вверх
Сегодня: 04.10.24
13.png

Что это было – с выборами?


Да-да! Несмотря на официальность, а значит признанность, а также высокий уровень, и значит приоритетность, это событие ещё долго будет вызывать много вопросов у самых разных людей. И первый в списке звучит так: «Что ЭТО было?».
Недоумение не проходит ни у простых людей, ни у специалистов. Пересуды продолжаются…
А действительно: что это за штука такая случилась нынче – под названием «Выборы в Государственную Думу Российской Федерации»?

Политологи на этот счет дают много ответов, и вот это многообразие лишний раз подтверждает, что у них ум на раскоряку. Поэтому мы обратились за ответом к самим участникам предвыборной гонки. Точнее, к некоторым из них – по одному от основных политических сил, задействованных в процессе, так сказать.


А были эти вопросы такими:

1. Насколько Вы удовлетворены или недовольны результатом прошедших выборов? И почему, естественно.
2. Какими, на Ваш взгляд, были ключевые особенности этой кампании?
3. Было ли что-то такое, что стало для Вас открытием? Пусть, быть может, даже неприятным, но заставляющим менять какие-то личные взгляды и подходы в публичной (партийной) работе?

Баннер Беспалова в дружеской интерпретации в интернете



Сергей Беспалов, баллотировался по одномандатному округу №93 (Иркутский), был выдвинут ПАРНАС:

1. Результатом выборов недоволен. Думал набрать от пяти до десяти процентов.
Понятно, что с миллионом рублей, который был у меня, трудно побеждать соперников со ста миллионами, но всё-таки очень хотелось научиться набирать больше голосов на вложенный рубль.
Не получилось.
Более того, все кандидаты типа меня по всей стране набрали примерно столько же: от 3500 до 4000 голосов. Значит, все попали в какую-то одну ловушку. А какую – еще предстоит проанализировать.
Правые идеи, видимо, понятны избирателям, но большая часть людей надеются, что для них не время ещё, что они должны получить своё развитие когда-нибудь позднее. Для меня лично очевидно одно: ошибочной была надежда на то, что я в принципе попаду в выбор людей.

2. Необычным на нынешних выборах было то, что упала явка избирателей. Последние лет пятнадцать на федеральные выборы ходили процентов 50. Может быть, сработали усилия ЕР на понижение явки, может быть, сыграли роль настроения на то, что ничего в стране изменить нельзя. Но то, что люди не пришли, безусловно свидетельствует о неких изменениях в политической системе. Хотя в природе этих изменений тоже еще предстоит разбираться.

3. Что делать дальше, будем думать в узком кругу моих сторонников. Личных планов у меня пока нет – в том числе связанных с политикой. Люди вокруг говорят, что надо идти на следующие выборы. Не знаю. Есть варианты, связанные с переездами и эмиграцией.
И дело не в том, что чувствую свою ненужность. Нет. Но вот не вижу пока возможности конвертировать эту нужность, не вижу механизма, как это сделать на выборах.
Повторюсь: наступила новая реальность, и вряд ли кто-то вообще отчетливо представляет себе, что происходит.


Иван Грачёв, баллотировался по одномандатному округу №95 (Шелеховский), был выдвинут «Партией Роста»:

1. Я думаю, что объявленные результаты выборов не отражают реально существующее настроение людей. Уверен в этом прежде всего потому, что результаты полностью не соответствуют опросам, которые проводились разными людьми в последние недели. И соцопросы эти подтверждаются объективными данными, полученными в день голосования. На участках, где с помощью оперативников железно были пресечены покупки голосов, там у меня выигрыш довольно приличный. Просто я не мог набрать столько оперативников на всю территорию соответственно.
Теоретически говоря, нужно подавать в суд. И мы такой вариант рассматриваем. Но тоже надо понимать, насколько это реально.
Вот сейчас Оксана Дмитриева судится в похожей ситуации в Петербурге. Там, по опросам, у нее было 5:1 в её пользу, тем не менее, результаты «перерисовали» – и она проиграла. Посмотрим, как председатель Центризбиркома Элла Памфилова отработает ту, питерскую, во многом очевидную и более доказуемую ситуацию, а потом буду определяться сам, что делать.
Кроме того, не исключаю, что были в значительных масштабах люди, которые голосовали за Тена. Бездумно. Не понимая того, что ждёт их после этого. А ждёт их практически сразу повышение штрафов для тех, кто не будет платить за капитальный ремонт или просрочил оплату. Дальше совершенно точно повысят сначала штрафы, а потом и плату за проезд большегрузов. Скорее всего, повысят пенсионный возраст. Правда, после президентских выборов повысят, но то, что повысят, я теперь в этом даже не сомневаюсь. Ну и налоги повысят в части недвижимости. По-моему, там уже на эту тему шаги предприняли.

2. Главной особенностью нынешней предвыборной кампании я бы назвал широкое применение так называемых подвозов, организованные сети по покупке голосов. Их чрезвычайно сложно пресечь. Мы же обращались до голосования по разным каналам в силовые структуры. И я задавал вопрос: если мы, допустим, вычислим, где осуществляется сетевой закуп голосов, – будет полиция на местах пресекать или нет? Ответ был такой: без команды сверху не будет! Вот мы и получили соответствующие масштабы этого явления. Иркутск в этом смысле (или, по крайней мере, мой округ) отличался от многих российских регионов по этому показателю. В худшую сторону.
Конечно, есть регионы, где в принципе перерисовывают протоколы. Иркутская область не такая. Сказать, что это какой-то там уж совсем одиозный субъект федерации, было бы неправдой. Но масштабы фальсификаций всё равно поражают.

3. Я убедился в том, что если демократическая оппозиция не сформирует единый блок, то шансов как-то существенно изменить политику в стране у нее нет. Это мысль, которую я с 96-го года старался провести в жизнь, но неуспешно. Мне никогда не удавалось ни «Яблоко», ни другие демократические команды заставить сесть за стол переговоров. А это, на мой взгляд, все равно надо делать, опираясь на 15–20 процентов твердых демократических голосов в стране. Собрать в кулак всё, что есть в части твердо настроенных демократически людей.
Я выслушал то, что по результатам выборов говорили представители парламентских фракций в Госдуме и президент страны. Как я понял, президент задумывается о том, что с правой стороны политического спектра надо что-то организовывать для людей. Посмотрим, во что это дальше выльется.
Один из сигналов – назначение на место Володина кого-то. Если будет человек, который понимает, что нельзя в федеральном парламенте концентрировать 343 человека от одной партии, то… Для меня да и для многих в стране вообще перебор очевиден.


Алексей Пономарёв, баллотировался по одномандатному округу №95 (Шелеховский), выдвигался партией «Справедливая Россия»:

1. Я выборами полностью удовлетворен. Участвовать впервые и получить 5 место из 12 при полном отсутствии бюджета на пиар-кампанию – это хорошо. Это стартовая база: можно, если понадобится, идти дальше. Другой вопрос: участвовать ли дальше? Это вопрос открытый. Я во многом не согласен с позицией своей партии по ряду моментов и не хочу делать то, что не по душе.

2. Особенности кампании: я почувствовал, что все устали от происходящего. Во-первых, агитация была плохой, стереотипной, и я уверен, что причина в засилье приезжих политтехнологов и кандидатов-варягов. Интересная, продвинутая кампания была разве что у Михаила Щапова. А во-вторых, было слишком много «чернухи». Меня особенно возмутили газеты против Сергея Тена и против Александра Битарова, который, напомню, в выборах-то вообще не участвовал. Но в целом народ уже не реагирует на черный пиар так, как реагировал раньше и как рассчитывают политтехнологи. На мой взгляд, это здорово, это позитивный момент – у многих начала работать голова.

3. Открытие: как можно так неэффективно тратить деньги. В бизнесе такого не прощают. Надо общаться с людьми – и не обещать, а рассказывать. И еще открытие – новые люди в политике. Поколение, которое чего-то добилось в жизни, не применяя административный ресурс, не используя исполнительную и законодательную власть и силовиков, имеет знания, умение и волю отстаивать свои интересы, интересы простых людей. Подчеркиваю: отстаивать интересы, по большому счету, общества, а НЕ финансовых групп. Выборы доказали: деньги всё-таки решают многое, но не все.


Андрей Чернышёв, победил по одномандатному округу №96 (Братский), выдвигался «Единой Россией»

1. Как говорил один человек, даже если победу принес перевес в один голос, то этим уже можно удовлетвориться. Меня это совершенно не устраивает, потому что несколько голосов могут быть подсчитаны ошибочно. Было очень важно, чтобы как можно больше избирателей услышали и поверили мне. И результаты голосования как раз и показали, что меня услышали, со мной согласились и – поддержали. Итоги голосования – это совместная работа кандидата, его команды и самих избирателей. Да-да, я считаю, что избиратели должны быть активными участниками избирательного процесса. К сожалению, сегодня они остаются всего лишь наблюдателями до дня голосования. Во время выборов они не могут высказать свое согласие или возразить, потому что все материалы в СМИ должны оплачиваться из избирательных фондов. Поэтому я считаю, что избирателям надо давать возможность высказываться между выборами. У них должна быть своя площадка для высказывания пожеланий, предложений, советов. Именно этим мы займемся в ближайшее время в газете «Сибирский характер».

