вверх
Сегодня: 21.12.24
13.png

Как пиво подарило нам цивилизацию

Люди – это общественные животные. Но что еще важнее, мы животные, связанные социальными ограничениями.
Вероятно, нам стоит поблагодарить эту вторую нашу черту за то, что на заре человечества она помогла выжить нашим древним предкам. Я считаю, что существует пять ключевых социальных инстинктов, которые позволили доисторическим людям создать некую общественную структуру и стать сильными. Эти инстинкты сделали членов одного клана взаимозависимыми, помогали каждому из них найти свое место в неофициальной иерархии, гарантировали, что каждый из них занимается своим делом, не позволяли им обижать друг друга и изгоняли людей из социальной системы, когда они превращались в обузу для общих ресурсов.
Таким образом, наши древние предки смогли объединяться, процветать и размножаться – и передавать свои ДНК будущим поколениям.
Однако эти жизненно необходимые социальные инстинкты не предполагали ведения исследований, художественного самовыражения, романтики, изобретательности и стремления к экспериментам, которые тоже являются двигателями развития цивилизации.
Чтобы высвободить эти качества, нам нужно было нечто, что может отодвинуть на второй план жесткие общественные устои, обеспечивавшие существование наших кланов. Нам нужно было нечто, что позволяло бы нам на время освободиться от нашего биологического стадного императива – или, по крайней мере, подавить наш страх в том случае, если нам удастся это сделать.
Нам было нужно пиво.
К счастью, время от времени нашим предкам, как и всем остальным животным, попадались забродившие фрукты или зерно, и они пробовали их на вкус. Как это случайное открытие переросло в приготовление первой партии пива, разумеется, до сих пор остается загадкой. Однако, вероятнее всего, это случилось уже 10 тысяч лет назад. 
Согласно современной теории, сначала люди начали выращивать зерно, чтобы употреблять его в пищу. Но с 1950-х годов многие ученые не раз находили свидетельства того, что некоторые первобытные люди выращивали и хранили зерно, чтобы готовить из него пиво, еще до того, как они научились делать из него хлеб.
Брайан Хайден (Brian Hayden) и его коллеги из университета Саймона Фрейзера в Канаде представили новые доказательства этой теории в своей статье, опубликованной в марте в Журнале теории и методологии археологии (Journal of Archeological Method and Theory). Изучив орудия, найденные во время раскопок в восточном районе Средиземного моря, которыми древние люди предположительно пользовались в процессе приготовления пива, ученые пришли к выводу, что «пивоварение было важным элементом праздников и общественной жизни в эпоху Позднего Эпипалеолита». 
Антропологические исследования, проведенные в Мексике, привели экспертов к такому же выводу: древний предок кукурузы – теосинте, который там рос, хорошо подходил для пивоварения, и был практически совершенно непригоден для изготовления из него муки для хлеба и тортильи. Мексиканским фермерам понадобилось множество веков, чтобы окультурить это растение и превратить его в кукурузу, впоследствии ставшую основой местной кухни.
Как только древние люди обнаружили эффекты этого напитка, все сразу, несомненно, признали ценность пива (а также вина и других напитков брожения). С помощью этого нового психофармакологического напитка люди смогли подавить в себе страх перед стадными инстинктами. Разговоры у костра, без сомнений, перешли в новое измерение: болезненно застенчивые члены кланов, избавившись от своего страха, теперь могли откровенно высказать все, что было у них на уме.
Однако, как оказалось, алкоголь оказал более далеко идущее воздействие, ослабив сильные стадные инстинкты, на которых строилась жесткая общественная структура. Со временем люди стали более свободными в своих мыслях, а также в большей степени готовыми к сотрудничеству и творчеству. Немного пива ночью позволяло людям ощутить чувство свободы, хотя на утро инстинкты приспосабливания и подчинения снова возвращались, чтобы восстановить общественный порядок.
Существует ряд доказательств того, что древнее пиво (или вино) считалось помощником в размышлениях. В древних Германии и Персии коллективные решения государственного масштаба принимались после пары кружек пива, а потом уже перепроверялись на трезвую голову. В других местах все происходило с точностью до наоборот.
Во многих ушедших в прошлое цивилизациях пиво считалось настолько важным, что в Кодексе Урукагины, который считают первым правовым кодексом, пиво является главной единицей оплаты и мерой наказания.
Отчасти достоинства пива в древние времена определялись тем, что содержание в нем спирта было очень невысоким. Как показали исследования, технологии дистилляции спирта появились всего около 2000 лет назад.
Сегодня многие люди пьют слишком много, потому что им приходится бороться и подавлять значительно более сильное социальное беспокойство и панические атаки - то есть расстройства, которые, вероятнее всего, являются производными первобытных стадных инстинктов. Однако пьянство, к сожалению, только усугубляет проблему: оно может привести к одичанию и со временем подорвать здоровье. Для тех, кто страдает депрессивными расстройствами, существуют лекарства, гораздо более безопасные, чем алкоголь, а в совокупности с психотерапией эти новомодные заменители пива в состоянии помочь людям справиться с их страхом.
Однако роль пива в развитии цивилизации заслуживает того, чтобы поднять за него бокал. Как однажды сказал всегда рационально мыслящий Бен Франклин, «пиво – это живое доказательство того, что бог любит нас и хочет, чтобы мы были счастливы».
За несколько тысяч лет до Франклина, полагаю, один из наших предков эпохи неолита, вероятно, произнес такой же тост.
Джеффри Кан – младший клинический профессор психиатрии Нью-Йоркской пресвитерианской больницы и автор книги «Страх: причины тревоги и депрессии» («Angst: Origins of Anxiety and Depression»).

 

Джеффри Кан

Источник: http://www.inosmi.ru/

Air Jordan 1 Mid "Pink Shadow" Coming Soon

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Я СЛЕЖУ ЗА ВЫХОДОМ ЖУРНАЛА «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ» НЕ ПОТОМУ, ЧТО Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН СО ВСЕМ, ЧТО ВЫ ПИШЕТЕ И ЧТО ГОВОРЯТ ВАШИ ГОСТИ. СКОРЕЙ, НАОБОРОТ. ИНЫЕ МНЕНИЯ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ОБЩЕПРИНЯТЫХ, РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ТЕМЫ – ВОТ ТО, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННО. ЖУРНАЛ ЭТИМ И ИНТЕРЕСЕН. РЕАЛЬНО ИНТЕРЕСЕН.

 

Тимур Сагдеев, депутат Законодательного Собрания Иркутской области