Доброе утро, день, вечер, дамы и господа! Давно появилась идея сделать вводные статейки по поводу основных течений так называемого «современного искусства», сиречь и концептуального в том числе.
В последнее время неоднократно натыкаюсь в ленте, например Фейсбук, на хейтерские публикации по поводу пресловутого «Чёрного квадрата», речь о котором уже велась в одной из первых моих публикаций, а также, само собой, по поводу сюрреализма в лице легендарного Дали, тиражированных шелкографий Энди Уорхола и конечно же самого ненавистного «народу», но безумно дорого стоящему на аукционах Жану-Мишелю Баскиа.
Предварю будущие публикации неким предисловием на эту животрепещущую, как оказалось, тему! Меня давно не удивляют воинственные, категорически отрицательные вбросы на эту тему в социальных сетях. Я, как человек азартный, имеющий искусствоведческую подготовку, нередко ввязывалась в эти «баталии», пытаясь отстоять любимых художников! Радует, что снискала единомышленников на этом, так сказать, фронте. Основные же претензии оппонентов таковы: «Для чего нужно такое якобы сомнительное искусство народу, если с самого первого взгляда оно абсолютно непонятно, да и вообще – мазня!» Так вот. О «Чёрном квадрате» я уже говорила, что он, как и весь супрематизм как течение, – ничто иное, как определённая концепция. Как правило, эта концепция подкрепляется интересной теорией. В случае с «Квадратом» – это «Манифест Малевича». Повторю, он находится в общем доступе в Гугле. Ну то есть если кому-то действительно интересно – добро пожаловать! Не доверяете Гуглу, гоу в читальный зал «Молчановки», отдел искусства. Ну, если вас и это не убедит, то, бесспорно, имеете право на свою оригинальную точку зрения.
В восприятии любого искусства, будь то академическое или концептуальное, необходимо рассматривать его возникновение именно в контексте истории, культуры и этники. Иначе трудно будет понять творчество даже таких записных академистов, как, например, Энгр, Делакруа и даже многих художников Возрождения. Например, не зная постепенного перехода от церковно-канонического Средневековья к объёмной живописи Ренессанса, трудно оценить всю мощь и полёт духа знаменитых Леонардо, Рафаэля или Микеланджело. А ведь это торжество гуманизма и просвещения предваряли интереснейшие работы Братьев Лимбург или Джотто – великолепных живописцев, которые первыми оторвались от канонов иконописи! Аналогичные изменения, но многим позже, ждали русскую живопись в Петровскую эпоху. Человек, не желающий вникнуть в это, элементарно обедняет себя в восприятии, сразу же навешивая нелицеприятные ярлыки – вроде «Как курица лапой». Безусловно, это первая реакция, на не совсем понятные полотна. Мозг словно защищает себя от лишнего труда – понять, а почему это так выглядит. Та же история происходит с импрессионистами, которые были первопроходцами в отражении сиюминутного впечатления от пейзажей, житейских сценок. Они внесли в живопись живые вибрации разной природы – воздуха, солнца, воды – за счёт определённой техники мелких мазков. Ренуар, Моне, Сислей – их картины словно дышат! Это именно то, что было необходимо стремительно меняющемуся обществу на рубеже XIX–XX веков. Хотя довольно долго и импрессионисты не были поняты обывателями.
Эжен Делакруа Свобода на баррикадах 1830г
Леонардо да Винчи Дама с горностаем 1490г
Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды 1305г
Клод Моне Осень 1873г
Меняется история, эпоха, нагнетаются революционные настроения – появляется авангард со всей его немыслимой новизной и протестом против старого (Малевич, Кандинский, Родченко). Затем в России и потом в Советском Союзе – социалистический реализм как страж пропаганды и, разумеется, идеологии. Карен Шахназаров как-то заметил по этому поводу: «Великие произведения советского искусства появились не благодаря, а вопреки советскому строю!».
Дмитрий Налбандян Владимир Ильич Ленин в 1919 году
Василий Кандинский Композиция Х 1939г
А на «загнивающем» Западе между тем в 1960-х возникает поп-арт как отклик на безудержную культуру потребительства и рекламы! Появляются новые будоражащие имена: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг и другие.
Энди Уорхол Пистолет 1981г
И так далее, в контексте истории и событий. Я к тому, друзья мои, что «хороша ложка к обеду»! Гениальные художники потому и гениальны, что считывали и предугадывали будущее, творя его в настоящем. Проще говоря, они порождены именно своим временем. Поэтому рассматривать их в отрыве от истории, социума, определённых политических катаклизмов просто невозможно! И ещё. Как говорит моя подруга, кандидат исторических наук, «Не любить значит не знать!». Впрочем, не уверена, что это не цитата кого-то из великих. В следующем опусе я продолжу короткие экскурсы в направлении самых ярких течений изобразительного искусства. А пока – впитывайте знания, они украсят ваш досуг в любом мировом художественном музее. Наслаждайтесь!
Светлана Воронина
Интересный журнал, правда, редко попадается мне в руки. Я больше ваш сайт читаю. Там ведь тоже есть статьи из журнала. Что-то мне нравится, с чем-то я не совсем согласна, но в целом читать интересно.
Мария Корзун, специалист отдела маркетинга