вверх
Сегодня: 14.07.25
12.png

Когда всё действительно едино…

Не первый раз за последние месяцы слышу в свой адрес от друзей и знакомых вопрос – кто ты, коммунист или единоросс? И если, скажем, лет пять назад над ответом думал бы максимум секунду, то в нынешней политической ситуации озадачился не на шутку.

Air Jordan 1

 

С одной стороны, стало как-то неловко. Перед самим собой. Что же это я, в самом деле? Отстранился от партийной жизни, продвигаю «левые» идеи, посеял сомнения в своей политической принадлежности среди ближайших друзей. И это при том, что состою в ЕР практически со дня основания… С другой, можно рассмотреть возникшую ситуацию как возможность взглянуть на «родную» партию свежим, «незамыленным» взглядом. Оказаться в роли рядового избирателя, оценивающего политические расклады 2016 года со стороны, то есть непричастно. А уж затем, разобравшись в себе, принять решение, с кем и, главное, куда идти дальше.

 

Идеи нет, но вы держитесь

Для начала вернемся к главному вопросу: коммунист или единоросс? Отчего стало возможным такое сопоставление? Иногда полезно понять суть вопроса. Итак, по порядку. Что такое коммунизм? Даже ярые противники этой доктрины признают, что коммунизм – это общественно-политический строй (пусть пока виртуальный), определенная философия, система взглядов и убеждений. А тогда что такое – единороссизм?! Мало того, что вторая часть этого слова звучит неполиткорректно, так и внятного ответа, боюсь, получить сегодня не удастся. Фаворит трех (!) предыдущих думских избирательных кампаний идет на выборы без внятной политической доктрины. Когда в конце 90-х создавалось общественное политическое движение «Единство», позднее плавно трансформировавшееся в партию «Единая Россия», идея была проста и понятна – объединившись, сохранить разваливающееся на куски государство (перспектива, если кто забыл, была вполне реальная). Сохранив, занять достойное место на мировой политической карте. Против такой концепции открыто выступить не решались даже ярые оппоненты. За полтора десятка лет с задачей кое-как справились. Вроде радоваться надо. Да вот беда – непонятно, что делать дальше.

 

За это время и внешняя, и внутриполитическая ситуации изменились кардинально. А партия власти оказалась к этому не готова, ибо она базируется на устаревшей электоральной модели. «Единая Россия» формировалась и добилась наибольших политических успехов в период, когда российское общество было достаточно однородным и в стране существовал массовый центристский электорат, который и составлял основную политическую базу. Однако в последние годы население в России все больше поляризуется на два лагеря с принципиально разными ценностями и запросами. С одной стороны, это левоориентированное традиционное большинство, часть которого раньше голосовала за единороссов, а сейчас все больше склоняется к партиям левой оппозиции: преимущественно КПРФ, отчасти ЛДПР и «Справедливой России». С другой стороны, средний класс, выступающий за социальные и политические перемены, которые «Единая Россия» выполнить не может. Таким образом, ЕР сейчас как бы пытается усидеть сразу на двух расползающихся стульях, и расстояние между этими электоральными стульями все больше растет. Это видно, например, из того, что ЕР идет на думские выборы 2016 года с либеральной повесткой (кто не верит, почитайте программу партии), используя при этом патриотические образы в агитации. Причем образы в основном советского, то есть коммунистического содержания. Получается, медведь погнался за двумя зайцами.

 

К чему это приведет? Рано или поздно партия может оказаться между стульев (на уровне политического «плинтуса») и лишится какой-либо массовой политической базы. С большой вероятностью это может произойти уже в этом году.

 

Почетный председатель

В принципе, отсутствие внятной идеологии еще не катастрофа. Точнее, не совсем катастрофа. За четверть века российской государственности мы привыкли к отсутствию политических доктрин у большинства ведущих партий. По сути, четкая идеология есть только у КПРФ. Она может нам нравиться или вызывать яростное отторжение, но главное – идеология у коммунистов есть. Тем же, кому голосовать не за что, остается голосовать за кого-нибудь…

 

Итак, что же у нас в партии власти с кадровым вопросом? Кто поведет нас за собой к светлому или хоть какому-то будущему на сей раз? Не знаю, как медвежатина, а рыба точно гниет с головы. Поэтому начнем с самой верхушки. Официально лидером единороссов является председатель правительства Дмитрий Медведев. Ну что тут сказать? Если Дмитрий Анатольевич когда-то и был для широких слоев населения авторитетом в политике, то это «когда-то» давно прошло и авторитет сошел на нет. Я же рискну утверждать страшное – авторитета этого на самом деле никогда и не было, а если и был, то – дутый. Политическая роль Медведева – быть вечно вторым в тени гиганта Путина. С 2008 по 2012 годы побыл марионеточным президентом «в целях соблюдения конституционного порядка», теперь играет роль нерадивого приказчика при хорошем барине. Проще говоря – политик несамостоятельный. Кукла на руке у кукловода. А какой у куклы авторитет? Плюс Дмитрий Анатольевич сам «постарался» испортить себе харизму. Его перлы про «денег нет» и «идите в бизнес» стали хитами текущего политического сезона. Немногочисленные защитники Медведева утверждают, что это – спланированная акция по дискредитации, и фразы вырваны из контекста. Тогда вопрос: почему у лидеров других партий (Жириновского, Зюганова и т.д.) или у его соратника Путина никто ничего из контекста не вырывает? А врагов и недоброжелателей у них не меньше. И только высказывания «главного» единоросса становятся афоризмами со знаком минус. Слово «главный» взято в кавычки не случайно. Повторюсь, Дмитрий Медведем является лидером в ЕР – официально. Владимир Путин с партийного председательства незаметно съехал и наблюдает за развитием ситуации как бы со стороны. При этом в предвыборной агитации единороссы больше апеллируют к авторитету президента, стараясь пореже упоминать шутовского зиц-председателя. Получается, и в вопросе лидерства партия пытается усидеть опять же на двух стульях. Разъедутся эти «стулья» или нет – вопрос другой. Скорее всего, мы узнаем об этом после думских выборов.

 

Варяги и наследные принцы

Ну да Бог с ними, с «верхами». Мы, конечно, за единую, подчеркиваю, страну Россию. Но живем в конкретной Иркутской области, и нам интересно, кто же стал лицом партии здесь. Или не стал.

 

Региональный список «Единой России» возглавляют москвичи. Возможных причин тут видится всего две. Либо Центр навязывает региону своих лидеров, либо у Иркутской области попросту нет своих ярких политиков, способных повести за собой народ. В пользу второго варианта говорят два обстоятельства. Во-первых, Иосиф Кобзон, при всем уважении к его творческим заслугам, на роль вождя ну никак не тянет, да и «пасется» на забайкальской политической лужайке. Николай Николаев с его Народным фронтом в этой избирательной кампании явно не «зажег», провалил праймериз (?) и заработал среди местных завсегдатаев соцсетей кличку «Никакой Никакоев». В общем, засланный

 

«фронтовик» смотрится как московский партийный балласт, который решили сбагрить подальше, а там будь что будет. Во-вторых, дефицит кадров случился у иркутских единороссов еще на прошлых выборах в Госдуму, когда им пришлось спешно переманивать в свои ряды традиционно «левого» Антона Романова, и, судя по всему, Антону Васильевичу эта кампания не понравилась.

 

Теперь о земляках. И тут всё не просто. Рядовому избирателю фамилии Труфанов, Дикусарова, Чернышев и Красноштанов мало что скажут. И даже при ближайшем знакомстве, почитав интервью и биографии, посмотрев ролики, желания идти с ними «рука об руку» как-то не возникает. Тем более, мы уже выяснили, что единороссы пока сами не знают, куда идти.

 

Олег Каньков в этой избирательной кампании отметился лишь благодаря семейному скандалу, получив в оппоненты не подставного однофамильца, а самого что ни на есть родного брата. Человек в своей семье порядка навести не в состоянии, а туда же – государством управлять.

 

На слуху лишь две фамилии – Тен и Якубовский. Правда, известны они благодаря отцам нынешних кандидатов. Что представляют собой их сыновья, пока не ясно. Красиво и много тусуются, развивают унаследованный бизнес. В политику решили идти, видимо, тоже по наследству.

 

Отчего-то вспомнились лучшие годы партии, когда ею открыто руководил Владимир Путин, когда у ЕР была политическая идея и не возникало даже вопроса, за что или за кого идти голосовать. Вспомнились и политические титаны региона, думские долгожители, беспартийные Виталий Шуба и тот же Юрий Тен. Эти сами решали, с какой партией им по пути. Нынешние кандидаты в думцы примыкают к правящей политической силе. Остается выяснить – остались ли силы у самой ЕР. Считается, что героев прошлого вспоминают, когда таковых нет в настоящем. В общем, людей тоже нет… «но вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья».

 

Николай Разуваев, сотрудник Иркутского научного центра СО РАН 

Иркутские кулуары

Комментарии  

#1 Guest 08.09.2016 21:50
Ага! Всё точно сказано!
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Почему вы себя никак не рекламируете? Я не видел ни одного ролика, ни одного баннера или щита с вашей рекламой… Я от вашего журнала просто в восторге, но мне часто приходится объяснять разным людям, что такое «Иркутские кулуары» и почему это круто, реально круто…

 

Игорь Дрейкин, предприниматель