вверх
Сегодня: 03.03.24
5.png

История про то, как далеко можно зайти

 

 

 

Скажем сразу: изначально предполагалось назвать этот материал «История про то, как далеко можно зайти». Но! Герой интервью в ходе согласования его речи сообщил об особом желании. Нескромном, естественно. Вот что он заявил:
– У меня есть шанс навязать вам заголовок, который я мечтаю использовать уже в течение лет десяти? Для чего угодно использовать. Хоть для чего.
– Какой? – мрачно ответил главный редактор журнала, который страшно любит, прям обожает, когда ему пытаются что-то навязать.
– «Глиняные Гномы Гингемы»!
– ???
– Но можно же сделать приписку, что редакция не представляет, что имеется в виду, и не несёт ответственности – соответственно.
И мы подумали: а почему бы и нет?! В конце концов, ответственности за героев своих материалов редакция действительно не несёт…

------------------------------------------------------------------------------

Глиняные Гномы Гингемы

…Когда одним подзабытым днём один известный иркутско-санкт-петербургский и немного московский монтажёр и по совместительству вечный экспериментатор Роман Гаврилин решил познакомиться с такой новомодной штукой, как нейросети, мир побагровел – позеленел – посинел, начал пульсировать и менять тона, постепенно превращаясь во вселенную отражений. В тот момент наш герой поймал флешбэк, который отбросил его к когда-то прочитанным страницам романа Роджера Желязны «Хроники Амбера». Где связь с литературой, чем способна ошарашить эта технология даже искушенного художника и как она меняет творческое пространство, мы и выяснили...

– Рома, объясни простыми словами несведущим людям, что такое нейросети и чем они могут быть полезны?
– Это некая математическая модель, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма. Это вот тебе прямо из «вики» определение – ничего сверх этого я не скажу, потому что сам не особенно понимаю. Нейронки можно натаскать на определённые задачи. Рисование с помощью нейронки – это частный случай, далеко не самый важный, ведь применять её можно и для написания программ, компьютерного кода, статей, докладов, дайджестов, для более сложного и разветвлённого поиска по Сети, распознавания объектов, для чего угодно, что имеет определённые законы.

 

 


– Рисование, быть может, не главная в жизни вещь, однако весьма нужная – она однозначно преображает пространство! Какие изображения можно создать с помощью нейросети?
– Отмечу, что очень большую долю среди тех, кто увлечён нейросетями, занимают различные анимешники, хентайщики, откровенные порнушники. Соответственно, они рисуют всякие манги, фэнтези-мэнтези и прочее добро. Их понять можно – у всех свои приколы. Однако с помощью этой штуки можно создавать действительно потрясающие вещи.

– Какие возможности в художественном плане есть у нейросети и как ты решился их познать? Сложно ли было разобраться?
– Просто стало интересно, как это всё в принципе работает. Я попросил знакомого, который в этом мало-мальски разбирается, установить на компьютер один из генераторов – он поставил Stable Diffusion, показал основы, после чего я начал сам потихоньку врубаться, как всё устроено.
Итак, как создается изображение? Для начала формируется некий запрос с использованием ключевых слов – описывается то, что должно быть на картинке, например, «чувак ест пирожок». Затем в работу включается машина.
Если рассматривать данный процесс с математической точки зрения, то стоит вспомнить такое понятие, как «сид» – это с английского переводится как «зерно». И они обычно, когда начинаешь что-то генерировать, выдаются рандомно, то есть тебе выбрасывают случайное зерно. С их помощью создается шум – некая чёрно-белая «карта», потихоньку превращающаяся во что-то осмысленное. Это похоже на помехи в телевизоре, которые, возвращаясь к изображению, становятся плотнее – постепенно угадываются отдельные образы, после чего возникает картинка. Соответственно, конечный результат, как правило, является непредсказуемым.
При этом кое-какие понравившиеся вещи можно зафиксировать: например, мы создаём зелёного человечка, пьющего воду из гранатомета – нам понравился выданный машиной образ, и мы можем ей сказать: «А давай-ка на этом сиде задержимся», поскольку сиды имеют вполне конкретные номера в генераторе этих сидов. И мы говорим – работаем с таким-то номером. Изображение запоминается, после чего можно его доработать – например, отрегулировать размеры человечка и другие детали, выстроить композицию.
Более того, есть возможность отладить цветовую гамму и выбрать стиль. Положим, рисунок вышел слишком завитушечным: чтобы это исправить, начинаешь убирать различные параметры или, наоборот, добавлять. Правки можно вносить на уровне текстовых запросов, а также с помощью ползунков и крутилок.
Стоит отметить, что нейросети имеют и некий культурный бэкграунд. Ты можешь ей сказать: «Родченко» или «Русский авангард начала XX века», и она будет пытаться что-то изобразить.
Трудно ли во всем разобраться? По большому счёту я и не пытаюсь разобраться, я пытаюсь научиться направлять в интересную мне сторону.

