вверх
Сегодня: 22.11.24
1.png

О, образование! От «образа» ты или от «образины»?

…А содержательным вышел диалог, ёмким и честным! Откровенно говоря, я вообще опасалась идти на круглый стол, посвящённый среднему образованию.


Опасалась, несмотря на то, что организовывал его наш же журнал «Иркутские кулуары» вместе с Иркутской региональной общественной организацией «Клуб «Губерния», Межрегиональным фондом поддержки стратегических инициатив «Байкальские стратегии», Фондом сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова и информационным агентством «Байкал24».
Не вполне успокаивало даже то обстоятельство, что модератором выступал муж мой, Андрей Фомин, а он, я знаю, умеет добавить нерва и драйва любой, самой даже скучной беседе.


Наверное, причина такой опасливости в том, что тема эта давно стала общим местом, изначально наводящим скуку. А может, дело в том, что среднее образование, как точно сформулировал депутат Законодательного собрания региона Алексей Козюра, всех нас, даже самых успешных, с детства научило жить в страхе – перед оценкой, перед нарушением правил, перед… Да много перед чем! И вспоминать об этом не очень-то хочется.
Хотя, с другой стороны, школа и главную роль играла в социализации человека, во вхождении его в «большую жизнь». Тогда, по крайней мере, когда мы учились, – в прошлом, то есть, веке. Да и сейчас наверняка играет роль немаловажную. Правда же!?


И на этот круглый стол, как тонко подметила Альбина Новикова, заместитель начальника Департамента образования администрации г. Иркутска, многие выступавшие принесли именно свои школьные обиды и личные переживания детской давности. Что было вполне оправданным и предсказуемым…


Но всё-таки в целом беседа получилась интересной. И меня ждало несколько открытий! Разных, разного наполнения, со знаками плюс и минус.
То, что на обсуждение, касающееся сферы их профессиональной ответственности, не пришёл НИКТО из министерства образования области, почему-то не удивило меня. А вот удивила – и очень-очень приятно – позиция, например, Юлии Стеблецкой, её представили членом сообщества сторонников семейного образования, родителем-экспертом в области альтернативного образования. Юля чётко разграничила то, что делает с ребёнком школа, и запросы, предъявляемые к человеку обществом, оказалось - пропасть между ними! Юлия – мама двух сыновей, и сейчас они с супругом переводят старшего из лицея на домашнее обучение, считая его более эффективным в сравнении даже с лицейским. Модератор постоянно призывал к конструктивному настрою и к тому, чтобы каждый выступающий озвучивал свои рецепты улучшения школьного образования. Что предложила Юля?


Уменьшить количество детей в классах, руководствоваться соционикой, выясняя совместимость детей, и вообще более тщательно подходить к вопросам, кто учит детей, чему и как? То есть вопрос методики обучения стоит в полный рост! Внедрять инновационные технологии, используя для этого как можно больше площадок в Иркутске, – родители согласятся, считает Стеблецкая.


Инна Капичникова, председатель совета ИРОООО «Всероссийское Педагогическое Собрание», председатель общественного совета федерального партийного («Единой России») проекта «Модернизация образования в городе Иркутске», проводила исторические аналогии, предлагала подумать над тем, как вернуть профессии учителя былой престиж. И над тем, какие, может быть, льготы всё же организовать учителям – на проезд, на отдых.


Сетовала она, что аспирантура стала неподъёмной, потому что в Иркутске закрыли все гуманитарные советы, кроме исторического. И теперь кандидатами наук, а, следовательно, преподавателями вузов могут стать единицы из единиц…
Глас народа Владимира Скращука грубоват был, но искренен.


Забежал на минутку (а точнее, конечно, часок) Владимир Демчиков, рассказал, что во Франции, например, с образованием в которой он как-то тесно сталкивался, никто не хвастается золотыми медалистами – успехами то есть. Не считают отличников особо, другие в голове ориентиры.
И если собираются на совещания или просто обсуждения дел школьных, то, в отличие от организаторов школьного образования в России, говорят лишь о проблемах да о том, как их решать. Убедил Владимир. Убедил настолько, что мне даже захотелось вклиниться в его речь и в качестве одобрения сделать ремарку, что и президентом французы выбирают того, кто женился на учительнице! Вот каков авторитет среднего образования в стране!


Но регламент наших круглых столов настолько строг, что такого рода незапланированная ремарка допустима только здесь, в комментариях к событию. Да и то – не выгнал бы строгий модератор…


А Юрий Курин, президент фонда Ножикова, неожиданно – рискуя перевести серьёзный интеллектуальный разговор и где-то даже мозговой штурм в гендерную потасовку – отметил, что в образовании слишком много женщин, и это портит многое. Не потому, дескать, что женщины плохи, а потому что лучшие учителя всё же – мужчины. Ну и, к удовольствию, как мне показалось, большинства присутствующих, всё-таки ушёл от женской темы в образовании и навалился на системные ошибки в работе минобра Иркутской области. Они тоже не способствуют развитию среднего образования в области. И зал, было ощущение, готов был Юрию Геннадьевичу после этого аплодировать.


Ольга Владимировна, участница круглого стола из числа вольных слушательниц, настойчиво предлагала среднему образованию обратить внимание на опыт ПТУ и переформатировать методику преподавания. Алексей Петров назвал школу самым непрозрачным институтом сегодняшнего российского общества и потребовал вернуть продлёнку. Лариса Казакова рассказала, что во многих других странах, Черногории к примеру, почувствовала, что ребёнок – главная ценность в школе. И он – именно он – центр учебного процесса. И ещё выразила убеждение, что наши учителя не любят учиться. А Олег Яценко, помимо прочего в своем выступлении, настаивал на введении в министерстве образования Иркутской области должности замминистра по развитию – мол, у этого замминистра уже полные карманы должностных обязанностей.


Что меня удивило ещё? Что чиновники советовали родителям, как бороться с поборами в школах. Думаете, как? Громко! Жаловаться, писать бумаги – не молчать! Где-то вон даже министра образования сняли с должности, потому что людям надоело терпеть школьные поборы и формализм.
И надо сказать, что не все в зале восприняли эти советы с удовлетворением. Нет.


И это меня удивило неприятно – кто-то в своих репликах как будто крутил ту самую, заезженную пластинку: «это бесполезно», «ничего сделать нельзя», «всё настолько ужасно», «выхода нет» и так далее.


На что модератор круглого стола резонно заметил:


- Ну если выхода нет, то предлагаю дружно выброситься из окна. Или повеситься. Тогда круглые столы не нужны.
Чёрный юмор в таких случаях действительно выручает, наверное…


И что же теперь? Теперь ждём резолюцию! В ней обязательно – так обещали организаторы круглого стола – будут предложения к региональной власти: к исполнительной и законодательной. Конкретные! Ну, а предложение к самим родителям школьников быть ответственными за своих детей, за их образование, повышение культурного уровня и развитие, есть у меня подозрение, в резолюцию не войдёт – это уже сфера их личной жизни, личного желания видеть своих детей самодостаточными и счастливыми!
Школа тут только помощник и советчик. Не более.

 

 

 

 

 

 

Светлана Фомина

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук