вверх
Сегодня: 15.07.25
8.png

ИрГСХА поплатилась миллионами за журналистскую безответственность

Наспех состряпанная «утка по-иркутски» о том, что академии отказано в госаккредитации, появилась 17 октября. Однако в действительности оказалось, что госаккредитацию после проверки, проведенной Рособрнадзором, не прошла лишь одна укрупненная группа специальностей «Экономика и управление» в читинском филиале ИрГСХА. А еще позже выяснилось, что данное сообщение Рособрнадзора вообще носит формальный характер и ни к каким серьезным последствиям привести не может. Студенты в Чите продолжают учиться, не ведая о скандале, а у филиала есть возможность пройти госаккредитацию по этой специальности в следующем году. Кроме того, наличие у ИрГСХА в Иркутске аккредитации на все специальности дает право ее филиалам выдавать вполне полноценные дипломы. Но вот беда, слово не воробей и даже не утка, которой все подавились.

 

«У нас были хорошие инвестиционные программы, а теперь мне звонят и говорят, что не дадут денежных средств, специально приходится через Москву объяснять и доказывать, что нас не закрывают, – подчеркнул Геннадий Такаландзе. – Вся эта ситуация очень плохо влияет на развитие вуза. По инвестиционным программам университет потеряет минимум 200 млн рублей, сейчас очень сложно будет восстановить доверие к учебному заведению».

 

Для восстановления репутации вуза Геннадий Такаландзе обратился в суд и будет добиваться публичного извинения легкомысленных СМИ перед коллективом академии и студентами. Для этих целей уже найдена денежная сумма в размере 1 млн 200 тыс. рублей. Несколько юристов готовят иск в адрес изданий и журналистов, распространивших недостоверную информацию, всего их в списке около 15.

 

«Хотя эти деньги значимы для нас, для наших студентов, сейчас нам важнее восстановить репутацию академии, которой был нанесен существенный ущерб, – возмущен Геннадий Такаландзе. – Например, в одном из средств массовой информации написали следующее: «Рособрнадзор прекратил аккредитацию вуза, и мы следим за развитием событий». А чего они ждут от нас? Какие-то фронтовые сводки? Пусть я не отсужу ни рубля, но все равно добьюсь публичного извинения перед коллективом академии и студентами».

 

Ложный шухер

Так что же все-таки произошло 17 октября? В этот день корреспондент «МК Байкал» обнаружил на сайте Рособрнадзора странное, невнятное сообщение, из которого даже подготовленному человеку невозможно было что-либо понять. Да простит нам читатель такое занудство, но в качестве доказательства мы вынуждены процитировать ведомство:

 

«Рособрнадзор отказал 7 вузам в госаккредитации отдельных образовательных программ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании результатов аккредитационных экспертиз в сентябре-октябре 2014 года отказала 7 вузам и филиалам в государственной аккредитации образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, относящимся к соответствующему уровню образования или к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки:

Калужский филиал ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана";

МБОУ ВПО городского округа Тольятти "Тольяттинская консерватория (институт)";

ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет" и его филиалу в г. Дербенте;

НОУ ВПО "Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов";

ФГБОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия";

МОУ ВПО "Российско-Таджикский (славянский) университет".

Всего в 2014 году отказано в аккредитации образовательной деятельности 35 вузам и филиалам по 114 образовательным программам».

В это же день редакцией в адрес руководителя ведомства был направлен запрос на предоставление информации, в котором содержались существенные вопросы. В частности, редакцию интересовало, по каким специальностям иркутский вуз не прошел аккредитацию, по каким причинам, каковы будут последствия? Ответов на поставленные вопросы редакция так и не получила, однако сразу после запроса на сайте ведомства были внесены изменения в сообщение. Этот же текст в новой редакции был направлен нам в качестве ответа на запрос. Внесенные уточнения заключались в том, что по каждому вузу приводились программы, лишившиеся аккредитации. В отношении иркутской сельхозакадемии это выглядело так:

«Забайкальский аграрный институт филиал ФГБОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия":

080000 Экономика и управление (бакалавриат, специалитет)

080100.62 Экономика

080100.62 Экономика

080200.62 Менеджмент

080500.62 Менеджмент

080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям);»

 

Мелкие, но гадкие неточности

Сопоставление этих документов позволяет сделать вывод, что Рособрнадзор обнародовал некорректную информацию, из которой следовало, что аккредитации по отдельным программам лишилась ИрГСХА, а на деле это был ее филиал в Чите. Впоследствии, после того, как всех напугали, ошибка была исправлена, но жареную «утку» народ уже заглотил.