2. Возможно, это покажется странным, но самое большое напряжение я испытывал при проведении партийных праймериз (состоялись весной. – Прим. ред.). По сути это ведь была презентация меня, как политика, – и для руководства, для генерального совета партии, и для жителей тех территорий, которые не входили в мой, как депутата Законодательного Собрания Иркутской области, избирательный округ. Волновался ужасно. Тем не менее, на всех площадках отработал ровно и победил. Почувствовал мощную поддержку людей – даже там, где раньше не бывал. В результате прошел сквозь сито так называемого первичного отбора: партия поддержала мою кандидатуру для выдвижения кандидатом. Дальше было, с одной стороны, тяжелее, с другой – проще. Я понимал, что предстоит сделать ещё массу чего, но уже было соответствующее настроение, понимание и даже уверенность, если хотите. И сложилась команда.
Вообще, к выборам нельзя подходить шаблонно и представлять себе это как-то утилитарно: вот период агитации, где все действия расписаны и понятны, и вот день голосования. Это на самом деле многоступенчатое передвижение от одного этапа к другому, и на каждом этапе свои особенности, свои сюрпризы. Да-да! Каждый день, по большому счету, преподносит проблемы – и чаще всего из разряда тех, с которыми раньше не сталкивался или считал их малозначимыми. Было много, очень много встреч с избирателями и… людьми, которые вроде бы тоже избиратели, но для которых кандидат интересен не как их делегат в представительный орган власти, а как помощник в решении конкретных проблем. Так сложилось у нас: жители области, чего уж греха таить, часто пытаются во время выборов решить одновременно какие-то свои, очень личные, проблемы. И осуждать их за это трудно. Жизнь, особенно в глубинке, довольно суровая. Поэтому все годы своей депутатской работы в Законодательном Собрании я постоянно ездил по деревням, поселкам и заимкам и принимал посильное участие в оказании помощи. Где-то приходилось решать проблемы, связанные с приобретением лекарств, с оплатой лечения или поездок на соревнования, а в некоторых особых случаях – холодильника или телевизора для бабушек… На выборах в Госдуму ничего этого не было, такая помощь запрещена законодательством, но я понимал, что, как федеральный депутат, буду обязан сделать что-то такое, что позволит улучшить жизнь людей, то есть не просто принимать законы, но и участвовать в конкретных проектах на территории региона и своего избирательного округа, пытаться «завести» сюда федеральные деньги, производства, инвестиции. Я чувствовал и чувствую свою ответственность.

2. Для меня на каждых выборах открытием становятся люди. Совершенно незнакомые люди, много людей, которые приходят и предлагают свою бескорыстную помощь. Мы можем писать какие угодно правильные и красивые программы, но главными остаются люди, ради которых эти программы и пишутся. И ради которых должны работать. Люди, которые критикуют власть, но и… голосуют за нее, верят в нее. Конфуцию приписывают изречение: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Так вот я убедился, что многие мужики у нас нутром чувствуют: не будет позитивных перемен в их жизни от смены и слома действующей власти. Но что-то менять, улучшать, развивать, совершенствовать надо. Безусловно надо!
Конечно, были неприятные моменты на этих выборах, хоть открытиями их вряд ли назовешь: вброс «чернухи». Это такие ситуации, когда видишь откровенную ложь и не знаешь, как с этим бороться, потому что «чернуха», как правило, анонимна. И эффективного механизма борьбы с ней пока нет. Это очевидно. Как законодателю, мне предстоит понять, как создать такой механизм. Хотя основной пласт работы будет связан с другим законотворческим направлением. Вашему журналу я первому из СМИ сообщаю, что буду работать в комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Убежден, что смогу быть полезным для региона в решении острых проблем в этой сфере.
И ещё хотел бы подчеркнуть, пользуясь случаем… Каждая политическая кампания – это огромный опыт, который позволяет сверять свои действия с народными ожиданиями и возможностями государства. Тем, что мы видим и слышим от избирателей, конечно же делимся с товарищами по партии, чтобы вносить коррективы в партийную работу. И не надо бояться отказываться от личных взглядов, если они устарели. Жизнь динамична и все время ставит новые задачи, которые иногда можно решать, только взглянув на них под другим углом, с другого ракурса. Тем не менее, у каждого человека есть своя шкала ценностей, которую он соотносит со шкалой других людей, организаций, партий. Главное, чтобы убеждения не стали гибкими, резиновыми, флюгерными, – а для этого надо быть честным перед собой и перед людьми.

