вверх
Сегодня: 10.12.24
8.png

Всем свалкам свалка!

Мысль сгонять на иркутскую городскую свалку витала давно. Совершенно спонтанно поездка случилась в самые морозные дни.


Возможно, многим будет непонятен интерес к столь специфичному месту, но кто успел там побывать, нас поймут. Примерно год назад или немногим раньше в одном из иркутских изданий я прочитала, что администрация полигона твердых бытовых отходов, а именно так официально называется городская свалка, открыла у себя на территории нечто вроде музея. Из тех самых вещей, что мы выбрасываем в мусорный бак и которые затем попадают на городскую свалку. Перед въездом на полигон сотрудники столь значимого для города объекта построили корабль из бревен.

 


От крестоносцев до советского прошлого

 

 

 



Когда мы подъехали, оказалось, что кораблей уже два. На каждом – доблестные воины из сверкающего на солнце металла. Въезд на территорию обнесен, как в старину, высоким забором из не струганых бревен. По всему периметру – вышки с часовыми, на входе – башни с медведями и драконами. Сразу справа – небольшое войско и конные всадники… Да это настоящая реконструкция! И столько человеческого труда!

А вот и вход в огромный неотапливаемый ангар со стеклянными стенами. Четыре ряда стеллажей из досок, на которых размещены настоящие раритеты. Везде разложены листы бумаги формата А4: «Убедительная просьба руками не трогать».

 

 

 

 


Сразу стало понятно, что гостям здесь рады в любую погоду: из динамика у двери лилась классическая музыка. Ведь кто-то из сотрудников не поленился и вставил штекер в розетку. Значит, здесь так заведено. Под крышей ровными рядами алели знамена – как напоминание о советском прошлом. В общем-то, большинство экспонатов именно из советской эпохи.


Поразило, насколько удачно и с любовью все подобрано и оформлено. Вещи разложены в определенном тематическом порядке: настенные часы, музыкальные инструменты, копии известных репродукций… Честно говоря, от увиденного разбегались глаза. Столько знакомых, незнакомых – и одновременно интересных вещей.



Дед Мороз и спиртной бочонок

Вот кожаные чемоданы с металлическими уголками, сложенные стопкой один на другой, практически под самую крышу. Именно в таком в 70-х годах мой папа хранил свои любительские фотографии.


Отдельное место проигрывателям для пластинок и радиолам. Радиола – это, как сейчас бы сказали, два в одном: проигрыватель и радио. Вещь в то время крайне прогрессивная. У нас стояла радиола «Ригонда» на изящных высоких лакированных ножках, какие были в моде у журнальных столиков того же периода.


Нашлось место и «детскому уголку». Игрушки по большей части современные. Немного обособленно на земляном полу стоит Дед Мороз. Вид у него, конечно, удручающий: плохо сохранился. Кто-то в шутку приклеил ему соломенные усы от современного кухонного сувенира Домовенка.

Удивительно, как Дед вообще «дожил» до наших дней. Зато сколько воспоминаний! Очень похожий, только чуть меньше, стоял под елкой у моей бабушки. Изготавливали их на фабриках из папье-маше примерно в 60-е годы, а еще раньше Деды Морозы и елочные игрушки были ватными. Пластмассовых Морозов стали выпускать с 70-х.

 


Зато всевозможные сувенирные вазочки, бочонки для спиртного в виде быка, которые стояли раньше практически в каждом доме в сервантах рядом с хрусталем, сохранились отлично. Ни одного скола! В 70-е и 80-е дарить друг другу на юбилеи их было модно, а вот по своему прямому назначению хозяева их практически не использовали. Так и попали они на свалку. За ненадобностью.


Что касается фототехники, мотоциклетных шлемов, котелков, колес от телег, упряжи для лошадей, то здесь я, признаюсь, не столь компетентна. Однако я не ошибусь, если скажу, что люди любого возраста и пола в этом «выставочном зале» найдут для себя много интересного и запоминающегося.

 


Возможно, сотрудники музеев будут категорически против подобного размещения вещей, некоторые из которых действительно являются раритетными, и что их необходимо отреставрировать и хранить в соответствующем температурном режиме на полках настоящих музеев. Все это так. Однако не стоит забывать: если бы не инициатива дирекции полигона, все эти вещи канули бы в Лету.



Фэнтезийный креатив и легендарная «Катюша»

При выходе из ангара попадаешь в настоящее фэнтези. Под навесом – с десяток воинов-монстров в жутких зеленых масках на огромных черных лошадях. Просто в голове не укладывается, как и из чего это можно сделать. В углу жертвенный костер, вокруг которого сидят не менее «добродушные» чудища. К столбам цепями прикованы скелеты. Вот уж никогда не подумаешь, что сотрудники городской свалки способны на подобный креатив!


У навеса пятиметровый столб, на самом верху которого детские велосипеды, рядом огромный железный Робокоп. И опять войско с предводителем на лошади, Самое интересное, что при столь разноплановых экспонатах не возникает никакого диссонанса. Махины-катапульты органично сочетаются с почти современными заснеженными автомобилями. Здесь настоящий автопарк: «КрАЗ», «Катюша», тракторы. Позже прочитала, что вся техника на ходу. Запах горелого со свалки, войска в блестящих доспехах, машины, огромный бревенчатый частокол и летающее воронье на фоне голубого неба – вместе это составляет неизгладимое впечатление.


Честно говоря, если бы не мороз, мы бы провели там гораздо больше времени. Некоторые вещи в ангаре и скульптуры на улице хотелось рассмотреть поподробнее. Сказать, что мы были в полнейшем восторге – мало. Нас поразил масштаб увиденного. Окоченевшие руки и ноги, севшие аккумуляторы фотоаппарата и мобильного телефона настроения не испортили. И от города недалеко – не больше десяти минут на машине. Если точнее, то это 5-ый км Александровского тракта. Ориентир простой: поворот направо между зданием кафе и заправочной станцией. Или можно смело пристроиться в хвост мусоровозу. Вход бесплатный.

Александра Кирияк

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук