Людмила Михайловна не скрывает, что относится к «Иркутским кулуарам» с уважением. С большим, подчеркивает, уважением. Именно поэтому ей, видимо, трудно было отказать в интервью главному редактору журнала. Особенно если учесть настойчивость и вредность этого главреда. Смайл.
Nike SF-AF1
А мне давно хотелось с ней поговорить. И как автору телевизионных программ в телекомпании «Город» в начале нулевых годов, и позже, в своей нынешней журналистской ипостаси. Но всё как-то не срасталось – до сих пор…
– Людмила Михайловна, в Иркутской области нет, кроме вас, человека, интерес к которому простых жителей был бы столь высоким. И – не только простых. Среди представителей так называемых региональных элит немало тех, кто спрашивает: «А где сейчас Берлина? Чем она занимается?». Вам приятен этот интерес? Такое внимание в принципе для вас что-то значит?
– Я не знаю людей, которым было бы безразлично искреннее внимание к их судьбе. У нас, к сожалению, много ложного в отношениях, поэтому стало даже неприличным выказывать какие-то яркие эмоции. Я всегда была эмоциональным человеком и остаюсь таковой – и совсем не жалею об этом. Рада, что мною интересуются мои дорогие земляки, которым я с большим старанием служила на муниципальной и государственной службе. Говорю это без пафоса сейчас. Вот так чувствую это.
– Чем же вы занимались и занимаетесь после своего ухода с поста спикера Законодательного собрания области? Семейными делами? Бизнес-проектами?
– В бизнесе я никогда и ни в каком качестве не была и не буду. Это не мое призвание. Сегодняшние мои приоритеты – дача, чтение, общение с друзьями, особенно радует, что это и школьные, и студенческие. Безусловно, общение очень облегчает Интернет. Но главное занятие сегодня, конечно, мой первый внук Степа! Меня многие поймут, что одного этого человека хватает, чтобы занять не просто день, а всю жизнь.
– О вашем уходе из регионального парламента… Мне доводилось слышать разные мнения о причинах такого поступка, в том числе и фантастические, – о том, что вас вынудили, что команда Ерощенко собрала на вас какой-то компромат. Но что произошло на самом деле?
– Причины своего ухода с поста председателя ЗС я объяснила на сессии и сегодня убеждена, что сделала всё правильно. Хотя это было очень трудное решение.
Про компромат и войну с командой Сергея Владимировича сказать ничего не могу. Судя по сегодняшнему состоянию дел в социальных сетях, придумать любую гадость можно на любого человека. Вопрос в другом – прилипнет ли она? Мне много лет пытались придумать грехи. Но пока я не слышала в своем окружении, чтобы у кого-то что-то получилось (улыбка). Коротко резюмируя – никто меня не понуждал. Только собственное понимание момента и своего положения в этом моменте. Остальное – выдумки. Вы верите, что на меня можно было надавить?! Вот и я не верю!
– Некоторое время назад «фактор Берлиной» считался существенным и даже решающим, когда речь шла о тех или иных политических проблемах. Скажем, на выборах губернатора области и на выборах депутатов Государственной думы многие считали, что ваша позиция может кардинальным образом повлиять на ситуацию в пользу кого-то из политических игроков. В Усть-Ордынском Бурятском округе – уж точно. Но вы молчали. Почему?
– Прошедшие политические события 2015 года в области, прежде всего выборы, действительно прошли в параллельном пространстве от меня. Это осознанное решение. Уйти в отставку и принимать участие в выборах? Очень уж нелогичное поведение, я даже бы сказала – неразумное. Я себе этого никогда не позволяла.
– Как вы сейчас оцениваете положение дел в экономике, социальной сфере и политическом пространстве региона? Куда мы, по вашему мнению, идём и… туда ли?
– Что касается оценок положения дел в области, скажу так: мы один из 85 субъектов Федерации, реализующих государственную политику и в экономике, и в социальной сфере. Существует целая система контроля, надзора со стороны государства, которая сверяет работу государственных органов в области, ее качество с индикаторами эффективности, если хотите – государственности. И здесь, в нашей Иркутской области все идет нормально. Я читаю в различных источниках оценки, они более чем оптимистичные. Однако отмечу важнейшую деталь, которая нередко в области срабатывала и приносила отрицательные дивиденды. Важно, чтобы некоторые люди, от которых зависит управление в области, в гимнастике ума друг перед другом не потеряли здравый смысл. Спросите: пример? Скажу не задумываясь. Передача на АИСТе в сентябре 2016 года, где депутаты Законодательного собрания А.Н. Лабыгин, Н.И. Дикусарова и другие деятельно убеждали зрителей в необходимости корректировки бюджета 2016 года в сентябре. Но в этот период неизвестно какие дополнительные доходы будут до конца года мобилизованы в бюджет области, и будут ли в принципе, какие доходы поступят из федерального бюджета, в каких формах. Что корректировать? Наращивать дефицит? Плодить необеспеченные доходами обязательства? Всё так и случилось: поправки в закон области о бюджете 2016 года в сентябре никто не рассматривал, он принят – по результатам проработки двумя ветвями власти законопроекта в октябре 2016 года. Мы с вами никаких потрясений не испытали. Не могу не высказаться и о баталиях среди журналистов в социальных сетях. Скажу исчерпывающе просто: я больше этого не читаю. Повседневных задач у каждого из нас так много, что участвовать в этом непродуктивном деле для меня большая роскошь. Сделать прогноз, что впереди нас ожидает что-то необычайно успешное или провальное в области, я не могу, потому что этого не будет. Нет пока предпосылок к этому.
Но, безусловно, надо прибавлять в таком компоненте, как качество управления. Я столько лет работала руководителем аппарата мэра г. Иркутска, губернатора области, вижу ошибки, которых можно было избежать – и прежде всего в координации управленческих процессов, обучении персонала, правильном определении приоритетов деятельности. Качество аппаратной работы – а, как правило, она непублична – недооценивать нельзя.
У нас, когда я работала в администрации города Иркутска, в команде мэра Б.А. Говорина, был девиз: «Ресурсы ограничены, творчество безгранично»! Это было счастливое время созидания, хотя состояние экономики города, мягко говоря, блестящим не было. Вот и сейчас надо творчески и во взаимодействии работать! В успехе такой стратегии не сомневаюсь. О чем очень сожалею? Это о состоявшейся по-тихому самоликвидации Регионального отделения Общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» (ВСМС). Организация создавалась на площадке Регионального отделения партии «Единая Россия». Я со своими единомышленниками создавала ее. Ресурс этой организации в укреплении института местного самоуправления колоссален! Но это не только публичная работа, а может, и не столько. Нужны одержимые люди, заинтересованные в том, чтобы все, кто живет в городе, поселке, селе, не постановочными вопросами перед властью ограничивались, а участвовали в их решении. И последнее: грядет 2018 год, пройдут выборы депутатов Законодательного собрания. Хочется, чтобы не забылось, что это коллегиальный орган. Никакая здравая мысль, толковый законопроект не получат жизнь, если их не поддержит большинство или квалифицированное большинство депутатов. Поэтому так востребованы зрелость и ответственность как претендентов в депутаты, так и избирателей.
– Это известный тезис: хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах. Поэтому о планах спрашивать не буду. Спрошу об увлечениях и мечтах. Есть у вас желание «расширить сознание», открыть для себя какое-то новое занятие или с головой погрузиться в то, до чего раньше не доходили руки (и голова)? Думаете ли съездить куда-то и увидеть что-то такое, что давно хотели увидеть?
– Мне нравится ваш вопрос о мечте. Я мечтала всегда. Только не позволяла себе такой роскоши: говорить об этом. Я действительно много и – обязательно подчеркну – с удовольствием работала. Многие, как сейчас выясняется, понимали это, были свидетелями этого. Порой меня узнают в трамвае, маршрутках, в магазине, приветливо здороваются, удивляются, что я без охраны (смеется), желают здоровья и еще много чего... Вот это и называется момент истины. По крайней мере – для меня.
– И последний вопрос… Несколько лет назад редакция журнала «Иркутские кулуары» проводила опрос среди известных женщин-иркутянок. Опрос был связан с предпочтениями в отношении одежды. Пресс-службу Законодательного собрания мы попросили узнать у вас об этом, но нам ответили, что председатель регионального парламента не может разговаривать на такую ерундовую тему. Так вот… Людмила Михайловна, как вы относитесь к джинсам? Носите ли их? И что в одежде вообще предпочитаете: какой стиль и цвета? И чувствуете ли себя счастливой – хотя бы иногда, надев что-нибудь этакое?
– И про джинсы отвечу. Я их с удовольствием ношу, очень удобно. Официальная одежда заперта в шкаф. Как знать, может, еще пригодится? (Смеется) Самое главное сегодня не утратить способность видеть в лужах под ногами облака. Убеждена, мне это не грозит уже потому, что у меня растет такое чудо – мой внук, Берлин Степан Денисович.
– Ой, у меня тоже внук – Сава. И это, конечно, счастье! Удачи вам!
(развёрнутый вариант беседы будет опубликован в журнале «Иркутские кулуары»)
Беседовал Андрей Фомин"ИНТЕРЕСНЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ, ЕСТЬ ЧТО ОБСУЖДАТЬ, О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ, МОЖНО ТАКЖЕ И СЛОВО БОЖИЕ ДО ЛЮДЕЙ ДОНЕСТИ."
Протоиерей Вячеслав Пушкарёв
Комментарии