Пробираясь на свободное место заодно с опоздавшим министром жилищной политики, энергетики и транспорта Евгением Селедцовым, я спиной почувствовал чей-то пристальный взгляд. Наверное, это был стоявший за трибуной заместитель председателя правительства Иркутской области Максим Безрядин – человек с виду хоть и не слишком мощный, с тихой неспешной речью, но внутренне предельно жесткий. Да, с таким, действительно, не порядишься, то есть не поторгуешься.
– Месторождение нужно доразведать, подготовить проектные документы, – докладывал Максим Васильевич, делая театральные паузы. – Скважина глубиной по стволу 3000 метров стоит от 150 миллионов рублей и выше, месторождение нужно обустроить, нужно построить магистральный газопровод, обеспечить газораспределение – всё это стоит колоссальных денег. Вопрос к общественности: кто должен заплатить за газ? (молчание) Ну ладно, отвечу – мы с вами должны заплатить за этот газ, население Иркутской области, каждый из присутствующих и каждый, кто здесь не присутствует. Это дорогое удовольствие. Никто нам бесплатно газ не поставит!
Постепенно слова зампреда складывались в предложения, предложения в абзацы, абзацы – в «полные абзацы». И китаец нынче не тот пошел – просит за газ половину рыночной стоимости и искренне считает, что делает нам одолжение; и главные рынки сбыта по-прежнему мировые, но не резиновые; и «Газпром» традиционно невнятен в своих планах на счет Ковыкты: сам требует экономического обоснования газификации юга Иркутской области – и сам же через свои структурные подразделения занижает реальные потребности региона в газе в разы.
– Экономическое обоснование готовит стопроцентное дочернее предприятие Газпрома, – обрисовывает ситуацию Безрядин. – Называется оно НИИ «Газдобыча» – хороший проектный институт. Общий объем спроса в Иркутской области они оценивают 2–2,5 млрд кубических метров в год. Сразу говорю, что за такой объем «Газпром» даже пальцем не пошевелит. Мы им сказали, что мы по-другому оцениваем наш спрос, нельзя ли посмотреть исходные данные? Со скрипом нам эти данные продемонстрировали. Запрос был сделан на 30 юридических лиц, даже не все потребители получили его. Данные им реально дали процентов 20–25. «Ангарская нефтехимическая компания» не предоставила данных, «Саянскхимпласт» не предоставил. Спрашиваем: а почему не настаивали? – «Ну не дали – и не дали». – Ребят, если вам не ответили, это же не значит, что нету спроса!
Несмотря на все хитросплетения внутренней политики российского газового монополиста, на вопрос, цвести или не цвести в Приангарье голубому цветку, областное руководство отвечает однозначно положительно.
– Это наш приоритет. Мы, правительство Иркутской области, будем делать газификацию. У нас полно для этого ресурсов. «Газпром» может к нам присоединяться, а может не присоединяться. Мы соберем эти 4,5 или 7 миллиардов кубометров газа в год с других поставщиков. Я вас уверяю, есть такие объемы. Пусть это будет дороже, дольше, но мы это обязательно сделаем.
То ли заместитель губернатора был недостаточно убедителен в своем заявлении, то ли просто кое-кому от общественности хотелось выплеснуть свое недовольство, и желательно – на чиновника крупнее. Так или иначе, член Общественной палаты Нина Суворова выпалила решительно:
– Вот у вас будет лежать 10 миллионов рублей на книжке – вы воспользуетесь ими или нет? Ответьте мне, когда я, простая гражданка, получу доступ к национальному достоянию?
Но ни риторические фигуры, ни просроченная информация по зарплатам в нефтегазовом секторе (Безрядин ведь бывший нефтяник) не сделали вопрос гражданки более внятным.
Оппоненты друг друга попросту не поняли, зато с мест поступило предложение черпать газ ведрами и бутылками. Смех смехом, но большинство иркутян, действительно, понимают проблему именно так. И это тоже можно назвать позицией. Хоть и с большой натяжкой.
И все-таки большинство собравшихся были гораздо лучше осведомлены о проблеме. Более того, многие даже успели так или иначе поучаствовать в газификации в те времена, когда она, казалось, была не за горами.
– Если бы можно было, я бы вернулся в 2004 год – хорошее было время для проекта по газификации, – не без нервов делился воспоминаниями Николай Мельник, генеральный директор ОАО «Саянскхимпласт». – Тогда риски на себя взяли и областная администрация, и «РУСИА Петролеум», и другие участники проекта… 2006 год. Начало строительства газопровода, возведение в Саянске газоперерабатывающего комплекса, который сейчас заморожен. Потом мнение областной власти поменялось. Говорин считал, что Ковыкту надо разрабатывать обязательно. Последующие губернаторы не разделяли этого мнения.
Не прочь, так сказать, поностальжировать с пользой для дела был и Алексей Соболь – в прошлом председатель совета директоров ОАО «РУСИА Петролеум», вице-губернатор Бориса Говорина, а ныне заместитель генерального директора ОАО «Верхнечонскнефтегаз»:
– Рынок потребления газа в Иркутской области, в основном, был исследован довольно подробно, возможно, нужны какие-то коррективы, но они незначительны. Мы опять идем старыми тропами. Может, имеет смысл использовать те наработки, что есть, обобщив и скорректировав все, что имеется по теме Ковыкты и газификации?
Теоретически опыт предшественников мог бы как минимум упростить и разработку областного плана газификации, и подведение экономического обоснования под этот план, и, не исключено, помочь избежать фатальных ошибок. Однако областная администрация, похоже, не особо нуждается в советчиках. Во всяком случае, на круглом столе у областной администрации на всё была своя точка зрения, порой, диаметрально отличающаяся от общепринятой.
Большое спасибо участникам круглого стола за интересные доклады, о которых мы еще, несомненно, напишем, как только сами разберемся, о чем там говорилось. Жаль только, что так и осталась нераскрытой тема взаимоотношений Сергея Ерощенко и Виктора Круглова – нашего губернатора и владельца одного из основных потребителей природного газа в регионе предприятия «Саянскхимпласт». Как они будут договариваться между собой?
А ещё непонятно, утрясли ли вопрос газификации с «Иркутскэнерго». Очевидно, что с переходом на газ энергетики лишатся чуть ли не всех своих потребителей не только электричества, но и угля. Как на такую перспективу посмотрит олигарх Олег Дерипаска? Поговаривают, он лоббирует создание в Иркутске штаба госкорпорации по освоению Сибири и Дальнего Востока. Вопрос: будет ли Сергей Владимирович ссориться с Олегом Владимировичем в такой интересной ситуации?
Пойду на следующий круглый стол, может, там расскажут.
Артём Световостоков
Фото Ольги Фоминой
Как называется журнал? "Иркутские кулуары"? Не знаю, никогда его не читал.
Сергей Якимов, юрист