вверх
Сегодня: 28.12.24
12.png

От гвоздей до кораблей

 


Мы уже рассказывали о Научно-образовательном центре «Байкал», о работе его проектного офиса в Иркутской области и Бурятии. Отмечали важную его роль в том, чтобы обеспечить взаимодействие или, как выразился однажды руководитель офиса Евгений Семенов, «поженить» на одной территории бизнес, науку, высшее образование и власть. Сегодня мы подробнее расскажем (и покажем), какие именно проекты и как были реализованы у нас в регионе благодаря такому взаимодействию.

---------------------------------------------------------------------

Основной вид деятельности ООО «НИИ «ОНИКС» – научные исследования в области естественных и технических наук. Насколько успешно удаётся иркутским ученым разрабатывать, а затем внедрять в производство свои научно-технические разработки, поделился с нашим корреспондентом Александрой Кирияк, а соответственно, и с читателями генеральный директор» «ОНИКСа» Сергей Спирев.

– «ОНИКС» – достаточно молодое предприятие, мы открылись в августе прошлого года и уже сейчас активно сотрудничаем с Иркутским государственным университетом, в частности, с Ботаническим садом. Мы предложили вузу создать лабораторию, которая имитировала бы искусственные условия для выращивания лекарственных растений, максимально приближенные к реальным. Например, Ботанический сад ИГУ имеет сертификат на изъятие и продуцирование краснокнижной родиолы розовой из дикой природы, еще её называют золотым корнем. Если кто-то занимается этим без соответствующего разрешения, то это уголовно наказуемо. Растение размножили микроклонарным способом, затем сеянцы перенесли в гидропонику (гидропоника – выращивание растений без почвы, когда питание растения получают из специального раствора, окружающего корни. – Прим. авт.). С помощью подобных экспериментов мы не только создаём здоровые растения, но и сокращаем срок их вегетации. Ведь проблема сибирских условий в том, что есть длительный зимний период. Именно поэтому родиолу мы вначале «усыпляли», а затем быстро «будили». В результате совместной работы с ИГУ удалось достичь больших успехов. Мы сократили срок вызревания посевного материала раза в три. Потом здоровые растения можно высаживать и доращивать в полях.

 


– Неужели у нас в регионе мало лекарственных растений, которые выращивают и собирают?
– Я испытал настоящий шок, когда узнал, что практически все лекарственные растения к нам завозятся из Китая. Валериана – только из Китая. Первоначально Китай предложил низкую закупочную цену сырья. В результате грамотной демпинговой политики местные фирмы, которые занимались выращиванием валерианы, разорились.
– А какую роль во всём этом сыграл Научно-образовательный центр «Байкал»?
– Именно эту лабораторию НОЦ и профинансировал для ИГУ.

 


– Выращивание лекарственных растений в пределах этой лаборатории – перспективное направление?
– Да вы что? Конечно! Задача этого проекта заключается в том, чтобы научиться выращивать независимые растения, формировать стерильный семенной фонд. Наше оборудование позволяет создавать любые климатические условия, способные улучшать свойства лекарственных растений. Первым этапом мы сокращаем выращивание, вторым – избавляемся от закупки импортного материала, третьим – снижаем себестоимость растений. Сейчас в лаборатории исследуются четыре растения, но подобные методики выращивания применимы к любым. Что выбирать – зависит от экономической целесообразности и спроса. Это же настоящий пик биотехнологий! Кроме того, мы постоянно совершенствуем нашу цифровую платформу, без которой невозможно грамотно фиксировать полученные результаты. На платформе ведутся дневники выращивания растений, на ней же регулируется автоматическая система. Подбор последовательных действий – что необходимо растению в первый день, второй, третий, четвёртый – и обеспечивает нужный результат. Оптимальный момент фиксируется в дневники и затем формируется в управляющий файл, который становится определяющим для работы оборудования.

 


– До того как состоялось ваше знакомство с дирекцией иркутского НОЦ, ваша исследовательская работа шла сложнее?
– Не совсем так. Мы работали да работали, но как бы внутри себя, всех всё устраивало. А здесь нам совершенно точно помогли в определённых вещах. И это не то чтобы популяризация нашей деятельности, хотя и это тоже… Это нечто большее… Как на восточном базаре: нам показали место, где мы со всеми встретились. НОЦ презентовал нас окружающим, продемонстрировал наши компетенции и научно-производственные мощности, помог нам в организации встреч с учёными и предпринимателями. Благодаря этому мы стали находить новые точки соприкосновения и развивать наши направления. Например, на днях у нас состоится встреча с министром сельского хозяйства, где будет обсуждаться выращивание гидропонных зеленых кормов. Нас заметили, оценили, наша деятельность стала значительно шире. НОЦ заказал нам безаналоговое оборудование, которого нет нигде в мире. Это будет гордость Иркутска и области. То оборудование, что я видел в Тимирязевской академии или в одном нашем научном институте, сложно сравнивать с тем, что мы сейчас изготавливаем. Это как сравнить соху с комбайном. В целом подобные заказы для нас не первичная история, хотя любые разработки крайне дороги. Где-то расходы покрываются, а где-то нет. Принцип сотрудничества с Научно-образовательным центром совершенно в ином. Мы, как инженеры-производители, прокачиваем наши знания и умения и получаем возможность разрабатывать некие вещи на уровне мировых технологий.  

 


– Какие у вас мечты, планы? Помните, план-минимум, план-максимум?
– Если глобально, то и дальше служить Родине. И это не для красного слова. Нужно знать, какие у нас люди в «ОНИКСе». Мы изначально договорились, что будем не работать над нашей инвестиционной привлекательностью, а делать что-то хорошее и полезное. У нас самые лучшие учёные в мире, и у нас замечательная молодёжь! Мы хотим разрабатывать новые технологии и внедрять их в жизнь. Уже сейчас на нашем предприятии очень большой процент роботизированной техники, мы много печатаем на 3D-принтерах, такого парка принтеров больше в Иркутске ни у кого нет. Наверное, моя главная мечта – создание в рамках нашей группы компаний производства, которое будет делать всё, от гвоздей до кораблей. Хочется структурированной и продуманной системы транзита от фундаментальной науки в практическую область. У нас в России существует огромная дыра – различными проектами занимаются вузы, но они, как правило, подобные вещи до конца не доводят. Это безумно дорого, у них нет соответствующих мощностей, оборудования. Они создают неких монстров, которых потом сложно применить на конкретном производстве. Вузы должны обучать. Лучше разработку различных научно-технических новшеств и их внедрение отдать в НИИ. Мы пошли на создание частного института, чтобы сделать модель, которая эффективно работала бы с наукой и производством. Да, для этого нужно пройти большой путь – от обучения персонала до создания нового оборудования, но я уверен, что мы способны это сделать. Простое копирование передового инжиниринга – утопичный путь, нужно создавать своё. Это единственный путь, по которому нужно двигаться!

 

 



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Без лести вам говорю: "Иркутские кулуары" придают нашему городу дополнительную уникальность.

 

Виктор Кузеванов, кандидат биологических наук, советник мэра г. Иркутска, председатель Общественной палаты третьего созыва