надо носить то, что бросается в глаза».
Быть денди не значит просто хорошо одеваться. Изысканный костюм дополняли и определенные правила поведения: так, герой романа Стендаля «Красное и черное» Жюльен Сорель выводит главные правила настоящего денди – «невозмутимое равнодушие и оригинальность во всем»: «… Жюльен теперь был настоящий денди и вполне овладел искусством жить в Париже. Он держался с мадмуазель де Ла-Моль с изысканной холодностью…».
«Как денди лондонский одет» – писал Пушкин о Евгении Онегине. Русские денди того времени черпали вдохновение в другом денди – лорде Байроне. Последний же, в свою очередь, выделял среди современников всего трёх великих: Наполеона, Браммела и самого себя.
Мужчина 21-го века
Современный мужчина ищет новые ориентиры. В последние десятилетия традиционные модели мужественности расшатаны натиском феминизма. Жизнь предъявляет ему противоречивые требования: сегодня мужчина должен проявлять гибкость... при этом сохраняя твердость.
Один из популярных типов современности – метросексуал, любимый герой рекламы. Он с удовольствием ходит по магазинам, не стесняется показывать свои чувства и заботится о своей внешности. Яркий пример – футболист Дэвид Бекхэм. Он следит за модой, носит украшения, меняет прически. И при этом остается эталоном мужественности. Мужчины вообще стали уделять больше внимания своему внешнему виду, стремясь выглядеть как можно лучше и моложе. В последние десятилетия мужское тело стало более открытым и доступным взгляду. Осознание того, что на его тело смотрят, его изображают, – стимул для мужчины заботиться о своем здоровье и красоте. Тело и внешность становятся важными компонентами мужского имиджа, от которых зависят общая самооценка, самоуважение и уровень субъективного благополучия личности.
"ВАШ ЖУРНАЛ – ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Я ЧИТАЮ И ЛОВЛЮ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО МНОГИЕ ТЕМЫ МЕНЯ ВОЛНУЮТ. И ДАЖЕ ЕСЛИ Я С КАКИМ-ТО МАТЕРИАЛОМ НЕ СОГЛАСНА, БУДУ ОБИЖАТЬСЯ, НЕГОДОВАТЬ – НО ЭТО ПОТОМ, А ПРОЧИТАТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОЧИТАЮ."
Ирина Ежова, главный врач Иркутского городского перинатального центра