вверх
Сегодня: 08.10.24
11.png

25 лет на сцене

 

Бывают встречи, подводящие итоги целому этапу не только твоей жизни. Особенно когда это взаимно – кажется, ради этого и эта встреча в пути. С музыковедом, кандидатом искусствоведения Мариной Николаевной Токарской мы раньше ещё не пересекались. Хотя я бывал не раз на концертах, где она выступала ведущей, а она читала мои статьи обо всём. И вот по прошествии и её 25 лет на сцене Иркутска и моего 25-летия в СМИ мы и поговорили – немного сжато, учитывая объёмы пережитого, но очень ёмко.

 

– Расскажите, как вы оцениваете итоги своей четвертьвековой деятельности на сцене?

 

– Прежде всего позвольте поблагодарить вас за проявленный интерес, за посещение нашего концерта. Артисты, как правило, с благодарностью относятся к своим слушателям. Мы ценим любовь к классике. Вы спрашиваете, можно ли сейчас уже подвести итоги моей деятельности в качестве художественного руководителя Иркутской областной филармонии за 25 лет работы? И первое, что мне приходит в голову ответить, итоги обычно подводит тот, кто убелён сединами, ушёл на заслуженный отдых, все свои силы без остатка отдал делу, приступает к написанию мемуаров и так далее. 

 

Моя ситуация в корне отличается: я полна сил и энергии, мой интерес к концертному делу не только не иссяк, но всё более возрастает, многолетний опыт никогда не бывает лишним, знания и умения, накопленные за 25 лет художественного руководства, в чём я уверена, могли бы ещё долго, очень долго приносить ощутимую пользу иркутской культуре. Но руководство по непонятной мне причине приняло решение об исключении из штатного расписания моей должности. Мне было за три дня до истечения контракта, который раньше регулярно продлялся, сказано, что больше художественный руководитель Иркутской филармонии не нужен. Так я оказалась самым ненужным работником нашей филармонии! Это в то время, когда я была инициатором, автором, а нередко и исполнителем многих значимых творческих проектов и множества новых концертных программ! Честно говоря, никогда не думала, что доживу до такого странного и неожиданного решения… Мне предложили поработать музыковедом, и поэтому вы встретили меня на сцене Органного зала в программе «Ноктюрна голос незабвенный». Вот такова предыстория.

 

– Какие имена и события вспоминаются в связи с таким серьёзным юбилеем?

 

– Если говорить о моей работе в филармонии в должности художественного руководителя, то вспоминается много интересного и поучительного. Например, мне посчастливилось плодотворно сотрудничать с такими корифеями, как заслуженные артисты России Лев Ашотович Касабов, Наталья Дмитриевна Головина, Михаил Леонидович Клейн, Борис Фёдорович Изаксон, руководители творческих коллективов Владимир Евгеньевич Карпенко, Тамара Айзиковна Пружанская, солисты Константин Сероватов, Любовь Монина, Людмила Мацюра и другие. О событиях тех лет я вспоминаю, когда вижу, что выросло уже несколько новых поколений любителей музыки, воспитанных на концертах этих замечательных артистов.

 

Конечно, с волнением вспоминаются гастроли по нашей необъятной Иркутской области (Братск, Усть-Илимск, Черемхово, Усолье-Сибирское, Ангарск, Шелехов, Иркутский и многие другие районы), а также и поездки в дальние страны: Бельгию, Люксембург, Нидерланды, Францию, Республику Кипр, Германию, Швейцарию, Республику Корея… Раньше, в годы так называемых перемен, условия были значительно более тяжёлыми в экономическом отношении, и большинство организованных мною гастрольных поездок было совершены не за счёт бюджета Иркутской области. Однако востребованность иркутских музыкантов была настолько велика, что мне удалось выступить с симфоническим оркестром в 10-ти городах Южной Кореи за счёт средств заказчиков, проживающих за рубежом.

 

Точно так же мы отправились в страны Бенилюкса, Францию и на Кипр, победив во всероссийском конкурсном отборе, проведённом Центром международного научного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации. Тогда этот Центр возглавляла первая женщина-космонавт Валентина Николаевна Терешкова. Музыкально-просветительская программа российского правительства, в которой мы участвовали в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах, называлась «Пушкин и Россия». Вместе с артистами Иркутской филармонии Н.Д. Головиной и М.Л. Клейном в концертах участвовали несколько лучших творческих коллективов России. Это была серьёзная школа профессионализма: подготовить уникальную музыкальную программу, пройти нешуточную конкурентную борьбу, победить в ней, найти средства на поездку, с честью выдержать многодневный концертный марафон, ярко заявить об иркутской культуре на высоком международном уровне – всё перечисленное мы сделали с успехом.

 

– Так много событий, что хочется обо всём поподробнее расспросить и говорить долго.

 

– Когда-нибудь я смогу рассказать обо всём этом более подробно, но сейчас просто ещё некогда: много другой очень интересной работы. Вот только ещё совсем недавно мы отметили большую победу на всероссийском уровне. К информационно-библиографическому электронному изданию «Звёзды на Байкале», посвящённому 10-летнему юбилею Международного музыкального фестиваля, мне поручили написать очерк «Праздник на музыкальном Олимпе». И можете себе представить, какова же была наша радость, когда выяснилось, что эта работа, организованная и осуществлённая Библиотекой имени И.И. Молчанова-Сибирского, стала лауреатом Шестого всероссийского смотра-конкурса на лучшее электронное издание по культуре и искусству. Всего в конкурсе участвовало 63 работы из 44 регионов России. Вот сразу после этого радостного известия о лауреатстве на всероссийском уровне я и узнала, что моя должность больше не нужна. Как видите, жизнь полна контрастов.

 

– Наверное, чуть грустно становится от того, что приходится со всем этим прощаться?

 

– Впрочем, я стараюсь не думать о негативных моментах, с увлечением работаю над созданием многих новых творческих проектов. Часть из них посвящена музыкальному просвещению дошкольников: это театрализованные музыкальные программы «Путешествие в старину», «Сказки весёлых мышат», «Подарок от Пчёлки», «Музыкальное путешествие Незнайки», «Урок вежливости от кошки Ириски», «На струнах и клавишах». Для учеников общеобразовательных школ – «Коллекция классики от Баха до Свиридова» и «Классика в Органном зале». Для молодёжи и взрослых слушателей – программы солистов «Я Вас люблю, я думаю о Вас», «Петербургские тайны», «Вечер премьер», «Музы не молчат!», «Российский соловей», «Баллада о маленьком человеке», «Лето в мажоре». Для будущих мам – и это уже в течение одиннадцати лет – в июне состоится концерт моего совместного проекта с администрацией города Иркутска «Улыбнись, малыш!», в котором участвует Губернаторский симфонический оркестр.

 

Как видите, скучать некогда, работы много, впереди совместные проекты с режиссёром филармонии Галиной Анпилоговой, а также новые программы моего любимого замысла «Секреты стиля» в Органном зале, абонементные циклы будущего сезона «Знаменитые юбиляры», а для детей – «Там, на неведомых дорожках». И, конечно, руководимые мною филармонические фестивали «Музыка без границ», «Повсюду благовест звучит» и «Вселенная звука» – вот круг моих ближайших задач. Также никуда не уходит от меня и работа в авторской программе Иркутского городского радиоканала «Музыкальный момент». Так что, как я обычно говорю нашим зрителям: спасибо за внимание и – до новых встреч! 

 

фото Анастасии Токарской

 

Михаил Юровский

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА И ТАЙНА, СВЯЗАННАЯ С ЖУРНАЛОМ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ», НО ТАК ИМ И НЕ РАСКРЫТАЯ, – ЭТО ТАЙНА ВЫЖИВАНИЯ ЖУРНАЛА. У ВАС ВЕДЬ СОВЕРШЕННО НЕТ РЕКЛАМЫ! ДОЛЖЕН ЖЕ БЫТЬ КАКОЙ-ТО СПОНСОР!? ИЛИ НЕТ?

 

 Александр Васильев, бизнесмен