 

Кувыркаться в этой информационной неразберихе ректору академии пришлось несколько дней, звонить в Москву, добиваться объяснений и доказывать, что все на самом деле не так. Но только уже никто не слышал. Залепить грязью легко, отмыться сложно. Но самое досадное в том, что отказ в аккредитации по отдельно взятой программе или группе специальностей, по сути, ничего не значит. Называя вещи своими именами, это вообще ни о чем, всего-навсего формальная процедура. Результаты действий экспертной комиссии, а именно о предварительном заключении экспертной комиссии в данном случае идет речь, должны размещаться на сайте Рособрнадзора – это предполагает процедура аккредитации. На деле это значит, что после заключения экспертной комиссии, которая фактически состоит из представителей конкурирующих вузов, а, значит, не может претендовать на объективность, должен появиться приказ, который обязывает вуз в течение года устранить нарушения. Через год новая экспертная группа проверяет устранение нарушений, и если они не устранены, только после этого специальность может быть закрыта для нового набора. А все студенты, которые до этого обучались на ней, будут доучены и получат подлинные дипломы.

 

«В настоящее время в читинском филиале продолжается обучение по 18 образовательным программам, в том числе и по той, которая по результатам экспертизы Рособрнадзора не прошла госаккредитацию, — рассказал Геннадий Такаландзе корреспонденту «МК Байкал». — Никто эту группу специальностей не закрывает, и не будет закрывать. У нас бессрочная лицензия, поэтому мы и дальше продолжим работу».

 

Дежавю

Короче, сенсация оказалась высосанной из пальца. «Утка» скукожилась, но вонять не перестала. Нечто подобное случилось с академией в 2012 году, когда у вуза были выявлены признаки неэффективности.

 

«В 2012 году были опубликованы критерии оценки эффективности вузов, с которыми заранее нас никто не ознакомил. Наш вуз тогда не прошел по одному из них, — вспоминает Геннадий Такаландзе. — Учитывался средний балл ЕГЭ зачисленных студентов, а у нас низкие средние баллы по ЕГЭ. Мы аграрный вуз и к нам поступают абитуриенты с низкими баллами, надо понимать, что в этом плане мы никогда не будем соответствовать требованиям».

 

Несмотря на то, что в ИрГСХА учатся не будущие «менделеевы», а всего-навсего рядовые «мичуринцы», академия в «черном списке» Минобра оказалась не одинокой, а в дружной компании будущих иркутских «лихачевых» и «пироговых». Региональную прессу тогда вообще на части рвало от беспокойства за будущее местечковой «высшей школы». И снова весь сыр-бор зря. Восточно-Сибирскую государственную академию образования присоединили к ИГУ, а Иркутский государственный лингвистический университет поглотил Московский государственный лингвистический университет. Может быть, я ошибаюсь, но, похоже, исчезновения так называемой педагогической академии из жизненного пространства региона никто и не заметил. Как были в дефиците талантливые педагоги, так и остались. А выпускнику «иняза» так и вообще по барабану, кто ему диплом выдаст - ИГЛУ или МГЛУ. Последнее даже и звучит лучше. Иными словами студенту все одно. Так отчего же столько тревоги? Ответ банален – золотой телец. А где пасется золотой телец, там всегда летают жареные «утки».

 

Статус эффективного вуза сельхозакадемия себе после проведенной оптимизации все же вернула, но случившаяся тогда массовая истерия вокруг образовательных учреждений региона серьезно отразилась на наборе студентов, на инвестиционной программе, которая была запланирована академией.

 

«Мне пришлось везде доказывать, объяснять, что нас не закрывают, что все замечания устранены. Репутация вуза была подпорчена, было очень трудно работать в таких условиях», – вспоминает Геннадий Такаландзе, подчеркивая, что на восстановление статус-кво у коллектива вуза ушло два года.

 

Новоиспеченная октябрьская «утка», по мнению Геннадия Такаландзе, также может повлиять на набор студентов. Случившимся не на шутку обеспокоились жители Усть-Ордынского Бурятского округа, так как они в основном учатся в ИрГСХА. Для прояснения ситуации в академию специально приезжал редактор окружной газеты, так как руководители хозяйств всерьез обеспокоились возможным кадровым голодом, если с академией вдруг действительно что-то случится.

 

Дважды два – четыре доллара

И еще одна малопривлекательная деталь. Для руководства академии заключение предварительной экспертизы, обнародованное Рособрнадзором, стало полной неожиданностью. В академии ожидали, что от филиала в Чите потребуют устранения замечаний. «У нас были подготовлены документы о том, как ведется учебный процесс, они не захотели смотреть эти документы, ничем этого не объяснили и написали заключение по своему усмотрению, - недоумевает ректор. - Мы ждали приглашения от Рособрнадзора в Москву, потому что предварительное заключение экспертов – это еще не закон, там мы бы показали все необходимые документы, но нас так и не пригласили».

 

Слова ректора тяжело связать с заключением экспертной группы, в которой говорится, что эти программы не соответствуют госстандарту, поскольку вуз не представил необходимые документы и материалы для проверки.

 

«Наш вуз в течение трех лет успешно проходит аккредитацию, этот год не стал исключением. Все наши образовательные программы соответствуют образовательным стандартам, — говорит ректор. — Более того, в частных беседах представители аттестационной комиссии указывали, что наша академия может претендовать на статус университета».

 

Вот и поди пойми, один говорит, что соответствие стандартам есть, другие, что нет. Один утверждает, что документы показывали, а те и лица на них не поворотили. Другие заявляют, что документов в упор не видели.

 

Геннадий Такаландзе все произошедшее объясняет недобросовестной конкуренцией и проблемами во взаимоотношениях с отдельными руководителями администрации Иркутского района. «Я хочу что-то сделать для людей, а они мне мешают, уже в течение года такая ситуация. По каким-то вопросам, в частности, улучшения жилищно-бытовых условий сотрудников, академия и администрация должны работать совместно, а мне не удается найти взаимопонимания с мэром Иркутского района. Не выходит сотрудничества». Вот так не выходит каменный цветок.

 

Какими бы ни были причины этого раздутого скандала, ясно одно - все эти манипуляции Минобра с отказом вузам в аккредитации и изгнании их в неэффективные маргиналы простому человеку малопонятны, и из-за того катастрофически пугающи. А использование страха - самый эффективный инструмент для давления на сознание. История со скукожившейся «уткой» самое яркое тому подтверждение. Вот только качественного образования все меньше и оно год от года сжимается как шагреневая кожа. Однако Минобру до этого дела нет, главное вовремя кому-нибудь еще припечатать ярлык неэффективного и подопнуть отказом в аккредитации, чтобы не расслаблялись и держались в тонусе.

 

Денис Ермолаев

МК Байкал

Комментарии  

#1 юрист 31.10.2014 13:36
хочу в группу где дают 1 миллион 200 тысяч
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

МНЕ НИКОГДА НЕ НРАВИЛСЯ И НЕ НРАВИТСЯ АНДРЕЙ ФОМИН. НО ЕСЛИ БЕЗ ШУТОК, ХОТЯ БЕЗ ШУТОК НЕ ОБХОДИТСЯ ВСЕ РАВНО: ЕСТЬ КАКИЕ-ТО КОММЕНТАРИИ, ЕСТЬ КАКОЙ-ТО СТЕБ. И ЭТО НИСКОЛЬКО НЕ МЕШАЕТ ПРОНИКАТЬ ВГЛУБЬ "КУЛУАРНЫХ" ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ВОКРУГ ТОГО ИЛИ ИНОГО СОБЫТИЯ, - И, ПОЖАЛУЙ, ЭТО САМАЯ ВАЖНАЯ , ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ В "ИРКУТСКИХ КУЛУАРАХ", КАЖДЫЙ ВЫПУСК КОТОРОГО Я С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ И ЧИТАЮ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.
 

Леонид Альков, заместитель начальника управления пресс-службы и информации губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области