 



– И всё-таки со стороны простого обывателя могу сказать, что не такая уж и лёгкая штука – эти нейросети. Столько нюансов! Возникает закономерный вопрос: чтобы рисовать с помощью искусственного интеллекта, нужны ли какие-нибудь профессиональные навыки, вкус, в конце-то концов? Есть ли у тебя самого художественное образование, необходимо ли оно в этом деле?
– Специализированного образования у меня нет, да оно тут не особо-то и нужно. Ведь нейросети как раз компенсируют его нехватку, а также определённых навыков. К слову, мне мой лучший друг, художник Максим Ушаков, всегда говорил, что я умею рисовать. Но я понимал, что это он может так говорить, умея рисовать. Мне же на деле не хватает элементарной техники. И когда я увидел все эти Midjourney и прочие вещи, понял – это то, о чём я всегда мечтал. Ведь даже если ты что-то придумал, но вырисовать нормально не можешь, происходит облом. А инструментарий нейросети помогает довести задуманное до ума.
Что касается вкуса, то таковой нужен всегда – он ведёт человека, позволяет выбрать и создать что-то действительно интересное. Хотя полное отсутствие вкуса – тоже своеобразный вкус… В целом это вещь довольно субъективная. По мне, например, у тех, кто рисует хентайных баб, со вкусом не очень. А им наверняка кажется, что наоборот.
К слову о бабах! Когда я увидел, что в большинстве своём делают люди, то был очень разочарован. В основном в нейросетях рисуют девок с большими глазами и титюнами. Может, это конечно, угарно, но везде одно и то же. В тот момент я подумал, что народ просто не пользуется огромными ресурсами! Чудовищно неясно, зачем делать такие картинки, если можно создавать какие-то более сложные вещи, детальные, уникальные, непостижимые!

– К слову, видела некоторых девчонок, которых создаёшь ты, – они хороши! Особенно понравились рыжие с кудряшками – будто героини полотен! Но наверняка не с них всё началось. Расскажи про первый запрос для нейросети. Каким он был, что из этого вышло?
– Мой первый запрос был running man – «бегущий человек». Я создал порядка тысячи вариаций: делал его в разных стилях, цветах. В какой-то момент он превратился в графику, потом добавил к запросу тэг Дюрер, и везде стала появляться комета с его известного рисунка. Затем человек уже и не бежал вовсе, потом превратился в какие-то непонятные столбы и так далее. Всё это настолько мистически выглядит… И меня влечет именно сам путь, который преодолевается в процессе работы. Я ведь не хочу к чему-то конкретному прийти – допускаю, что людям как раз это не нужно, потому что они хотят чего-то определённого. А я – нет. Мне нравится не понимать, что перед тобой будет. В этом и прелесть подобной дряни! Получаются непонятные вещи, иногда очень угарные, от которых уже можно отталкиваться и двигаться дальше.
Работа с нейросетью в этом смысле удивительным образом отражает те чувства, которые я испытывал, когда читал роман Желязны «Хроники Амбера». Одно из ключевых понятий в этой книге – путешествие по отражениям. Есть некий центр вселенной – это государство Амбер, все остальные миры так или иначе являются его тенями. А люди, имеющие королевскую кровь, могут путешествовать по этим пространствам и возвращаться обратно. И когда ты идёшь через отражения, всё потихоньку меняется, например, кирпич может стать зеленым, автомобиль превратиться в немножко другой, и постепенно мир меняется в соответствии с тем, куда тебе нужно прийти. Так вот когда я увидел нейросеть, я испытал то же самое, что и во время прочтения произведения. Смотрел и не верил своим глазам, что проживаю аналогичную историю, но в реальности!
Мне нравится это состояние, нравится сама по себе работа, которая не предполагает точно известного результата. Элемент загадки, непредсказуемости лично меня и привлекает. Если я знаю точно, что получится – ну, клёво, нарисую это, а в чем волшебство? А нейросети – история о природе неизведанного и о том, как далеко можно зайти.

 



– А как далеко планируешь зайти ты? Есть ли в планах сделать увлечение нейросетями чем-то большим, нежели просто хобби?
– Конечно, хотелось бы его сделать чем-то более глубоким – чем конкретно, пока думаю. Например, принты на футболки. Вот ты пойдёшь в такой футболке по городу – и что? Есть у кого-то такая? Нет такой ни у кого! Понимаешь?

– Ещё как, звучит круто, интригующе, волнующе! Кстати, есть ещё одна вещь, которая меня лично беспокоит, – это будущее нейросетей. Как считаешь, стоит ли их побаиваться, например, художникам? Вдруг их заменят? И что вообще нас ждёт впереди?
– Думаю, что в первую очередь они коснутся дизайнеров, которых уже и так во многом заменяют. Но вместе с тем нейросети могут им и пригодиться – это мощный инструмент, оружие, которое можно использовать где угодно, если с ним разобраться.
Что касается будущего в целом, то трудно представить, каким оно будет. С одной стороны, нейросети – это натурально клёво, тут есть дохренища возможностей. С другой – они так интенсивно развиваются, что скоро совершенно будет неясно, скажем, какие фото или видео подлинные, а какие – подделка. Пройдёт ещё несколько лет, и любой сможет показать тебе, как ты, например, орангутанга убил в прошлом году. И никак не поймёшь, что это неправда, ни по каким признакам, всё будет настолько достоверно!
Когда-то ведь и существование каких-нибудь вирусов, которые могут угробить автомобиль или сжечь компьютер, казалось забавным и непонятным. А сейчас – пожалуйста! Все это есть!
Также в настоящее время может смешной выглядеть мысль, что сгенерированный где-то там, предположим, пряничный домик в какой-то момент окажется вживе перед тобой на столе! А кто его знает? А вдруг? Никто. Будущее – загадка! Вот такие дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Общалась Юлия Котышева



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Почему вы себя никак не рекламируете? Я не видел ни одного ролика, ни одного баннера или щита с вашей рекламой… Я от вашего журнала просто в восторге, но мне часто приходится объяснять разным людям, что такое «Иркутские кулуары» и почему это круто, реально круто…

 

Игорь Дрейкин, предприниматель