вверх
Сегодня: 26.12.24
2.png

Пустить в расход. Как менялся бюджет России за десятилетие: инфографика «Ленты.ру»

Российский бюджет в номинальных ценах с 2003 года вырос в пять раз по доходам и в пять с половиной раз по расходам. И пусть с учетом инфляции увеличение выглядело не таким существенным, все равно очевидно: правительство наращивало и наращивало расходы вплоть до 2014 года, когда кризис и боязнь несбалансированности бюджета заставили чиновников остановиться. «Лента.ру» решила посмотреть, какие именно статьи расходов выросли за последнее десятилетие больше всего.

 

В принятом за несколько дней до наступления нового, 2003 года бюджете говорилось, что доходы страны составят 2,4 триллиона рублей, а расходы 2,3 триллиона, или чуть менее 18 процентов ВВП. В открытой части бюджета было распределено более 90 процентов расходов, в секретной — около девяти с половиной.

 

 

Через 10 лет бюджет на следующий год президент подписал почти за месяц до Нового года — планирование в правительстве явно улучшилось, да и в Госдуме чинить препятствия бюджету стало некому (до декабря 2003 года в России заседала Госдума третьего созыва, где большинства не было ни у одной из партий, а КПРФ располагала четвертью парламентских мест). В бюджете-2014 доходы страны составляют уже 12,8 триллиона рублей, расходы — 13,4 триллиона (больше 20 процентов ВВП), а в открытой части распределяется менее 86 процентов расходов.

Очевидное увеличение расходов (как в абсолютных цифрах, так и по отношению к ВВП) и рост «закрытой» части — далеко не единственные выводы, которые можно сделать из погодового сравнения бюджетов за десятилетие.

  

 

Особенность российского бюджета заключается в том, что принятый накануне нового года документ может подвергаться значительным изменениям уже во время отчетного периода. Обычно правок бывает не меньше двух, и часто они весьма существенно меняют конфигурацию бюджета. Классический пример — бюджет 2009 года, сверстанный изначально с профицитом и прогнозом объема ВВП в 51,5 триллиона рублей. Уже в апреле профицит сменился дефицитом почти в три триллиона рублей, а бюджетный прогноз по ВВП сократился до 40,4 триллиона. При этом доходы страны существенно упали, а расходы выросли на несколько сот миллиардов рублей.

 

Из-за этих изменений считать структуру бюджетных расходов в течение десятилетия довольно сложно. В инфографике «Лента.ру» схематично отражены только те бюджетные показатели, которые подписывались накануне отчетного периода, а в текстовом пояснении учтены конечные данные, в том числе и для тех бюджетов, которые подверглись изменениям. Для 2014 года использовались данные, зафиксированные в федеральном бюджете на 2013 год и прогнозный период 2014-2015 годов.

 

Постатейному анализу «Лента.ру» подвергла только самые интересные статьи расходов, традиционно вызывающие широкую общественную дискуссию: «социальная политика», «национальная оборона», «образование», «здравоохранение», «национальную безопасность и правоохранительная деятельность, «культура», «физическая культура и спорт», а также «обслуживание государственного долга».

 

На протяжении всего десятилетия правительство наращивало расходы практически по всем направлениям. Наиболее разительное исключение составляет обслуживание госдолга, на который в 2003 году пришлось почти 12 процентов от всего количества расходов. Уже к 2005 году этот показатель упал до восьми процентов, а абсолютный минимум на уровне двух процентов был достигнут по итогам 2009 года. Объясняется такой феномен довольно просто: в условиях высоких цен на нефть Россия сумела досрочно оплатить долги советского времени и 1990-х годов, в том числе 21 миллиард долларов Парижскому клубу кредиторов в 2007 году. После начала мирового финансового кризиса выплаты по долгам вновь начали нарастать, в проекте бюджета на 2014 год на эти цели выделяется уже 452 миллиарда рублей, или 3,2 процента от всех расходов.

 

В статью «национальная оборона» входят расходы на вооруженные силы страны, в том числе закупки вооружения, а в статью «национальная безопасность» — траты на органы прокуратуры, органы внутренних дел, внутренние войска, органы юстиции, систему исполнения наказаний, органы безопасности и другие ведомства, в том числе и МЧС.

 

Другие резкие колебания связаны с техническими моментами. Так, обращает на себя внимание увеличение трат на «социальную политику» с 3,3 процента от общих расходов в 2010 году до 27,69 процента в 2011 году. Это связано с тем, что в соответствующую статью бюджета стали включать трансферты в Пенсионный фонд, которые составляют более двух триллионов рублей. Соответственно, уменьшение трат по этой статье расходов (по плану на 2014 год — с 3,9 до 3,5 триллиона рублей, или с 29 до 25 процента от бюджета) связано в первую очередь с надеждами на уменьшение трансфертов и повышение самостоятельности пенсионной системы.

 

По статье «Национальная оборона» расходы (в отношении к бюджету в целом) падали вплоть до 2009 года — если в 2003 году они составляли 9,4 процента от общих расходов, то в 2009-м — менее семи. В 2008 году Россия провела свою первую в новейшей истории войну на территории другого государства (с Грузией) и после этого объявила о масштабной госпрограмме перевооружения (несогласие с ней стоило кресла министру финансов Алексею Кудрину). В итоге доля военных расходов сначала стабилизировалась, а потом стала понемногу расти — вплоть до 7,5 процента от расходов 2013 года. Очевидно при этом, что секретная часть росла быстрее, чем общедоступная, но сказать, насколько именно она увеличилась по конкретной статье из открытых данных невозможно.

 

В несколько раз (опять же, в процентах от общих расходов) за 10 лет выросли инвестиции в здравоохранение. Если в начале 2000-х они колебались на уровне полутора-двух процентов, то в 2012-м составили 4,25 процента, после чего последовал значительный спад (3,7 процента по плану на 2013 год, 3,27 процента на 2014-й). Снижение зафиксировано даже в абсолютных цифрах — 545 миллиардов в 2012-м против 495 в 2013-м и 457 в 2016-м. Не исключено, правда, что часть денег просто перешла в какие-то другие программы и исчезла из этой статьи расходов.

 

Для инфографики «Лента.ру» выбрала далеко не самые «затратные» статьи расходов. Так, по статье «Общегосударственные вопросы» в 2014 году Россия должна потратить около 800 миллиардов рублей, по статье «Национальная экономика» — 1,7 триллиона. На фоне этих сумм достаточно скромными выглядят затраты на СМИ (65 миллиардов рублей), из которых более 52 миллиардов придутся на телевидение и радиовещание.

 

Наконец, статья «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с 2012 года забирает по 10-11 процентов от всех бюджетных расходов против семи-восьми процентов на протяжении всего предыдущего десятилетия. Губернатор Кировской области, делая выкладки по бюджету региона-2012, отмечал, что эту полицию стал полностью финансировать федеральный центр, поэтому у регионального бюджета расходы сократились.

 

Основной вывод, который можно сделать из анализа бюджетных показателей за последние годы, заключается в том, что Россия проводила планомерную политику по увеличению всех типов расходов. Даже объявление о государственных приоритетах (например, на национальную оборону) приводило лишь к небольшому (в масштабах всего бюджета) перераспределению расходов.

 

Таким образом, становится понятно, почему в условиях, когда понадобилось срезать расходную часть бюджета 2014 года (из-за экономической стагнации), правительство выбрало меру, настолько напоминающую настоящий секвестр, — попросило все министерства сократить расходы на 5-10 процентов, оставив незначительное место на распределение доходов по кажущимся чиновникам профильным направлениям. Кроме того, инфографика «Ленты.ру» объясняет, почему Минфин в поисках дополнительных доходов обратил внимание прежде всего на пенсии и на госпрограмму вооружений: именно по этим направлениям расходы в последнее время росли существеннее всего.

 

Александр Поливанов
Денис Дмитриев

 

Источник: http://lenta.ru

nike fashion

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"ВАШ ЖУРНАЛ – ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Я ЧИТАЮ И ЛОВЛЮ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО МНОГИЕ ТЕМЫ МЕНЯ ВОЛНУЮТ. И ДАЖЕ ЕСЛИ Я С КАКИМ-ТО МАТЕРИАЛОМ НЕ СОГЛАСНА, БУДУ ОБИЖАТЬСЯ, НЕГОДОВАТЬ – НО ЭТО ПОТОМ, А ПРОЧИТАТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОЧИТАЮ."


Ирина Ежова, главный врач Иркутского городского перинатального центра