вверх
Сегодня: 22.11.24
14.png

Самое удивительное – это память

Выхваченные слепки времени в виде фотографий, которые можно бесконечно долго перебирать в гостях, потом так удивляться и радоваться разным курьезам, как будто это твоя жизнь, твои события, твоя маленькая и странная жизнь.

Мы сидим в мастерской у Александра Сергеевича Шипицына и перебираем ворох иллюстраций, сначала его офорты, экслибрисы и эскизы, а затем переходим к столу со старыми черно-белыми фотографиями и не можем остановиться – мы листаем альбомы, перекладываем кучки фотографий, рассматриваем лица – фигуры, позы, где каждого застиг миг фотосъемки.

–  Могу сказать откровенно: из каждой группы выпускников факультета искусствоведения лишь 2-3 человека остаются в искусстве и начинают писать. Сейчас при Политехе целых три таких факультета, потому они выпускают больше людей каждый год, чем одно наше училище.

...Перед нами фотография молодежи, где они едят хлеб и соленые огурцы прямо на завалинке у старого дома. Александр Сергеевич к этому поясняет:
–  Это мы после лыжного похода. Прямо на пеньке. Рядом сидит моя жена.

– Вижу у вас фотографии и из Средней Азии, получается, вы и там бывали?

–  Мне кажется, там я собственно и научился рисовать… за три месяца. Жизнь заставила. Мне надо было оправдать такой свой художественный загул этим. И вот практика и постепенное вникание в жизнь немного странную, но такую теплую, простую, приятную и естественную вынудила меня буквально жить искусством. И так через всю Азию: деньги кончались – просился в местных союзах в их ряды, мне давали крышу и заказы; был спасен – и ехал дальше. Встретился с выпускниками Душанбинского училища там – они же мне всё подсказали. Говорили-то мы на одном с ними языке, жизнь у нас была одна. В Самарканде у меня, к примеру, кончились деньги. Советские рубли! И я, совсем юный, пришёл в их Союз художников и объяснил им свою ситуацию. Они дали мне работу и мастерскую, никаких сложностей она не представила – получил честно заработанные советские сто рублей и дальше поехал в Азию.

– Получается, чтобы стать путешественником – надо стать художником?

–  Или даже наоборот. Когда в свои годы окончил художественное училище, то поехал работать в Красноярск на корпункт ассистентом кинооператора. Соответственно, вот на этом фото – оператор, с которым работал в Омске. Фамилия его Двигубский. Москвич. Он оканчивал режиссерское отделение хроникеров. И это мы вот с ним в Якутии за Полярным кругом. Среди оленей и чукчей, так сказать, уже.
И эти перемещения, где я бывал, не одно какое-то место, а целая мозаика – как-то кажется даже не очень реальным и бывшем чуть ли даже и не со мной.
Вот, к примеру, и Италия. Колизей. Рядом со мной стоит Шелтунов-страший. А вот две обнаженные купальщицы. Где-то в Сибири. Кто это – уж не важно.

Сейчас всё изменилось. Если раньше везде хорошо принимая – хорошо к тебе относились. По крайней мере, там отношения тёплые, добрые и – по-хорошему. Путешествую по Союзу, всегда легко было найти место для ночлега, работа тебя сама находила, и люди были крайне простые и гостеприимные повсюду.

Три месяца я жил и ездил по Средней Азии и каждый день делал по 5-6 рисунков. Все двери были открыты, и повсюду тебя ждали и были рады. Сейчас же куда ни кинь – всюду ныне обман. Отправляя выставку в Омск, например, я могу потом недосчитаться нескольких работ. За них приходит благодарственное письмо, хотя никаких подарков мной сделано не было. Но не все поменяли ментальность – до сих пор остаются приятные исключения.
Чаще всего люди сдают твои исчезнувшие работы в музеи. И ты узнаешь, что в таком-то музее твои работы хранятся. Тоже приятно. Музеи всё ж таки… Из всех иркутских художников могу отметить только Евгения Турунова, которому доверяю свои работы. Деньги за них из Китая он мне регулярно привозит. Таким образом, вопрос с работами решается через отношения.

Художник не должен быть удовлетворён, хоть в малой мере, результатами своего труда, поскольку всегда знает:  можно сделать что-то ещё лучше, более проникнуться в глубь и сущность того материала, с которым работал, и яснее выразить свои чувства и мысли. Даже если художник как высший судья своего творения сочтёт свою работу полностью законченной, он не может почивать на лаврах: его судьба – идти дальше, а всё уже сделанное рассматривать как некую ступень своего развития по пути к совершенству, у которого нет ни начала, ни конца.


 

 

 

Михаил Юровский, фото Валерия Коробченко

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС