Признаюсь, что мне всегда чрезвычайно нравились яркие и затейливые уличные росписи! Как правило, они выполнялись учащимися разных художественных учебных заведений (от школ и до вузов) под руководством преподавателей с согласия городской администрации. Чаще всего эти красочные «картины» украшали многометровые бетонные заборы, чтобы как-то облагородить культурно-пространственную среду города. Очень радовала байкальская, иркутская и сказочная тематика...
Но при этом очень часто попадались на глаза разбросанные по всему городу по стенам строений неказистые (в основном!) тегги (вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности, зачастую в общественных местах. Отдельная подпись называется «тег», от англ. tag — метка. Теггер — райтер, занимающийся теггингом), сделанные спрей-красками. Они не только не добавляли очарования городскому ландшафту, но визуально придавали ему неряшливый, трущобный видок! Это оскорбляло и продолжает оскорблять вкусы большинства горожан, и уж точно не радует взгляд. Однако всё по порядку!
Теггинг в современном виде получил развитие в 1960-70-х годах в США, преимущественно в Нью-Йорке. Поначалу это был инструмент криминальных группировок для «разметки» собственной территории (!).
Впоследствии с появлением перманентных маркеров и красок, устойчивых к внешнему воздействию, а также из-за развития хип-хоп культуры, теги стали неотъемлемой частью облика крупного города. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивала настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, использовали неожиданные стилистические включения (кстати, насколько мне известно, некоторые рэперы также были райтерами). Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.
Криминальное чтиво
Если же мы перенесёмся в эпоху палеолита, то заметим, что наскальные и пещерные изображения составляют основу первобытного искусства и имеют, в большинстве своём, ярко выраженный ритуально-магический характер. Здесь так и просится «смайлик»! Ибо до сих пор в общественном сознании мало что меняется, как ни крути. По крайней мере, когда знаешь историю теггинга, это многое объясняет. Совершенно ясным становится, что это определённая молодёжная субкультура, как и хип-хоп, привнесённая из-за океана. Безусловно, она засоряет городской пейзаж, но, что слегка утешает, не только в родном городе или столице. И уж, конечно, является актом вандализма, ибо подобное творчество, как известно, малохудожественно. Но, что самое главное, не согласовано с владельцами строений и главным архитектором города. Впрочем, иная реклама в нашем городе является ещё большим верхом вандализма, скажем прямо!
А теперь поговорим о термине поподробнее.
Стрит-арт в квартале Кипс-Бей на Манхэттене
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. При этом любое произведение может быть создано при помощи самых разных художественных средств. Так, например, спрей-арт – при помощи баллончиков краски. Но также могут применяться трафареты, наклейки, объёмные инсталляции и даже скульптуры. И уж, конечно, каждая субкультура рождает своих гениев! Надо сказать, что талантливых имён в стрит-арте немало. Мы уже обращались в одной из предыдущих статей к творчеству питерского каллигрофутуриста Покраса Лампаса, который создал несколько блистательных проектов в этом жанре. Но самая яркая звезда и моя любовь - безусловно, Бэнкси, искромётно-ироничный, парадоксальный и изобретательный...
Бэ́нкси (англ. Banksy) — псевдоним английского андеграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра. Это, пожалуй, самая таинственная фигура в современном искусстве. Вокруг его биографии велось много споров. По одной версии, его настоящее имя — Роберт или Робин Бэнкс. В 2016 году ряд СМИ опубликовали новость, что учёные из колледжа Королевы Марии Лондонского университета выяснили настоящее имя Бэнкси — Робин Каннингем. По другой версии, Бэнкси — это Роберт Дель Ная, британский музыкант (группа Massive Attack), певец и граффитист. Считается, что Бэнкси родился в 1974 году в английском городе Бристоле. В конце 1990-х годов стал заниматься граффити и довольно долгое время действовал как обычный райтер, но со временем его рисунки становились всё масштабнее, а уходить от полиции ему становилось всё сложнее. Однажды, прячась от английских полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Благодаря таланту художника и остросоциальной тематике своих рисунков Бэнкси быстро обрёл популярность сначала в Англии, а затем и во всём мире.
В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинском международном кинофестивале Берлинале со своим культовым ныне фильмом «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop), пройдя инкогнито по красной дорожке фестиваля. Фильм Бэнкси про «уличных» художников, в том числе и про самого Бэнкси. Фильм был номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Главный герой – придуманная фигура или, как предполагают, один из друзей художника, который шутки ради поучаствовал в безумной авантюрной выставке, якобы невиданно обогатившей его... Впрочем, если кто-то заинтересовался современным искусством, настоятельно рекомендую посмотреть – это невероятно увлекательная история!
На самом деле, за стрит-артом огромное будущее. В Европе, США и даже уже в России начали ценить и развивать этот вид искусства. Квартиры и офисы в районах, богатых на уличные росписи, стоят в разы выше в сравнении с обычными. Крупные корпорации сотрудничают с художниками на очень выгодных условиях, и эта программа поддерживается на государственном уровне, поскольку привлекает потребителей и туристов. Конечно, объять необъятное в небольшом опусе нереально, на эту тему уже написаны десятки монографий и диссертаций. Очень хочется верить, что когда-то и наши иркутские улицы расцветятся прекрасными, уникальными произведениями стрит-арта. Что ж, буду надеяться, а может, и поучаствую!
Светлана Воронина
В последние годы стало модным выпускать журналы, похожие на комиксы: цветные картинки, мало текста, много тщеславия... Впервые, получив в руки номер «Кулуаров», я получил – хотя бы на время чтения – ощущение правдивости написанного и… порадовался за Иркутск! А самому журналу добавляют уважения со стороны читателя (с моей-то стороны уж точно) такие редкие сегодня остроумие и насмешливая снисходительность главного редактора. Правда, не исключаю, что неглупый кулуарный сарказм не добавляет журналу тиражей. А жаль.
Дмитрий Дорожков, экономист, путешественник, искусствовед, отец 4 детей