Доктор БОрис. Фотограф Боб. Так называют его близкие и друзья. И рассказывают в голос, что нужного освещения для того, чтобы в правильном ракурсе запечатлеть очередное своё творение, он может ждать часами. Ходит в горы – в свои-то 79! Снимает – представляете!!! - на плёнку. Зарубежные друзья считают его сибирским Анселем Адамсом. На днях фотохудожник Борис Дмитриев открыл выставку своих фоторабот. Очередную.
Мунку-Сардык. Осень
о. Ольхон. Шаманский мыс
Река Баргузин
Коллеги считают Бориса Васильевича самым активным фотохудожником нашего времени.
- Выставки я делаю каждый год и не по одной. Первая была в 1969 году. И эта удачная, правда? - Видно, что фотограф Боб любуется результатами своих трудов.
- Безусловно! А что из выставленного нравится вам больше всего?
- Да если честно, они все мне как дети, все в моём сердце. Но вот этот камень, например, - и показывает снимок, от которого я ну никак не могла оторваться, - меня просто гипнотизирует! Когда мы ходим на Мунку-Сардык и по Белому Иркуту, всегда останавливаемся у этого камня. Правда, один год было много воды, так его почти не было видно. А ведь он выше человеческого роста. И он… живой!
Камень Белого Иркута
Река Лена, первый порог
В фотокартинах Бориса Васильевича всё живое и все живые – речка, трава, облака, горы. И это при том, что основной его профессией более 50 лет была патанатомия.
- Патологоанатом и фотохудожник. Профессия и увлечение не противоречили друг другу в вашей жизни?
- А это всё из "одной оперы". И там и тут требуется умение ВИДЕТЬ. Мне ещё на 2 курсе мединститута на гистологии, а гистология – это учение о тканях, клетках, преподаватель сказала: Боря, вы прирождённый морфолог! Обычно студенты долго сидят, долго глядят, а я один раз посмотрел – и мне всё понятно! Так же и в патанатомии. Смотришь в микроскоп – и тебе надо различить, какая опухоль. А грань там порой бывает очень тонкой, много сложных ситуаций. Есть даже роман Артура Хейли «Окончательный диагноз» про патологоанатома.
- И вам никогда не хотелось заняться только творчеством?
- Я всегда тяготел к изобразительному искусству, с 5 по 10 класс ходил в изостудию во Дворец пионеров. Потом в мединституте Лебединский у нас вёл изостудию. Так что я был готов. Мог бы и стать художником, хотя я и так фотохудожник, но понял, что искусству надо посвящать себя целиком. А когда начал зарабатывать, тогда смог уже технически развиваться, покупать новую аппаратуру, оптику и т.д. Мне было интересно и то и другое - и профессия моя, и творчество.
- Когда же у вас появился фотоаппарат?
- Первый фотоаппарат я купил себе в подарок на 10-летие. Пришёл из школы, у меня день рождения, а родители на работе, на меня внимания не обращают. Я взломал свою копилку – там оказалось больше 100 рублей. Пошёл в магазин «Динамо» и купил там широкоплёночный аппарат «Комсомолец». Он стоил 90 рублей, ещё на плёнку осталось. А после войны по репарации у нас оказались немецкие товары фирмы «Агфа», и эта широкая плёнка была лучшей плёнкой в мире. Все реактивы были, фотобумага. Поэтому я помню, что такое настоящее качество.
Шишкинские писаницы
С коллегой Николаем Тархановым
- Его форматные работы – это просто бомба! – кинооператор, член Союза фотохудожников России и Русского географического общества Николай Тарханов не скрывает своего восхищения работами коллеги. – Доктор БОрис снимает на средне- и крупноформатную фототехнику. Это сегодня очень дорого. Ролик плёнки, к примеру, от 7 до 12 кадров стоит 500-600 рублей. А 10 кадров листовой фотоплёнки – 2500-3000 рублей. Себестоимость кадра очень велика! Сейчас флешка среднего формата, на которую тысячи фото можно наснимать, столько же стоит!
Тобольский кремль
Аршан
Но плёнка для Бориса Дмитриева – это принципиально.
- Вот, например, лучшая японская плёнка «Вельвия» передаёт структуру неба и даёт насыщенный цвет. Минимум фотошопа, там уже в исходном снимке всё есть. А вообще, фотошоп – моя палитра. Фотокартина без фотошопа – всё равно что суп без специй. Есть гуру мирового масштаба Дэн Маргулис – у него 3 тома посвящено профессиональному фотошопу. Я всем его книги рекомендую, но не все понимают. А я люблю цвет!
Река Лена
Саяны у водопада
Фотовыставка «Из сибирского альбома» будет работать в Иркутском городском выставочном центре им. В.С. Рогаля до 13 мая. Борис Васильевич тем временем не останавливается, он продолжает снимать. А через год, надеется, если всё будет хорошо с финансированием, увидит свет его альбом «Вся Сибирь и Валентин Распутин». У него же самая большая фильмотека Валентина Григорьевича, он снимал его 40 лет.
С коллегами-фотографинями Анной Дмитриевой и Мариной Чукмасовой
Светлана Фомина, фото автора
ЖУРНАЛ КАК ЖУРНАЛ, ТОЛЬКО В КИОСКАХ НЕ ПРОДАЕТСЯ И ВЫХОДИТ РЕДКО. НУ, КТО-ТО ЧИТАЕТ. ШЕФ МОЙ, НАПРИМЕР... А БОЛЬШЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КТО ЕГО ЧИТАЕТ.
Наталья Попова, секретарь