вверх
Сегодня: 04.10.24
16.png

Ольхон: потерять, услышать, найти

Легко предположить, но невозможно догадаться, зачем в тот или иной раз люди убегают из дома за сотни и тысячи километров, что ищут на протяжении пути и находят в итоге. Для одних – это шанс сменить обстановку и отбросить в сторону утомительно-привычное, до ужаса надоевшее, для других – возможность прикоснуться к неизведанному, а третьи – попросту копируют чужой маршрут. Причин может быть тысяча и даже больше, однако куда важнее узнать всего одну: свою – и довериться влечению сердца. Может, приведет, куда нужно?

nike

 

Не хватает воздуха

 

Не знаю, случалось ли подобное с вами и улавливали ли вы состояние, когда повседневная реальность приобретает совсем иной оттенок, внутри – натянуто, подобно самой тонкой скрипичной струне, которая от перенапряжения готова вот-вот лопнуть, чему может поспособствовать что угодно. Вы вынуждены почти маниакально искать панацею, которая голыми руками покопается внутри вас и выбросит все лишнее, позволит звучать спокойнее и желательно на октаву ниже, а в идеале – на две. Гармония нарушена, внутреннее море переливается через края и рискует покинуть вас навсегда. Дыхания не хватает, и поэтому приходится искать его за пределами своей квартиры, за пределами города, страны, континента. Где именно – внутренний голос обычно подсказывает, если внимательно слушать.

 

 

Туда, где все

 

Свое равновесие я решила искать не так далеко, всего лишь в нескольких сотнях километров, на острове Ольхон. Нынче это направление привлекало множество людей: как гостей из других городов и стран, так и жителей Иркутской области. Как мне показалось, наших земляков – в особенности. Но мне именно туда и никуда больше захотелось отправиться потому, что влекла меня не популярность места, а его энергетика и гармоничные пейзажи, величественные и непостижимые, которые, казалось, смогут заполнить мои внутренние пустоты.

 

 

Очередь длиною в вечность

 

Многие люди ориентировочно в конце июля стали разносить громкую весть о том, что перед паромной переправой как на острове, так и на материке образовалась гигантская пробка. Причины тому – огромный поток машин и сломанный новенький паром «Семен Батагаев». СМИ пестрили информацией, что люди ждут сутками, устраивают потасовки, не могут выбраться, испытывают массу неудобств, и что проще и вовсе не ехать туда в нынешнем году. Однако напугать меня этим фактом было невозможно (хотя пытались многие и не раз), поскольку желание было сильнее возможных трудностей, и я решила рискнуть. Это было начало августа, буквально первые его дни, середина недели, четверг. Время выезда я выбрала самое ранее – 8.00. Вариант – общественный транспорт. В итоге примерно в два часа дня я уже вместе со своей попутчицей была в поселке Хужир. Быть может, к тому моменту проблема уже была решена, нам повезло или мы выбрали удачное время, однако факт остается фактом – ни на материке, ни на острове не было абсолютно никаких очередей.

 

Стыдно?

 

Ольхон в этом году я посетила впервые. До этого времени мне, конечно, не раз выпадала возможность бывать на Байкале, но в других его уголках. Многие знакомые-незнакомые из других городов и стран, узнав, что это моя первая поездка на остров, говорили что-то вроде этого: «Эх, ты же иркутянка! Ну как не стыдно тебе за то, что не была тут ни разу за столько-то лет!». А мне вот, признаться честно, не стыдно ни капли. Ведь раньше-то у меня и вовсе не было столь непреодолимого стремления оказаться там. Остров Ольхон – особенный, и сюда, как мне кажется, нужно приезжать не просто так, а только если тебя позовут: внутри почувствуется непреодолимое желание, которое будет вызвано душевной тягой, а не только капризной прихотью не отставать от толпы. Не так уж и порядочно ведь ходить в гости без приглашения?