 


Ольга Носенко, председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Иркутской области, баллотировалась под третьим номером в партийном списке КПРФ:

– В городе Иркутске мы удовлетворены итогами выборов. Не могу сказать об этом в целом по стране. У нас есть отдельные успехи, в частности победа М.В. Щапова в одномандатном избирательном округе №93. В двух округах Иркутска – Октябрьском и Свердловском – одержали победу. Выиграли выборы мэров в Тайшетском и Ольхонском районах. В Иркутской области уже пять красных районов!
Самая главная проблема этих выборов заключается в том, что ГД, на мой взгляд, не является достаточно легитимной. Прежде всего из-за самой низкой явки в новейшей истории России. Это очень тревожный звонок для нынешней власти. Две трети избирателей не пришли на избирательные участки, продемонстрировав таким образом свое отношение к высшему законодательному органу страны.
Высокого рейтинга Путина, как вы понимаете, нет. Выборы повсеместно проходили под лозунгом «ЕР – партия президента». Цитаты на баннерах были не лидера партии Медведева «денег нет, но вы держитесь» и так далее, а президента Путина. В Иркутской области этот рейтинг 38 процентов.
Медведев – единственный из лидеров политических партий, кто отказался принимать участие в дебатах.

Было несколько факторов для получения результата «Единой России».
Первое — это максимальное понижение явки. Для этого выборы в Государственную Думу были перенесены на сентябрь. В крупных городах явка упала до 30 процентов. Особенно, конечно, показательны в этом смысле Москва и Санкт-Петербург, которые дали 29 и совсем уже смешные 16 с небольшим процентов соответственно. А ведь реальная политика делается именно в столицах, в крупнейших городах! Итоговую явку в 47 процентов по РФ «натягивали» за счет национальных регионов. И результат – тоже.

Второе — «лепестковая нарезка». Чтобы кандидаты не от «Единой России» не победили в одномандатных округах, сконструировали «лепестковую нарезку» округов. Это было сделано для того, чтобы компенсировать неуправляемое голосование в городах управляемым голосованием подконтрольного электората в сельской местности. Плюс еще прикрепление избирателей из других республик. Как вы помните, нам приписали Молдавию с большим количеством голосов – 42700 и стопроцентной вероятностью выбора партии власти, их кандидата. Перед подсчетом удаляли наших наблюдателей. В одном из округов, и они очень многочисленные – по 6–7 тысяч избирателей, людям выдали бюллетени, где фамилия Щапова была вычеркнута якобы по ошибке вместо снявшегося с выборов Хугаева. Такого рода нарушения несопоставимы ни с какой логикой.

Третье — переформатирование партийной системы. Из специально созданных под эти выборы 74 партий на выборы были запущены 14. Это в 2 раза больше, чем на выборах в Госдуму в 2011 году. Задача 10 из этих партий — размывание оппозиционного электората, чтобы потом слить их голоса в мандаты партии власти.

Теперь о партиях-спойлерах КПРФ. Главную роль в этой грязной технологии сыграли «Коммунисты России» и их кандидаты. Ничего не делая, не имея структурных подразделений, депутатского корпуса всех уровней – и набрать 3 процента! Это очень много.

В целом эта спецоперация по удержанию власти меньшинством принесла свои плоды. Две трети избирателей проголосовали ногами против нынешней системы, не придя на выборы.

Нынешняя Госдума легитимна только в глазах 15 процентов населения страны.
Уверена, что не раз ещё всплывёт цитата Путина: «Трудно, тяжело, а люди всё равно за «Единую Россию» проголосовали...». Это и есть констатация того, что нынешний курс может быть не только продолжен, но и усилен. Поборы – Платон, взнос на капремонт. Почти наверняка будет увеличен пенсионный возраст, урезаны расходы на медицину, образование, культуру, науку. Будут продолжать задерживать зарплаты, обирать, хамить, казнить и миловать. 77 процентов – это полная, абсолютная власть, а абсолютная власть, тем более в нашей нынешней системе, развращает абсолютно.

Наша партия не утратила ни воли к борьбе, ни цельности, из неё никто не побежал и не начал экстренной перекраски, наша идея по-прежнему актуальна, никем не опровергнута, близка миллионам. Мы по-прежнему не отдали и не отдадим звание второй, после правящей, партии по силе в стране. Конечно же есть и в самой партии проблемы, которые необходимо срочно решать.
Для этого нам надо ещё больше сплотиться и мобилизовать наши силы. На этих выборах победили деньги олигархов. Но мы обладаем гораздо большим ресурсом — ресурсом правды!

 



Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС