вверх
Сегодня: 27.07.24
13.png

От «Нетопыря» – к «Т-34» и «Армате»

Когда в конце VI – начале VII вв. славяне осаждали большой византийский город Фессалоники, они построили гигантскую деревянную башню на колесах. На этой башне должны были стоять камнеметы, а внутри нее – лучники и другие воины. Не эта ли башня на колесах стала прообразом отечественного танка – лучшего танка в мире?

 

В следующем году в эти дни исполнится 120 лет конструктору легендарного советского танка «Т-34» – Михаилу Ильичу Кошкину. До триумфа своего детища, легендарного танка «Т-34», он не дожил – скончался в 1940 году. Но враг все же узнал о нем позже, на себе прочувствовав мощь созданной им машины. Фашисты так боялись наших «тридцатичетверок» и так возненавидели даже мертвого конструктора, что целенаправленно разбомбили могилу гениального танкостроителя Михаила Кошкина под Харьковом. Это им не помогло.



Русский Царь-танк «Нетопырь» – любимый проект императора Николая II


Еще задолго до Первой мировой войны русские изобретатели опережали иностранных специалистов в области создания некоторых узлов и механизмов танка и конструкции танка в целом. В 1837 году штабс-капитан Д. Загряжский разработал конструкцию опорных катков, металлической гусеницы и механизм для регулировки ее натяжения. Русский изобретатель Ягодзинский в 1887 году построил и испытал мощный бензиновый двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием рабочей смеси. Несколько позже в России были сконструированы и испытаны другие типы двигателей внутреннего сгорания. Одним из первых создателей проекта боевой гусеничной машины, впоследствии названной танком, стал инженер В.Д. Менделеев — младший сын знаменитого русского ученого Д.И. Менделеева. По его проекту танк должен был весить около 170 т, иметь 120-мм пушку, пулемет и броню до 150 мм. Это был смелый по тому времени проект, который по некоторым показателям приближается к современным танкам.


В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, русский изобретатель А.А. Пороховщиков, дед известного, ныне покойного, актера Александра Пороховщикова, представил проект гусеничной бронированной машины, названной им вездеходом. Эта машина была построена в Риге и испытана 18 мая 1915 года. Вездеход во время испытаний легко шел по глубокому песку со скоростью около 25 верст в час. Все выбоины и неровности на пути машина преодолевала легко, не снижая скорости. Испытывалась она без вооружения, но в последующем на вездеход предполагалось поставить вращающуюся башню с пулеметом. Построенная А.А. Пороховщиковым машина имела все основные элементы современного танка и при испытаниях показала хорошие качества. Однако работы по улучшению опытного образца были прекращены.
С началом войны в ратных кругах вновь появилась заинтересованность в создании отечественного танка. И уже в первые дни в Военную лабораторию П.П. Лебеденко пришел автор величайших открытий по теоретической и прикладной аэродинамике Николай Егорович Жуковский. Он привел сюда своего подающего большие надежды двадцатитрехлетнего ученика и племянника Бориса Стечкина. В Лаборатории Борису поручили разработку бомбосбрасывающего аппарата для самолета «Илья Муромец» конструкции Сикорского. Вскоре молодой конструктор с помощью коллеги Никулина сконструировал оригинальный бомбометатель, за что оба они были отмечены аттестатами с красивыми виньетками и денежным вознаграждением.


А в январе 1916 года Лебеденко предложил этим молодым коллегам взяться за разработку придуманной им конструкции танка «в виде трехколесного велосипеда, два колеса которого будут диаметром по десять(!) метров». Такому монстру и название было дано соответствующее – «Нетопырь». Танк строили в условиях строжайшей секретности, и вскоре была сделана действующая модель – чудесная игрушка на трехсотмиллиметровых колесах. «Нетопыренок» двигался по лаборатории, преодолевая препятствия, мигая лампочками и выдвигая орудия…
Покрашенную, отникелированную модель поместили в дорогой, красного дерева, ящик с золочеными застежками, и Лебеденко (в будущем – советский полковник-танкостроитель) отправился представлять ее государю, большому любителю, знатоку и ценителю техники. Николай II мгновенно устроил импровизированный испытательный полигон – он разбросал на полу кабинета толстенные тома «Сводов законов Российской империи», с которыми только что работал, и в течение получаса увлеченно проводил испытания диковинной игрушки. Танк запросто переваливал через все книги, а Лебеденко в это время, усиливая эффект, рассказывал, что танк можно сделать водоплавающим… От императора он уехал с миллионом рублей в чемодане, и на эти деньги стали строить настоящий «Нетопырь».

 

"Нетопырь"


Корпус танка строился в специальном ангаре в Хамовниках, а колеса – под Димитровом. В большой тайне «Нетопырь» собрали в лесу под огромной березой, причем лес круглосуточно охранялся солдатами. И вот долгожданный момент: Стечкин запустил двигатель, Микулин сел за руль, дал газ. Танк сдвинулся с места, огромная береза, затрещав, рухнула – и «Нетопырь» пошел, подминая деревья, под восхищенное солдатское «Урааа!»! Но как только гать кончилась, задний каток танка погрузился в мягкую сырую землю – мощности двух немецких моторов «Майбах» оказалось недостаточно, чтобы вытащить такую махину…


Александр Микулин и Борис Стечкин занялись конструированием своего двигателя «АМБеС». Вскоре созданный ими двухтактный двигатель прошел испытания. Он развивал мощность в 200 л. с. и производил 2000 оборотов в минуту. И тогда, в 1916 году, впервые в мире ими был осуществлен впрыск топлива в цилиндры этого двухконтактного двигателя. Но – увы! – события следующего, 1917 года, сделали невозможным продолжение начатых разработок, и первый русский танк остался ржаветь в подмосковном лесу на добрых три десятка лет. Стечкин и Никулин получили предложение от вездесущих американцев – переехать в Америку, создать компанию по эксплуатации их двигателя во главе с ними, стать богатыми людьми. Борис Сергеевич Стечкин медленно разорвал лист предусмотрительно заготовленного заокеанскими «купцами» договора и с достоинством сказал им – дословно: «Русские инженеры не продаются!».


Позже Борис Сергеевич первым в мире даст основы теплового расчета и конструирования реактивных двигателей, выведет формулу тяги ВРД, которой и по сей день пользуются ученые мира, а о своей теории воздушно-реактивного двигателя с гордостью напишет, что она «установила наш русский приоритет в этой области». В нашей авиации его называли «главным мотористом Советского Союза», а за рубежом – «богом моторов». Он создал свою школу последователей с мировыми именами. Его учеником был и Сергей Павлович Королев, который сказал о своем учителе: «Все, что я знаю и сделал в технике, – всем этим я обязан Борису Сергеевичу Стечкину».


Участие в создании автоматической станции «Луна-9», впервые в мире осуществившей мягкую посадку на Луну, стало последней крупной работой Б.С. Стечкина – академика, лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического Труда, сына русского дворянина.


«Пойдут машины в яростный поход»

Непосредственно перед Второй мировой войной в нашей стране было три ведущих танковых конструктора – Михаил Кошкин, Жозеф Котин и Николай Духов. Все они начинали на Путиловском заводе и к 1937 г. возглавляли конструкторские бюро. Котин и Духов – позднее генерал-полковники инженерных войск – создавали все наши тяжелые танки от «КВ» (немцы называли «КВ» «Духов-панцер» – «Танк Духова» – и предоставляли двухнедельный отпуск тому, кому удавалось его подбить) до «ИС-3». Каждый из трех конструкторов – это целая эпоха, но Михаил Кошкин по сей день недосягаем не только для танковых конструкторов, но и для всех российских конструкторов оружия.


Кошкин прожил всего 42 года, но он создал лучший танк Второй мировой. Не дожив до начала Отечественной войны, он стал ее первым солдатом, отдавшим жизнь за Победу. Человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели — создать принципиально новый, лучший в мире танк.

 

Михаил Ильич Кошкин

 

Михаил Кошкин (стоит в темном комбинезоне) на испытаниях


По таинственному зову сердца в тридцатилетнем возрасте он оставил карьеру преуспевающего советского руководителя и поступил на первый курс Политехнического института в Ленинграде. В 1934 г. он пришел в конструкторское бюро Путиловского завода. Ему оставалось жить всего шесть лет.
В 1937 г. Кошкина направили руководить Харьковским танковым конструкторским бюро. Здесь он модернизировал быстроходный «БТ-7», впервые в мире поставив на танк дизельный мотор – знаменитый двигатель «В-2». Энтузиасты-дизелисты в сотрудничестве с конструкторами Я.Е. Вихманом, Т.П. Чупахиным, И.Я. Трашутиным и другими в течение нескольких лет работали над танковым дизелем, который впоследствии был назван «В-2».
В конце 1937 г. из Главного автобронетанкового управления поступило задание создать новый танк с противоснарядной броней. Вместе с двадцатью коллегами Кошкин вскоре сконструировал опытный образец танка «Т-34», перегнал его сквозь снежную метель и распутицу в Москву и представил на Ивановской площади Кремля И.В. Сталину. Этот перегон стал фатальным в судьбе гениального конструктора – простудившись во время переброски танка из Харькова в Москву (в сжатые сроки, в условиях распутицы и строгой секретности, когда приходилось следовать через леса, не приближаясь к населенным пунктам), он заболел воспалением легких. Простуженный, непрерывно кашляя, выслушивал Кошкин возражения военспецов, не сумевших оценить достоинства его танка, преодолевшего двухтысячекилометровый переход по бездорожью и имевшего довольно «уставший» вид. Сталин готов был отказаться от производства «Т-34». Но когда Кошкин продемонстрировал достоинства его брони, установилась тишина. И в этой тишине руководитель государства подошел к конструктору, обнял его и дал «добро» на производство нового танка.

 

Танк T-34


Танк Победы

 

В бою

 

 

 

Т-34 в Берлине


…Ранней весной 1940 года уже известным маршрутом в Москву двигалась целая колонна танков «Т-34». 17 марта преодолевшие долгий путь сверхсекретные «тридцатьчетверки» выстроились на Ивановской площади Кремля. Все присутствующие уже понимали, что это – рождение уникальной машины. На танках стояли дизельные двигатели – легендарные «В-2» весом 874 кг. Это были четырехтактные, 12-цилиндровые, V-образные, быстроходные, бескомпрессорные, водяного охлаждения, со струйным распылением топлива двигатели. В «Т-34» Михаил Кошкин нашел наиболее гармоничное соотношение брони, огня и двигателя, не ущемив ни одну из этих основных составляющих танка и добившись качественного скачка мирового уровня. Двигатель «В-2» (как и в танке «KB») полностью оправдал себя во время Великой Отечественной войны. Кошкин предугадал его будущность: непрерывно модернизируясь, «40-В-2» работает на танках до сих пор. Он поставил дизельный двигатель поперек машины – и до конца столетия обозначил характерные формы всех русских танков. Кошкин расширил гусеницы, дав возможность танку прочно опираться и на родное бездорожье. Он усилил его неуязвимость, придав башенной броне наклонную форму.


…Болезнь уже не отпустила Кошкина. В этом же, 1940-м, его не стало, но вместо себя он оставил принятый на вооружение не только лучший для своего времен, но и первый истинно русский танк. До появление «Т-34» со времен пушек Шувалова (XVI в.) и пушек Чохова (XVIII в.) не было ни одной системы оружия, которую можно было бы назвать самобытным русским творением. Танк Михаила Кошкина стал первым русским оружием, оказавшим влияние на мировое оружейное дело.


После испытаний на Кубинке Кошкин сказал, что рассматривает «Т-34» как прототип более мощного танка. Но такой танк появится только через четверть века – в 1960-х…

 

По дороге в Кубинку


Средний танк «Т-34» получил жизнь в конструкторском коллективе, главным конструктором которого был М.И. Кошкин, его ближайшими помощниками – А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко. В 1940 году после кончины Михаила Ильича главным конструктором стал А.Морозов. Он вместе с коллективом конструкторов и испытателей продолжал совершенствовать танк. В этой замечательной боевой машине были заложены большие возможности, которые мастерски использовали А. Морозов и его товарищи по службе. Они уже в ходе войны модернизировали танк, поставив более мощную 85-мм пушку и увеличив толщину брони. «Тридцатьчетверка» до конца войны оставалась лучшим, непревзойденным по своим боевым качествам средним танком.


Производители лучшего танка Второй мировой войны – «Т-34» получили награду от Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Он наградил Нижнетагильский «Уралвагонзавод» орденом Святого благоверного князя Даниила Московского. Танки «Т-90С» «Уралвагонзавода» получили на Западе название «летающие».


Современный боевой основной танк «Т-84» снабжен новой сварно-катаной башней, встроенной динамической защитой нового поколения, тепловизионным прицелом, переходом на цифровую технологию комплекса управления огнем, двигателем мощностью 1200 л. с., вспомогательным агрегатом питания, комплексом оптико-электронного противодействия, автоматической системой учета изгиба канала ствола, системой навигационного обеспечения и др.


Танки «Т-72» и «Т-90» в наши дни показывают в Сирии высочайшую живучесть. И уже поступила в войска России первая партия БМП и танков на платформе «Армата». Впервые танк «Армата» был представлен широкой публике в ходе подготовки и проведения Парада Победы в 2015 году. Основная его особенность – бронированная капсула экипажа, расположенная изолированно от боекомплекта, что значительно повышает шансы военных выжить при поражении танка и взрыве боекомплекта.

Армата на Параде Победы



Специалисты корпорации «Уралвагонзавод» отмечают, что задача экипажа во многом стала теперь легче. Гендиректор предприятия отметил: совершенно не исключено, что в войнах будущего люди не будут принимать участия, поэтому танки должны иметь возможность роботизации. Установка дистанционного управления позволит освободить дополнительное место, которое с пользой применят для установки добавочного боекомплекта и горючей жидкости.

 

Подготовила Галина Костина

Иркутские кулуары

Комментарии  

#2 Галина 08.12.2017 23:08
Спасибо!
Цитировать
#1 Павел 07.12.2017 12:38
С интересом прочитал неизвестные сведения о наших конструкторах - не знал, что Стечкин принимал участие в разработке "Нетопыря", и в разработке космических аппаратов. Статья понравилась, видна преемственность русских конструкторов за сотню лет.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА И ТАЙНА, СВЯЗАННАЯ С ЖУРНАЛОМ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ», НО ТАК ИМ И НЕ РАСКРЫТАЯ, – ЭТО ТАЙНА ВЫЖИВАНИЯ ЖУРНАЛА. У ВАС ВЕДЬ СОВЕРШЕННО НЕТ РЕКЛАМЫ! ДОЛЖЕН ЖЕ БЫТЬ КАКОЙ-ТО СПОНСОР!? ИЛИ НЕТ?

 

 Александр Васильев, бизнесмен