вверх
Сегодня: 19.06.25
6.png

Как живут в Приангарье малочисленные народы?

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий  Лукин рассказал газете «Байкальская Сибирь»  о том, как живет малочисленная народность Тофы.

 

«Тофы – уникальная народность, эти люди живут только в Нижнеудинском районе Иркутской области. Их осталось всего 678 человек. Казалось бы, власти должны заботиться о сохранении малочисленного народа, представителей которого даже в мире больше нигде нет. Но судя по всему властьимущим пока не до них. А ведь проблем у этих людей гораздо больше, чем у других жителей Приангарья.

 

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий  Лукин готовит специальный доклад «О защите прав и свобод малочисленных народов севера, проживающих на территории Иркутской области». Написать такой труд, не побывав в месте проживания тофов, невозможно. Поэтому-то омбудсмен и отправился в Тофаларию. Однако первая попытка была не удачной, ему не хватило места в вертолете, пришлось вернуться в Иркутск. Через несколько недель омбудсмену все-таки удалось улететь к тофам. Для городского жителя тема не совсем обычная, а вот тофы уже привыкли к тому, что по 10-15 дней они не могут улететь на большую землю или вернуться обратно. Единственный способ в теплые месяцы добраться до большой земли – это вертолет, по-другому преодолеть 200 километров непроходимой тайги невозможно.


IMG_0073

 

«Во всех населенных пунктах мы провели встречи с населением, на которых выслушали очень много претензий и жалоб к органам государственной власти. Дело в том, что ранее они вели кочевой образ жизни, они не приспособлены для ведения сельского хозяйства, их основное занятие – оленеводство, охота, рыбалка. Но Сталин решил приучить их к оседлому образу жизни, чтобы они не бедствовали. Было построено три поселка: Нерха, Верхняя Гутара, Алыгджер. Всего в Тофаларии проживает примерно 1200 человек, из них 60% - это тофы. Самая острая проблема – это транспортная доступность.  Старожилы, которые там есть, говорят, что после войны в эти населенные пункты самолеты АН-2 летали два раза в день для обеспечения их жизнедеятельности. Сегодня вертолет МИ-8 летает раз в десять дней», - рассказал Валерий Лукин. 

 

Из-за транспортной проблемы накапливаются и все остальные.

 

Например, много проблем, связанных с медицинским обслуживанием. Все лечебные учреждения находятся в районном центре – Нижнеудинске. На обследование, лечение тофы должны ездить туда. Приехав на консультацию, человек должен задержаться дней на десять, так как улететь не может. Значит надо искать ночлег, а это дополнительные траты.

 

«Учителям надо пройти медицинский осмотр, а его ведь не пройдешь за один день, им тоже надо где-то это время жить. Исходя из этих сложностей, главам этих трех поселений поступило письмо из финансового управления Нижнеудинска, которое обращает внимание, что фельдшера, которые там работают, чтобы они направление на обследование выписывали в крайнем случае. Ну что такое – «крайний случай»? И кто это будет определять?», - говорит Валерий Лукин.

 

IMG_0092

Жителю Тофаларии Дмитрию Кангараеву пришлось ждать своей очереди на вертолет две недели. Мужчина лежал в больнице в Нижнеудинске после операции на сердце.

 

«Не ради какой-то прогулки приехал я в Нижнеудинск. Я в больнице лежал. И не могу обратно улететь. Остался снова. Тринадцать человек взяли, а мне места не хватило», - рассказал Дмитрий Кангараев.

 

Еще одна проблема – недостаточная обеспеченность скоропортящимися продуктами. По расчетам чиновников Нижнеудинского муниципального образования, в Тофаларию необходимо доставлять около 900 тонн скоропортящихся продуктов в год. Но те вертолеты, которые финансируются из областного бюджета, могут обеспечить только 40 тонн.

 

«Когда мы побывали в магазинах, которые трудно назвать магазинами, мы убедились, что скоропортящегося там ничего не найти, там стоят в основном консервы. Один из местных предпринимателей рассказал, что доставка скоропортящихся продуктов стоит 75 рублей за килограмм. Но он же в убыток себе не будет работать, необходима компенсация какая-то. Конечно, в зимний период времени, а он достаточно короткий, когда замерзают реки, можно туда доставлять продукты и топливо для дизельэлектростанций. Мука, сахар, консервы доставляются туда. Хотя, конечно, сроки реализации у них тоже есть», - говорит омбудсмен.

 

IMG_0087

 

Бывают случаи, когда необходимо вывезти на экспертизу умершего человека. И его везут вместе с пассажирами в одном вертолете, несмотря на то, что это недопустимо ни по санитарным нормам, ни по всем остальным. А этим летом произошла вообще шокирующая история. Уполномоченному по правам человека обратился с жалобой житель села Алыгджер. Мужчина рассказал, что в июле он вынужден был самостоятельно решать вопросы по вывозу тела его отца, который умер в тайге в 80 км от населенного пункта, в районный центр для проведения экспертизы в установленном порядке. Переправить тело на «большую землю» можно было только на вертолете. Его обращения в администрации села Алыгджер и Нижнеудинского района, в органы внутренних дел города и района, ГУ МВД Иркутской области, в МЧС, районную и областную прокуратуру, аппарат Губернатора Иркутской области не дали результата. 11 суток родственники умершего в глухом лесу охраняли тело от диких зверей. В итоге сын был вынужден заключить договор с авиакомпанией «Ангара» на вывоз тела вертолетом, за это он заплатил 140 тысяч рублей.

 

«Считаю, что в данной ситуации речь идет фактически о надругательстве над телом умершего со стороны властей, которые за 11 дней не сделали ничего, чтобы вывезти его из тайги. Чиновники проявили крайний цинизм и бездушие по отношению к памяти умершего и его родственникам», – заявил омбудсмен.

 

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин обратился к первому заместителю Правительства Иркутской области Николаю Слободчикову с просьбой принять меры в связи с бездействием органов власти, а также правоохранительных органов. А житель села Алыгджер в настоящее время готовит документы для подачи искового заявления в суд.

 

Еще одна проблема – безработица местного населения. По словам Валерия Лукина, раньше было подразделение – Потребкооперация, которое принимало у тофов пушнину и прочее, и рассчитывалось с ними. Сейчас  этой организации нет, а добытое у тофов скупают заезжие бизнесмены по заниженным ценам.

 

С образованием дела обстоят лучше всего. Во всех населенных пунктах есть учебные заведения. В Алыгджере одиннадцатилетняя школа и интернат, в двух других поселках – малокомплектные школы начального образования, в них обучаются по 30-40 учеников.

 

«Здания чистенькие, но построенные еще «при царе Горохе», туалеты, конечно, на улице. Директора школ отметили, что учебной литературой они обеспечены полностью, но тетрадей, ручек в магазинах нет. Ладно, раньше, когда тетрадей не было, можно было на газетах писать, но там и газет нет», - отметил Валерий Лукин.

 

И еще к вопросу об образовании. В 2010 году в поселке Нерха введена в эксплуатацию школа на 72 места. Но дети в ней до сих пор не учатся. Дело в том, что работы были произведены некачественно, а есть объем работ, за который заплатили, но фактически они не были выполнены.

 

«Внешне школа неплохая, это будет школа-детский сад. Кстати, в Нерхе сто лет детского садика не было. Там уже и оборудование завезено, и парты, и кровати. Но котельная там, которая по проекту должна иметь 4 котла, там всего два котла неизвестной марки. Полы, по всей видимости, были сделаны из сырого материала, там щели между досками толщиной с палец. В нее вложено 48 миллионов областных средств. А заказчик – УКС наш областной. Невыполненных работ оцениваются на 5 миллионов рублей. Люди просят хотя бы к началу следующего учебного года школу доделать. Но решения надо принимать сейчас, чтобы необходимые материалы можно было по зимнику туда доставить. Если зимой их не завезут, то ничего и не будет сделано», - рассказал Валерий Лукин.

 

Проблемы развития и закрепления их родного языка, культуры, народного промысла, наличия в Тофаларии предприятий, которые хозяйствуют там и не компенсируют причиненный ущерб – все они будут отражены в докладе омбудсмена.

 

После поездки к тофам Валерий написал обращение к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко с просьбой решить пока хотя бы три основные проблемы тофов: увеличить финансирования авиаперевозок; организовать медицинское обследование для местного населения; достроить школу в поселке Нерха.

 

«По расчетам администрации Нижнеудинского района, для решения проблем медицинского обслуживания жителей Тофаларии, доставки туда скоропортящихся продуктов, урегулирования других вопросов, требующих обязательного выезда жителей в районный центр или за его пределы, необходимо ежегодно обеспечить финансирование не менее 400 авиарейсов вертолетом МИ-8. В 2013 году из областного бюджета было профинансировано 134 рейса, а в 2014 году предусмотрено выполнение только 91 рейса, что, конечно, недостаточно», – написал в своем обращении к губернатору омбудсмен Лукин. Уполномоченный обратил внимание главы региона на то, что для рассмотрения транспортной проблемы и ее негативных последствий в июне Тофаларию посетили министр транспорта Иркутской области Артур Сулейменов и его заместитель Максим Тюрюмин. Они на месте убедились в необходимости увеличения финансирования. Но тем не менее, управленческие решения для разрешения проблемы до сих пор не приняты. Омбудсмен предлагает в целях снятия социальной напряженности, дать возможность руководству Нижнеудинского района использовать сейчас финансовые средства областного бюджета, предусмотренные на организацию авиаперевозок в 4 квартале 2014 года, с гарантией их восстановления в последующем.

 

Кстати, так совпало, что вместе с омбудсменом в Тофаларии работали сотрудники прокуратуры Иркутской области. Они приняли почти 50 жалоб местных жителей.  «Местные жители сообщили о многочисленных нарушениях природоохранного законодательства при добыче недропользователями полезных ископаемых, росте браконьерства в лесах и реках. В результате в местах традиционного природопользования тофаларов снижаются популяции диких животных и рыбы. В ходе проверки жалоб жителей поселка Верхняя Гутара на бездействие правоохранительных органов выявлен факт незаконной вырубки кедровой рощи. После проведения расчета ущерба Западно-Байкальской природоохранной прокуратурой материалы будут направлены в следственные органы», - говорится в материале, размещенном на официальном сайте прокуратуры Иркутской области.

 

В целях защиты наиболее уязвимой категории населения прокурор Иркутской области поручил «провести проверки по каждому факту нарушения законных прав жителей Тофаларии, принять меры для установления причин и условий им способствующих».

 

Помимо этого Уполномоченный по правам человека в Приангарье направил Восточно-Сибирскому транспортному прокурору Анатолию Мерзлякову письмо с просьбой усилить контроль за соблюдением действующего законодательства сотрудниками линейного отдела полиции на транспорте в аэропорту г. Нижнеудинска. Поводом послужили многочисленные обращения жителей Тофаларии, которые жаловались на незаконные и грубые действия сотрудников данного отдела, о систематических послеполетных досмотрах пассажиров, прилетающих из населенных пунктов Нерха, Алыгджер, Верхняя Гутара, а также о незаконном изъятии полицией продуктов охотничьего промысла.

 

По данному вопросу Валерий Лукин ранее обращался к начальнику Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте Виктору Кобасю. Но тот ответил, что сотрудники группы по досмотру Нижнеудинского линейного отдела полиции являются одними из лучших в названном Управлении и, по результатам проведенных проверок, действуют строго в соответствии с действующим законодательством. При этом конституционные права граждан не нарушаются, что, по мнению Виктора Кобася, подтверждается отсутствием жалоб от пассажиров в Восточно-Сибирское управление ЛУ МВД России на транспорте в течение 2014 года.

 

В сентябре Уполномоченный подготовил и распространил памятку для авиапассажиров в Тофаларии. Документ основан на положениях Воздушного кодекса Российской Федерации и иных документах и информирует пассажиров об имеющихся у них правах и обязанностях».

 

Фото предоставлены Уполномоченным по правам человека в Иркутской области Валерием Лукиным

 

Nike Air Max 270 газета «Байкальская Сибирь»

Источник: bg-irkutsk.livejournal.com

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Ваш журнал не для любителей балов и гламура, а для интересующихся и думающих. К людям, которые говорят неудобную правду - к таким, как вы и ваши авторы, я отношусь очень уважительно. И сама, признаюсь, так не умею. Не всегда умею.

 

Лариса Егорова, депутат Думы г. Иркутска