 

 

Бродить по куполам

 

Ольхону присуща невероятно мощная энергетика, которая, как мне удалось выяснить, действует на каждого человека особенным образом в зависимости от цели прибытия и идеи путешествия. Именно здесь, на отдаленном клочке вселенной, природа расположила уникальные объекты, к примеру, известную многим скалу Шаманка, являющуюся, как поговаривают местные жители, одной из девяти мировых Святынь Азии. Нередко в ее окрестностях происходят поразительные и даже мистические вещи, которые удается увидеть не каждому. Раньше считалось, что это место могут посещать только мужчины и исключительно шаманы для проведения обрядов и ритуалов, а женщинам полагалось обходить его стороной. Сейчас же правила тщательным образом игнорируются приезжающими, и огромные толпы туристов прохаживаются не только вблизи святыни, но умудряются также и залезть на саму скалу, которую жители Ольхона нередко сравнивают с куполами церкви. По моему убеждению, многие вещи должны быть непостижимыми, совершенными, запретными, чтобы стремиться к ним не физически, а лишь духовно, ценя ту святость, которая и помогает нам оставаться людьми.

 

 

Станешь собой

 

Если очень хочется узнать человека получше, то один из верных способ это сделать – отправиться с ним в путешествие. В поездках люди нередко утрачивают напяленные на себя образы, обнажаются и становятся собой. Надуманное амплуа, замысловатая одежда, несвойственные фразы выглядят фальшиво, а все, что есть внутри, невольно рвется наружу. Ольхон и Байкал в особенности помогают раскрыться, и вместе со степным ветром и шумом волн звучит и льется истинная душа, какой бы она ни была, не оставляя никаких шансов лжи и лицемерию. Не стоит настраиваться на то, что после дальней дороги попутчик станет вам одним из самых родных и близких людей, нередко может случиться совсем наоборот: увидишь то, чего не хочется, но то, что действительно стоит внимания.

 

 

Наши голоса услышат

 

Если огибать Ольхон по воде, то можно заметить: на скале Шаманка отчетливо изображен силуэт дракона, созданный самой природой, – это хозяин острова, который, несмотря на свое таинственное и укромное жилище, вездесущ. Он в силах помочь любому, если такая помощь необходима. Но, несомненно, может и наказать тех, кто оказался здесь попусту и не с лучшими намерениями. Хранитель способен слышать наши внутренние голоса.

 

 

 

Кто ищет

 

До поездки многие рассказывали, что Ольхон посещает масса туристов, и поток настолько огромен, что на местных пляжах – не развернуться, и в окрестностях острова непросто отыскать покой и уединение. Приезжих, действительно, немало, однако если хочется найти умиротворение и равновесие, это сделать достаточно просто. Мы решили обогнуть популярные пляжи и добраться до манящей возвышенности, располагающейся ориентировочно напротив скалы Шаманка, докуда дойти можно по песку пляжа. Когда отдаляешься постепенно от «излюбленных» мест, людей на пути встречается все меньше, а со временем не остается никого: на плоской горе, которую удалось достичь спустя достаточное количество времени, мы были единственными гостями. С этой точки мы смогли полюбоваться красотами острова, насладиться величием Байкала, ощутить на себе животворящую энергетику и уловить гармонию, которой так не хватало. А вернувшись назад, уже под засыпающим солнцем, мне удалось запечатлеть на снимке один из самых популярных на острове пляжей – Сарайский, где в тот момент уже почти не было ни души.

 

 

 

Убить индивидуальность

 

Ольхонская природа отличается от типичных русских пейзажей песчаной местностью, деревьями необыкновенной формы и степными травами. Здесь складывается ощущение, что находишься где-то далеко, будто бы на другом континенте. Остров насквозь пропитан своей уникальностью и не перенасыщен благами цивилизации: отсутствие асфальтовых дорог, старые живописные постройки и прочие детали создают особый колорит, и чрезмерное развитие, как бы странно это ни звучало, способны уничтожить магию Ольхона. Однако, к большому сожалению, с каждым годом становится все больше жаждущих «подделаться» под сомнительные удобства приезжих, продать по частям остатки лучшего в этом мире, сделать из святыни типичный товар.

 

 

Байкальский «голубь» и другие обитатели

 

На Ольхоне можно увидеть представителей местной фауны, которых каждый сибиряк не раз встречал в обычной жизни. Именно здесь они выглядят необычайно и диковинно, поскольку обитают в непривычной местности: смелые и беззаботные коровы пасутся на крутых склонах, цветные лошади гуляют по обширной степи вблизи пляжа, домашние ослы и козы бродят по песку. Очень много в этих краях и птиц, в особенности чаек, которые напоминают городских голубей: околачиваются рядом с людными местами и не прочь полакомиться хлебом, приезжие с удовольствием угощают попрошаек. Вершиной мастерства «общения» с чайками считается следующее: нужно посмотреть птице прямо в глаза, завладеть ее вниманием и в этот момент бросить лакомство, попав прямо в цепкий клюв, что сделать довольно непросто, но возможно.

 

 

 

На острове живет и другая птица – баклан, которая в отличие от чаек весьма горделивая: ее можно увидеть только в высотах неба или на вершинах скал, она не подлетает к людям и не рассчитывает на подачки, и получить ее расположение удавалось, наверное, лишь избранным.

 

 

Животные здесь не агрессивны и настроены весьма дружелюбно: в наш домик, к примеру, как-то раз заглянул большой черный кот. Он пришел в гости откуда-то из глубины поселка, чтобы посидеть на приглянувшейся ему солнечной веранде, посмотреть на обстановку жилища и, пожалуй, отдать частичку своей кошачьей нежности, получив порцию ласки в ответ.

 

 

Добро пожаловать

 

Постоянно находясь на столь наполненном природной силой острове, местные жители кажутся счастливыми, расслабленными и умиротворенными. И, наверное, они думают совсем об иных вещах – точно не о тех, что многие из нас.

 

Мы остановились в жилище у коренных ольхонцев, где все это время чувствовали себя как дома: чистая и уютная обстановка, радушная хозяйка, вкусные угощения, ухоженные сад, двор, домики и, главное, простота делали свое дело.

 

Когда я искала место, где смогу остановиться, узнала, что на территории Хужира есть самые различные варианты проживания: от скромного домика без удобств до отеля с сумасшедшими ценами. Однако чтобы насладиться отдыхом и ощутить настоящие прелести местной жизни, пожалуй, не стоит сорить деньгами и выбирать что-то изощренное. Если хочется потрясти крупными купюрами и ощутить свое величие – лучше тогда ехать за границу в пятизвездочные модные отели, но точно не на Ольхон.

 

Пора уезжать

 

Поскольку, как я говорила ранее, на этот остров мы приезжаем погостить, а не к себе домой, то не стоит задерживаться здесь надолго: быть нужно ровно столько, сколько требует душа, – порой достаточно трех–четырех дней, чтобы напитаться энергетикой, жизненными силами и вернуть дыхание.

 

 

Что мы можем отдать

 

Ольхон многим безвозмездно делится с нуждающимся, и кто обращался к нему за помощью, не понаслышке знает об этом. По приезде домой я задумалась о следующем: а чем мы в свою очередь можем его отблагодарить? И пришла в итоге к мысли, что требуется-то острову немногое. Не нужны ему дорогостоящие отели, сливающие отходы в священный Байкал, не нужны бестолковые туристы, топчущие сакральные места, слишком развитая инфраструктура, модный водный транспорт, потоки автомобилей, вредящие экологии. Нужны ему всего-то искренняя любовь и, пожалуй, уважение, для которых мы почему-то нередко жалеем место в своей душе, заполняясь чем-то менее важным, от чего постепенно теряем себя, а иногда даже и не успеваем отыскать.

 

Фото автора

Юлия Котышева

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук