
Иркутские активисты молодежного движения «Сеть» замутили еще один воспитательно-патриотический проект, но теперь уже решили провести его подпольно. Видимо, чтобы не повторить ошибок «Вежливой азбуки» и «Поможем жителям Донбасса», когда они собрали гуманитарный груз, который так и не показали, первую психологическую игру активисты вынуждены были начать с фильтрационной работы. Сначала, правда, потеряв бдительность, они разместили объявление о «Большой игре» в социальных сетях. Там они вещали, что, «участники смогут проявить свои дедуктивные, лидерские и актерские навыки». Ну а если, и вот с этого момента начинается самое интересное, «Если вы окажетесь лучшим из лучших, то сможете выиграть наш главный приз - IPHONE 5S». Претендентом на вражеский гаджет, согласно, опять же странице в социальной сети мог стать любой желающий. Однако после того, как корреспондент «МК Байкал» проинформировал организаторов, что тоже «претендует» на модный телефон, правила резко изменились. Впрочем, подпольщикам не удалось сохранить в тайне происходящее. Волонтер редакции попал на игру и принес диктофонную запись, которая нас снова разочаровала. Иркутские сетевики в своих амбициозных затеях снова сдулись, на этот раз до банальной коммерции. Из молодежного патриотического проекта они мутировали в продюсерский центр и собираются продавать свою «Большую игру» за полушку в одном из магазинов Иркутска.
- Еще раз повторяю – организаторы «Большой игры» вправе отказать вам в участии без объяснения причин. Уходите, вам здесь не рады, - раздраженно отмахивался от корреспондента «МК Байкал» пресс-секретарь Иркутского регионального отделения молодежного проекта «Сеть Алексей Ступин. - И в качестве СМИ мы не можем вас пустить, поскольку мероприятие закрытое, площадь частная, наш продюсерский центр «Сеть» арендует его. СМИ, которые к нам сегодня заявлены, договаривались с нами заранее.
Вам тут не рады
В раздражение Алексей Ступин впал после того, как корреспондент «МК Байкал» приехал на место проведения игры и потребовал объяснить причину, по которой ему было отказано в участии. Ранее организаторы заявляли, что к участию допускается любой желающий, который оставил заявку в списках и получил их одобрение. Корреспондент газеты одобрение, разумеется, не получил, поскольку издание многократно критиковало иркутских активистов за их непрофессиональную деятельность. Однако причину отказа в «Сети» объяснить не смогли, а на сайте организации после настойчивых звонков из редакции появились изменения в правилах игры: «Организаторы вправе отказать вам в участии без объяснения причин». Кроме того, во время эмоциональной перепалки Алексей вдруг заявил, что их сообщество является продюсерским центром, а не общественной организацией, и, следовательно, ни перед кем отчитываться не обязано.
Откровение Ступина прозвучало несколько странно, поскольку федеральный молодежный проект «Сеть», который стал тиражироваться в регионы в апреле этого года, позиционировался его авторами как базирующийся на патриотических ценностях и ставил своей задачей повысить уровень гражданской активности у молодежи, привить ей любовь ко всему отечественному и воспитать достойных представителей российской элиты.
«Я модный»
«Большая игра» в исполнении теперь уже иркутского продюсерского центра «Сеть» оказалась банальной игрой в «Мафию», в которую сетевики, произведя модный тюннинг, добавили новых персонажей – гастарбайтера, священника, журналиста и светскую львицу. Иными словами, высокая пропагандистская деятельность выродилась в самый примитивный, далеко не интеллектуальный досуг, а еще и при участии одного из основных атрибутов общества потребления, модного американского гаджета.
И вот как этот американский гаджет вписывается в контекст принципов этого, теперь уже непонятно чего, то ли движения, то ли продюсерского центра, то ли коммерческой лавки по продаже игры «Мафия»? И как понимать эти «вирши», заимствованные с федерального сайта этого странного проекта?
«Товары и услуги, которые мы будем производить, – больше чем товары: они являются проводниками наших взглядов. Товары – самые современные медиа, они пропагандируют ценности, определяют поведение, задают жизненные стандарты. Не нужно производить просто хорошую одежду – нужно производить одежду, рассказывающую о нас. Что человек на самом деле покупает, когда платит за что-то деньги? Когда приобретает лотерейный билет – покупает право помечтать несколько дней до тиража. Когда приобретает мерседес – покупает принадлежность к сообществу успешных людей. Когда приобретает бриллианты – покупает свою уникальность. Когда приобретает модную одежду – покупает сообщение другим людям о том, что «я модный». Итог: когда покупают что-то хотя бы немного дороже самого необходимого – покупают сообщение. Наши товары будут работать на Россию».
Вот, вы поняли, это один из принципов активистов «Сети», экономический. Есть еще и другие, нравственные, религиозные, политические и культурные. В них нет ничего столь оригинального, сколько есть в этом экономическом принципе. Этот принцип является явным разоблачением сущности его авторов, он от начала и до конца о потреблении. Поэтому даже не российский айфон в них вписывается, что называется, как влитой.
Однако у некоторых особо впечатлительных граждан обманчивое противоречие продекларированных экономических принципов и непосредственно действий вызвало когнитивный диссонанс. Один из участников «Большой игры» Алексей Желудков, оставил на странице игры в соцсети изумленное: «Ой, пользуясь случаем, вопрос организаторам. Я тут чуть изучил деятельность «Сети», у меня возник вопрос. Почему разыгрывали буржуйский Айфон, а не отечественный Йотафон? Его идея со вторым экраном, кстати, прекрасна», - вполне резонно удивился Алексей.
И ничего-то вы не поняли, Алексей, ведь высший то пилотаж состоит не только в том, чтобы наши товары работали на Россию, но и в том, чтобы их буржуйские товары работали на нас. Тем более, пока, у нас наших товаров то и нет, и неизвестно, когда и благодаря чему они появятся. Ведь экономические принципы «Сети» нам про это ничего не говорят.
Буржуйские заморочки
А вот, для сравнения, как проблемы молодежи пытаются решать на «проклятом» Западе. Есть такой проект «Средиземноморская молодежная сеть», который осуществляется при поддержке ЮНЕСКО и Европейского союза. Он занимается совсем не пропагандой, а реальной помощью молодежи, молодым мужчинам и женщинам в Западном и Восточном бассейнах Средиземного моря, тех регионах, где очень высок процент безработицы и молодежи очень трудно найти работу. На распространение знаний о правах среди молодежи Европейский союз выделил 12 млн долларов на ближайшие три года.
Авторов проекта беспокоит не только проблема безработицы, но «слабая представленность молодежи в общественной и политической сферах деятельности, незаинтересованность в гражданской активности, а также исключение из основных средств массовой информации и экономическая маргинализация».
Эта европейская Сеть должна научить молодежь отстаивать и защищать свои права, взаимодействовать с властью, выражать свое мнение в СМИ и посредством общественного диалога, научить информационной грамотности, способствовать развитию потенциала молодых журналистов. Более того, проект предоставит национальным молодежным организациям возможность поддержать пересмотр политики и программ, уделяющих особое внимание занятости и переходным периодам в жизни молодежи.
Проект «Средиземноморская молодежная сеть» является частью оперативной стратегии ЮНЕСКО в отношении молодежи 2014-2021 годов и полностью отвечает общесистемному плану действий ООН.
Вот так. Это вам не по частным заведениям от журналистов прятаться, в «Мафию» играть, буржуйские айфоны разыгрывать и продюсерский центр по продаже этой игры создавать. Короче, заниматься проблемами молодежи, это не бриллианты для собственной уникальности покупать и не мерседесы приобретать для причащения к сообществу успешных людей. Для этого недостаточно посылать миру сообщение, что ты модный, потому что это, как минимум, никому не интересно.
Sneakers Валерия Батутите
В последние годы стало модным выпускать журналы, похожие на комиксы: цветные картинки, мало текста, много тщеславия... Впервые, получив в руки номер «Кулуаров», я получил – хотя бы на время чтения – ощущение правдивости написанного и… порадовался за Иркутск! А самому журналу добавляют уважения со стороны читателя (с моей-то стороны уж точно) такие редкие сегодня остроумие и насмешливая снисходительность главного редактора. Правда, не исключаю, что неглупый кулуарный сарказм не добавляет журналу тиражей. А жаль.
Дмитрий Дорожков, экономист, путешественник, искусствовед, отец 4 детей