6 октября был День Вампилова, придуманный Валерием Кирюниным: мини-фестиваль любительских театров в культурном центре Иркутского энергоколледжа. С автором фестиваля беседует Сергей Захарян.
В.К.: Идея Дня Вампилова возникла в августе в Утулике: там проходил фестиваль «Театральная осень на Байкале», посвящённый памяти Леонида Беспрозванного, там сошлось несколько спектаклей по Вампилову, и я решил, что это должен увидеть Иркутск. Любительский театр в минуты вдохновения радует свободой от «вампиловских» штампов: от того, как принято играть нашего знаменитого земляка в театре профессиональном, что тут можно и что нельзя.
С.З.: В театре «Ковчег» из Усолья герои «Старшего сына» запели: это и впрямь было свежим решением. Спектакль нащупывает собственную интонацию для каждого, причём звучат ностальгические песни начала 70-х – вампиловского времени. Только название классической пьесы мне всё же нравится больше, чем придуманное режиссёром Валерием Туровцом (он же – исполнитель роли Сарафонова) - «Не пропустите ангела». С ангелами в этот день был некоторый перебор: были ведь и «Двадцать минут с ангелом» из Ангарска; и нечто ангельское, согласись, есть в даме из зала, которая кормила фестиваль поминальным пирогом с травяным чаем.
В.К.: Эту даму зовут Вера Павловна Семёнова, и она действительно уже не первый год служит памяти Вампилова: ухаживает за цветами в вампиловском квартале в Первомайском, встречает тех, кто приедет поклониться вампиловскому камню в Листвянке, приходит на спектакли. Спасибо ей; а если вернуться к усольчанам – ты заметил, что у них впервые появилась на сцене ещё одна дама – первая любовь Сарафанова. Я так прочитал персонажа Елены Козявиной: это та «неспетая песня» героя, от которой приехал вдруг «старший сын»…
С.З.: Вот спасибо! - любопытная версия, мне это в голову не приходило. Ещё я бы отметил самого режиссёра в главной роли – со стихами собственного сочинения. И – Сильву (Анатолий Иванов-Григорьев): актёр не спешит «разоблачить» своего героя; Сильва у него получается живой и симпатичный.
В.К.: Я помню один питерский спектакль, где актёры прикидывались провинциалами – пока не появилась баба с авоськами, со смешным «шишом» на голове – Нина Усатова; и всё встало на свои места: она всё про эту жизнь знает. Так было моментами у усольчан. Я подумал: это в Усолье провожали девушек на электричке Бусыгин и Сильва – и как оттуда добраться – ночью – до Иркутска?
С.З.: Усольчанам вручила свой персональный приз Галина Солуянова – создатель Фонда и Музея Вампилова: нешуточное признание.
В.К.: Кроме спектакля, усольчане привезли двух чтецов с прозой Вампилова: это Евгений Барабаш («Успех») и Мария Лошанина («Весёлая Танька»).
С.З.: Ещё про тех, кто «всё про эту жизнь знает»: это уникальный «Немолодёжный театр «Белая ворона» Ольги Шмидгаль (известной актрисы из драмтеатра) с неожиданным, даже дерзким спектаклем «За околицей». Это самодеятельные посиделки пожилых односельчан возле дома, где прощаются два молодых героя пьесы Вампилова «Дом окнами в поле». «Пожилые» поют, рассказывают свою жизнь (артисты рассказывают свою собственную жизнь!)- и пока они на сцене, молодые не расстанутся. Вампилов «домыслен», но как это по-живому!
В.К.: Мне всё хотелось, чтобы собственно вампиловские герои были поактивней в спектакле…но самозваные «сваты» делают своё дело с таким азартом, удовольствием, что это подкупает. И мне кажется, этот азарт, который передаётся в зал, более чем оправдывает соседство любителей с профессионалами на нашем фестивале. Лина Иоффе, завлит ТЮЗа, составила как бы новую вампиловскую пьесу – в основном по его записным книжкам; а Александр Гречман с ТЮЗовскими артистами поставил по этому тексту спектакль «Прощай и здравствуй».
С.З.: Режиссёрская фантазия Гречмана впечатляет: каскад отточенных мизансцен, великолепно освоенное пространство, пластичность и энтузиазм актёров…здесь привлекает авторский стиль, который я бы назвал «азартным абсурдом». Продолжением этой работы видится спектакль по афоризмам, скажем, Хармса. Или Ларошфуко. То есть записки Вампилова «для себя» просятся в достойный игровой контекст.
В.К.: Легендарный «Чудак», полувековое детище недавно ушедшего Леонида Владимировича Беспрозванного, привёз на фестиваль «Двадцать минут с ангелом». Как хорошо держится спектакль самого Л.В., как правдив в роли Хомутова Саша Говорин, нынешний руководитель театра: этому «ангелу» веришь безоговорочно. Вина перед похороненной только что матерью приводит его в гостиничный номер, к алкашам, которым не на что похмелиться…
С.З.: И вот уж что редко на профессиональной сцене: «алкаши» - Сергей Метёлкин и Владимир Путята – живые люди, которые вышли на сцену не за дешёвым успехом у случайного зрителя. И ещё хорош Жених – Евгений Белов: чаще всего на сцене это примитивный жлоб, а здесь у персонажа своя правда.
В.К.:И ещё одна – далеко не последняя по значимости! – удача этого хорошего дня: молодая публика, среди которой – студенты энергоколледжа. Ребята явно впервые открывали для себя ситуации и тексты Вампилова; и реакция их была живой, непосредственной, обнадёживающей. Они начнут узнавать, как молодой гений дышал одним с ними воздухом, ходил по тем же улицам, заходил в дом, где теперь они находятся. Они встретились с Вампиловым.
С.З.: И от нас от всех Вампилову – не «прощай», но всегда - «здравствуй».
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер