Вся лента в ФБ, и не первый день, забита обсуждениями «бренда Иркутска», подготовленным за 1 300 т. р. какой-то компанией из столицы.
Мнения делятся на несколько групп:
– те, кому не нравятся кислотные цвета
– те, кому не нравится наполнение
– те, кому не нравится авангард, который не привязан к городу
– те, кому не нравится и то и другое и жалко денег, выкинутых администрацией на такую чернушную подделку от неведомых засланцев.
И при этом большинство не видели ни техзадания от администрации к исполнителю, ни документации приема-сдачи работ. Ничего не видели – но все недовольны качеством.
Причем большинство согласны с тем, что «бренд Иркутску надо» потому, что «у всех есть» – и нам надо быть «как все порядочные». Дескать «позиционирование города как развитого туристического маршрута требует», и «маркетинг территории, находящейся в конкурентной борьбе», обязывает.
При этом приводятся примеры Волгограда, Казани, Владивостока... не говоря уже о столицах.
Мое мнение: бред. Не бренд, а именно бред.
Что могут позиционировать как достопримечательность в Волгограде? Мамаев курган, «Родина-Мать зовет», Музей Сталинградской битвы, Дом Павлова, храмы, музеи, скульптурные ансамбли и так далее.
В Казани – Казанский Кремль, Кул Шариф, церкви, мечети, Дом Аксенова, Музей восковых фигур, памятник дракону, скульптурные ансамбли, строения национального колорита и так далее.
Владивосток – Золотой Рог, порт, Владивостокская крепость, Русский мост, маяк Эгершельд, храмы, музеи, скульптурные ансамбли и так далее.
Назовите мне хотя бы один объект в Иркутске, аналогичный по масштабности Мамаеву кургану, Владивостокской крепости или Казанскому Кремлю!?
Ну хоть один!?
Может быть, у нас есть уличная композиция Даши Намдакова из 25 огромных скульптур, часть которых изготовлена специально для нас?
Или у нас живет чемпион мира по единоборствам, и он открыл свою Школу, на экзамены в которую съезжаются бойцы со всего земного шара в надежде у него поучиться?
Может быть, где-то в иркутских храмах хранятся обладающие всемирной славой целительные мощи святого?
Может быть, в городе есть археологический музей, построенный над открытой стоянкой древнего человека, и у нас огромный потенциал в археологическом туризме?
Может быть, Денис Мацуев переехал на пмж в Иркутск, дает еженедельные концерты в залах городских театров, и мы можем рассчитывать на армию его поклонников?
Сразу оговорюсь: я знаю о большинстве уникальных черт моего родного города, но это не тот случай, когда можно взять не умением, а числом.
Вариант «Суслика видишь? – Нет. – А он есть!» тут так же не уместен.
По моему мнению, заказавшие «бренд города» ошиблись дважды.
Первое: они заказали именно бренд города, а не бренд «достопримечательностей для туриста» – а это, согласитесь, разные вещи.
И если с брендом достопримечательностей я еще, закрыв глаза, готов согласиться, то с брендом города – увольте!
Мы с вами собираемся продавать город? Ищем покупателей на землю? Инвесторов в промышленность? Нет конечно же. Тогда откуда такое название?
Мы хотели бы богатого туриста? Богатый привередлив. Он насмотрелся на всякую всячину в Европах и Азиях, проживая в хороших гостиницах с высоким уровнем сервиса, и его доставляли к достопримечательностям по хорошим дорогам.
Нам есть что ему показать такого, чтобы он согласился потратить 40 000 на самолет не Москва – Таиланд, а Москва – Иркутск?
Что именно?
И остается все тот же Байкал, который предлагают рассматривать как ветку в туризме, оставляя и на город часть доходов от туризма, причем с прицелом на увеличение доли города в общих цифрах оборота.
А для пресыщенного туриста Иркутск до сих пор лишь аэропорт подскока для высадки поближе к Байкалу, и заказчики «бренда Иркутска» бегут «впереди паровоза», выдавая желаемое за действительное.
Китайские работяги не в счет. Им поездка вполне по карману, но эти расходы, как известно, областному и городскому бюджету приносят крохи, поскольку действует целая система ухода от уплаты налогов от туризма китайцев в РФ. И число китайских туристов растет год от года. Это уже вполне сформировавшийся бизнес, не предусматривающий полноценного участия в нем местных туроператоров налогоплательщиков.
Вторая ошибка. Я прекрасно помню один из законов Мерфи:
– Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать ещё раньше.
Я понимаю, что нереально построить в Иркутске нечто грандиозное и уже после начинать маркетинговые войны за клиента. Деньги нужны сейчас.
Ничего нового!
Деньги всегда нужны или прямо сейчас – или вчера!
Но на те же 1 300 т. р. можно было благоустроить город, отреставрировать пару фасадов в центре или построить пяток хоккейных коробок на окраинах...
Какой смысл вкладываться в абсолютно не нужное городу и не имеющее логичного завершения проектирование? Что там исследовать? Что варяги могут узнать и понять лучше, чем местные?
Какой смысл вкладываться в обман потенциального клиента, который, вернувшись домой, расскажет своим знакомым: «Не тратьте время на Иркутск! Ничего особенного! Город как город. Красивый, провинциальный, с историей и архитектурой, храмами и музеями, скверами и фонтанами, но... Поезжайте сразу на Байкал, с палаткой! Наймите проводника и удалитесь от цивилизации – с безумно задранными ценами на проживание в гостиницах на вытоптанном побережье, на максимальное расстояние! Продукты закупите в городе заранее, поскольку цены в прибрежных магазинах аналогичны ценам в столичных элитных бутиках! И вот там – кайф!»
Вот от таких последствий неумелого «брендирования» будут страдать следующие поколения туроператоров, которым мало того что придется изыскивать нестандартные ходы для привлечения клиента, так еще и бороться с ошибками своих предшественников.
Очень хочется надеяться, что от «первого блина комом» заказчики подобного продукта протрезвеют и изменят техзадание – как минимум. И, как максимум, что власти города и области отвлекутся от междоусобиц и займутся созиданием величия столицы области.
А пока... не влезает крестьянская лапища 43-его размера в хрустальную туфельку 34-ого! Нет у нас того, что можно позиционировать в виде центра или оси бренда.
И из ничего не получается конфетка. Даже кролик в шляпе фокусника спрятан там заранее. Хочется верить, что это будет осознано, а амбиции будут приведены в соответствие с реальностью.
Александр Скальд
ЖУРНАЛ В СОСТОЯНИИ ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ТАМ, ГДЕ ДРУГИЕ ДАЖЕ НЕ ИЩУТ
Сергей Вагаев, основатель проекта «100 друзей»