вверх
Сегодня: 27.07.24
12.png

#ПРОАРТ. Рене Магритт, или Хрупкая гармония бельгийского сюрреализма

Помнится, совсем в недавние времена на углу Иркутского торгового центра располагался бар Apple. Его украшал весьма примечательный баннер с изображением джентльмена в строгом пальто и котелке. Лицо человека на баннере частично было перекрыто большим и сочным зелёным яблоком, точно повисшим в воздухе. «Магритт!» – приятно удивилась я...

 

Рене Магритт. Сын человеческий. 1964 г.

 

 Путешествие по истории мирового искусства неизменно рано или поздно приведёт вас к архипелагу Сюрреализма. Именно это художественное направление кажется кому-то притягательным, кому-то отвратительным или пугающим, но непременно волнующим! До сих пор не утихают споры вокруг личности и творчества Великого и ужасного Сальвадора Дали. Одни считают его совершенством и талантищем, другие – невероятным мистификатором и коммерсантом прежде всего. Нельзя поспорить лишь с тем, что человек, оставивший столь яркий след, так или иначе является Гением. 

 

Сальвадор Дали. Жираф в огне. 1936 г.

 

 Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924 г.). Как нередко происходило в истории Мировой культуры, взаимопроникновение различных видов и жанров искусства и литературы было очевидным. Огромную роль на развитие разнообразных течений оказывали также научные открытия и технический прогресс. Так, например, в основу идеи сюрреализма было положено учение австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Основное понятие – сюрреальность, совмещение сна и реальности.

 

 

Джорджо де Кирико. Две маски. 1926 г.

 

 Адепты направления выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920-х по 1960-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америкам (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 1980-х годах – и по Австралии. Целое сонмище талантливых мастеров попробовали себя именно в сюрре! В том числе Джорджо де Кирико, Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Но мне бы хотелось сказать несколько слов именно о Рене Магритте, ибо он привлекателен для меня своей обособленностью и лаконичным, абсолютно не похожим на других, стилем. Кроме того, я его давняя поклонница. 

 

 

 

 

 Рене Магритт (1898 – 1967 гг.) родился в городке Лессине в Бельгии. Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой, и это наложило отпечаток на его творчество. Мать Рене ночью сбросилась с моста в реку. Когда утопленницу нашли, её лицо и голову закрывала ночная сорочка. Этот образ найдёт своё отражение в будущем в нескольких полотнах мастера. (Здесь любопытна аналогия влияния детских и подростковых впечатлений на другого гения сюрреализма – пламенного испанца Сальвадора Дали. Дали часто использовал изображения разлагающихся ослов и верениц муравьёв – образы, которые преследовали его на протяжении многих лет.) 

 

Рене Магритт. Влюблённые. 1928 г.

 

 

 Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Однако бельгиец был человеком добропорядочным, буржуазным, женатым на своей подруге детства. Рене очень ценил «скромное обаяние» именно размеренной и тихой жизни с семейными радостями. Бурные богемные тусовки ничуть не привлекали его, поэтому довольно скоро он разорвал отношения с парижским сюрреалистическим кругом. Что примечательно, у Магритта даже не было мастерской в его уютном домике. Он создавал свои шедевры в уголке гостиной на скромном мольберте. Художник терпеть не мог суеты, обожал строгий распорядок и вообще был достаточно рациональным человеком. Эпатаж был физически чужд его природе, в то время как, например, Дали всячески обожал шокировать публику своими артистическими выходками.

 

Рене Магритт. Замок в Пиринеях. 1959 г.

 

 

 

 

Рене Магритт. Весна. 1965 г.

 

 Весьма любопытной особенностью творческого мировоззрения художника было и то, что мир снов и аффективных изменений сознания не прельщали его. Он изобрёл свою уникальную концепцию видения нового течения, отличную от «парижского круга». Магритт назвал своё творчество «магическим реализмом». Кстати, отчасти его творчество можно соотнести с полотнами Поля Дельво, также бельгийца, что позволяет уже объединить их в единый клан «бельгийского сюрреализма».

 

Поль Дельво. Посёлок русалок. 1942 г.

 

 Картины Магритта очаровывают своими иллюзиями, они абсолютно парадоксальны. Мне думается, что на некоторые из них можно медитировать, экспериментируя со своим подсознанием. Удивительным образом в них абсолютная, казалось бы, статичность вдруг обретает живое и притягательное внутреннее движение. Простые обыденные предметы, словно в руках фокусника, меняют привычные смыслы и ускользают за грани понимания материальности... Уверена, те, кто хоть однажды ознакомятся с волшебным искусством этого прекрасного мастера, навсегда будут очарованы им. И уж точно ни с кем его не перепутают!

 

Рене Магритт. Голконда. 1967 г.

 

 

Светлана Воронина

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ В ВАШЕМ ЖУРНАЛЕ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ, И ЭТО ПОДКУПАЕТ, ТАК ЖЕ КАК И ВАША АВТОРСКАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. А ВОТ ИЛЛЮСТРАЦИЙ МНОГОВАТО, Я ХОТЕЛ БЫ ПОЛУЧАТЬ ПОБОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЗНАКОВЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ Я ЗНАЮ. ВЕДЬ ИНОЙ РАЗ НА ОСНОВЕ ЭТИХ МАТЕРИАЛОВ Я ВНОШУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КОРРЕКТИВЫ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НО, КАК ГОВОРИТСЯ, НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩА НЕТ. КОМУ-ТО ИНТЕРЕСНО И КАРТИНКИ РАЗГЛЯДЫВАТЬ.

 

Валерий Лукин, уполномоченный по правам человека в Иркутской области