Когда я вырос и оказался в армии, где драк не было, а были показательные избиения, и то достаточно редко, я понял, что личный авторитет на унижении другого человека построить нельзя. Одно дело – понять, другое – доказать. Доказать, что другой путь возможен. Поскольку в армии действует принцип «если не ты, то тебя», подобная философия могла дорого мне обойтись. В действительности мне немало пришлось выслушать от своих однопризывников реплик типа «ты не можешь заставить духа…», «тебя не уважают», «какой из тебя дембель!?» и т.д. Но я никого в армии не унижал, что до сих пор считаю своим личным достижением. Критиковать – критиковал, высмеивать – высмеивал, посылать – посылал, но не унижал!
Одна из причин произошедших во мне изменений – возраст. В армии-то я служил после вуза, вместе со вчерашними школьниками, у которых этот азарт самоутверждения через унижение других не прошел. Но главная причина - мои взрослые друзья. Благодаря которым у меня же к моменту окончания вуза был совершенно другой уровень знаний о мире, да и качественно иной уровень самосознания.
Происходящее сегодня на Украине и в России по атмосфере сильно напоминает мне задний двор школы. Когда испытание силы вдруг стало важней невыученных уроков. Где унижение унизить кого-то это круто. Где если не ты, то тебя. Только первая кровь уже никого не останавливает, и братания не предвидится.
Мне кажется, мы как россияне, так и украинцы в одночасье стали как-то экстремально подростково инфантильны: в отношениях друг с другом, в рассуждениях о высоких геополитических и макроэкономических материях, в выстраивании столь же путаных, сколь и категоричных концепций о глобальном мироустройстве, в желании ржать и креативить, вместо того, чтобы думать и чувствовать.
Понятно, что глупые подростки двигатель всяческих революционных изменений. Но мы-то взрослые люди или где?
С другой стороны. Мы льстим молодому поколению, и чем больше это делаем, тем циничней оно становится. И развивается-то оно быстрее, и лучше, чем мы в свое время знает, чего хочет, и совсем не пьет и т.д.
При этом у нас практически отсутствует институт наставничества, да и вообще любое неформальное общение взрослого и подростка табуируется. Целые общественные объединения и сетевые сообщества денно и нощно работают на то, чтобы упразднить преемственность поколений, изолировать их друг от друга. А ведь только в таком общении происходит естественное взросление каждого отдельного человека и народа в целом.
Да, дети наше будущее, но, надо признать, что это будущее чем дальше, тем меньше хочет с нами считаться и видеть нас там в своем новом мире. Такие страны как ранее Латвия, а теперь и Украина дают нам представление, чем это реально грозит.
В общем, если и надо что-то сегодня менять в культурной и молодежной политике, если и надо что-то усиленно пропагандировать, то это естественные гармоничные взаимоотношения между поколениями. Не на уровне «спасибо деду за победу», а на уровне реального межпоколенческого диалога. А невероятно популярные сегодня законодательные запреты всего и вся могут родить разве что новые зарвавшиеся молодежные объединения и дебильные группы в соцсетях. Что мы выберем, то и получим в итоге.
И напоследок иллюстрация уровня дискуссии вокруг Украины, России и США:
Артём Световостоков
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер
Комментарии
Диалог кого с кем?