
Законодателям Иркутской области предложено рассмотреть возможность снижения транспортного налога для инвалидов и включения их в комиссию по приёмке зданий. С таким предложением к депутату Заксобрания области Андрею Лабыгинуобратился председатель региональной ассоциации некоммерческих организаций инвалидов «Прибайкалье» Сергей Макеев в ходе круглого стола, посвящённого доступной среде в Приангарье.
Иркутская область для инвалидов и для других маломобильных людей – а это и беременные женщины, и мамы с колясками, и пожилые люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями – фактически недоступна, это признают многие. Первые преграды начинаются для большинства в подъездах их домов, необорудованных пандусами, аппарелями, лифтами, и вдобавок ко всему – с узкими дверными проёмами. Следующий этап – преодоление улиц. В Иркутске, к примеру, в последнее время практически везде можно найти пандусы, однако на практике они оказываются недоступны, поскольку, как правило, делают их для галочки. Но даже если колясочнику и удаётся преодолеть на пути все эти преграды, то не факт, что у него получится добраться до места назначения. Особенно, если до него нужно ехать на общественном транспорте.
В Приангарье, безусловно, приобретаются низкопольные автобусы, оборудованные откидными пандусами. Иркутяне, к примеру, нередко ездят на таком транспорте, однако инвалид на коляске в нём – редкий пассажир. Более того, как рассказал Сергей Макеев, однажды на улицах города был проведён эксперимент, в ходе которого выяснилось, что водители таких автобусов не просто не помогают загрузиться колясочнику, а очень часто объезжают его и тормозят в нескольких метрах от остановки. Тоже происходит и со слепыми. Также, по словам Сергея Макеева, в большинстве своём аппарели не работают, а в должностной инструкции шофёров – заметим, речь идёт именно о муниципальном транспорте, – вообще отсутствует строчка о том, что они обязаны помогать инвалидам попасть в автобус.
В условиях такой «транспортной блокады» выход у колясочников один – приобрести личный автомобиль. Однако согласно региональному законодательству транспортный налог колясочники должны выплачивать в стопроцентном объёме. На бумаге, впрочем, предусмотрены некоторые преференции. Так, для автомобилей мощностью двигателя до 100 лошадиных сил налог снижен, но, говорит Сергей Макеев, инвалидам это ничего не даёт. Дело в том, что 100 лошадиных сил – это, например, «Жигули», куда коляске просто нереально поместиться. Таким образом, даже иметь личный автомобиль инвалиду, которому он куда нужнее, чем человеку без ограничения здоровья, – роскошь, учитывая и без того низкий доход большинства людей из этой категории граждан. Именно поэтому Сергей Макеев предложил Андрею Лабыгину подумать о снижении транспортного налога для инвалидов.
Также представители сообщества людей с ограниченными возможностями считают необходимым включить колясочников в комиссию по приёмке зданий. Выбор именно этой категории инвалидов объясняется просто: если колясочнику комфортно будет передвигаться по помещениям, то и всем остальным – тоже. По словам Сергея Макеева, такой принцип успешно действует в Бурятии. При этом инвалид должен быть в этой системе не назначенцем, его нужно выдвигать от общественных организаций. «Это должен быть человек, которому мы доверяем, чтобы это условие не стало формальностью», – пояснил Сергей Макеев. Опираясь на опыт Бурятии, он предлагает закрепить за определённой территорией своего колясочника.
Однако омбудсмен Иркутской области Валерий Лукин не совсем согласился с такой постановкой вопроса. Вернее, он пошёл ещё дальше. По мнению уполномоченного по правам человека, согласовывать с инвалидами нужно сам проект будущего здания. «Строители возводят дома по проекту, потому нужна изначальная экспертиза, – говорит он. – Если проект не будет проработан с учётом норм безбарьерной среды, то его не нужно подписывать и всё».
Вместе с тем некоторые эксперты в ходе круглого стола заявили, что «приспособление окружающей среды к нуждам инвалидов и маломобильных граждан должно быть разумным и не создавать избыточную экономическую нагрузку на все остальные субъекты». Замминистра строительства и дорожного хозяйства Иркутской областиДенис Воронов, например, пытался показать, что выполнение всех технических норм в полном объёме на всей территории региона нецелесообразно.
«Например, если мы сейчас строим в Магистральном (посёлок в Казачинско-Ленском районе – прим. ред.) двухэтажные дома для переселенцев, то они должны быть обязательно с лифтом, следуя полному объёму нормы. В пятиэтажках в Шелехове, которые возводятся для расселения аварийного и ветхого фонда, тоже должны быть лифты и, более того, – дополнительная вентиляция, – говорит он. – Для создания доступной среды для слабослышащих и слабовидящих всё жильё в области нужно оборудовать звуковыми и тактильными устройствами». При этом, продолжает замминистра, увеличится и стоимость жилья. «Это несложно, это прекрасно, это должно быть, но сколько это будет стоить? Всё это будет делаться за счёт покупателей», – подвёл итог он.
Что касается Иркутска, то, по мнению Дениса Воронова, здесь очень многое невозможно сделать доступным реально, потому что так в областном центре сложилось исторически. «Большинство домов здесь приспособить просто категорически нельзя», – считает эксперт. Однако представители мэрии уверили, что, начиная с декабря прошлого года работа по этому вектору ведётся планомерно и методично. Особо властей воодушевляет пример нового дома в микрорайоне Ново-Ленино. По словам специалистов администрации, в нём есть и нормальные пандусы, и хороший лифт, что без труда позволяет всем, кто имеет дело с коляской, а также остальным людям, добраться до пятого этажа.
Кстати, с тезисом, что к организации доступной среды нужно подходить со здравым смыслом, согласился и Сергей Макеев. По его мнению, к этой теме в некоторых случаях нужно подходить точечно и не строить пандусы, например, в школах, где нет ни одного ребёнка-инвалида. Вместе с тем доступную кнопку вызова на социально важных объектах можно было бы установить.
Между тем вполне может статься, что чаяния инвалидов если не о включении их в комиссию по приёмке зданий, то хотя бы о согласовании с ними проектов могут сбыться уже в этом году. С 1 июля на федеральном уровне в силу вступят корректировки норм технического регулирования строительства. Перечень обязательных для проектирования и строительства условий пополнится требованием согласовывать проектную документацию с местным органом соцобеспечения и обществом инвалидов. Денис Воронов в связи с этим отметил, что на сегодняшний день непонятно, с каким из обществ инвалидов в регионе нужно будет это делать.
Оказалось, что выбор у властей будет небольшой. В Приангарье всего лишь три общественные организации инвалидов работают по Уставу, и только в двух есть такая норма, как контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями здоровья.
Nike ИА "Телеинформ"
ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА И ТАЙНА, СВЯЗАННАЯ С ЖУРНАЛОМ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ», НО ТАК ИМ И НЕ РАСКРЫТАЯ, – ЭТО ТАЙНА ВЫЖИВАНИЯ ЖУРНАЛА. У ВАС ВЕДЬ СОВЕРШЕННО НЕТ РЕКЛАМЫ! ДОЛЖЕН ЖЕ БЫТЬ КАКОЙ-ТО СПОНСОР!? ИЛИ НЕТ?
Александр Васильев, бизнесмен