вверх
Сегодня: 14.07.25
12.png

Выборный транзит. Институт сити-менеджмента в Иркутске подбит на взлете

Похоже, ключевых игроков и статистов, задействованных в увлекательном действе мучительных поисков эффективной модели управления Иркутском, которое в конце прошлого года вылилось в феерический общественный перфоманс, вынесло на новый неожиданный поворот. Стоило только утихнуть страстям после отмены Законодательным Собранием Иркутской области прямых выборов мэра и введения института сити-менеджмента, только угомонились яростные противники пугающих инноваций, как тут же на сцену выкатились новые декорации. И теперь все участники должны спешно меняться местами, учить новые роли по ходу действа, но каждый из них утешается тем, что знает, каким будет финал. Финал, в некотором роде, действительно предсказуем, поскольку с уверенностью можно сказать, что после 26 марта этого года у Иркутска будет новый мэр, и вроде все знают даже кто. Приятной или неприятной неожиданностью, сказать теперь уже сложно, стало то, что власть мэра оказывается единоличной, без разделения полномочий, потому что никакого помощника в лице сити-менеджера у него не будет. Иными словами, после всех треволнений, пугающий сити-менеджер списан в утиль, а мэр города будет избираться старым проверенным транзитным способом, как было при советской власти. Транзитные, или непрямые выборы, это когда население выбирает депутатов, а выбранные депутаты из своего числа уже выбирают мэра.

 

— Я слышал, что у вас в Иркутской области произошел фальстарт. В соответствии с новыми веяниями в областном центре ввели двуглавую систему управления, а веяния изменились. На федеральном уровне решили, что эта система себя не оправдывает, поскольку есть немало случаев, когда мэр и сити-менеджер вступают в конфликт, — отметил московский политолог Константин Калачев. — Кроме того, мне кажется, что единовластие в городе лучше в условиях урезания бюджетов, когда нужно оперативно принимать решения при небольшом количестве ресурсов.

 

Называя произошедшее в Иркутске в конце прошлого года фальстартом, Константин Калачев имел в виду то, что утвержденный Законодательным Собранием институт сити-менеджмента потерял актуальность после принятия практически сразу после новогодних праздников депутатами Госдумы законопроекта, который до этого почти год пылился в Госдуме. Законопроект о внесении изменений в два действующих закона — «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — с начала прошлого года рассматривался в нижней палате парламента, однако неожиданно в начале года был принят во втором чтении, через неделю — в третьем. За полторы недели закон прошел Совет Федерации РФ и, не снижая темпов, уже 3 февраля его подписал президент РФ. Столь стремительное принятие нормативного акта, ставшего уже было «консервой», оказалось полной неожиданностью для иркутских законодателей.

 

— Когда 24 декабря подправлялось региональное законодательство и утверждалась поправка Андрея Лабыгина, на федеральном уровне не было никаких предпосылок не принимать такую вариацию, — подчеркнул профессор Иркутского государственного университета, доктор юридических наук Сергей Шишкин. — Только вновь открывшиеся правовые обстоятельства не сломали главного тезиса о том, что прямой выборности не будет.

 

Вот это как раз и самое важное, что не дает оснований считать все произошедшее в Иркутске фальстартом. Иными словами, обсуждение пугающего института сити-менеджмента свое дело сделало. Оно стало поводом для общественной дискуссии об отмене прямых выборов мэра и переходным этапом к так называемой транзитной выборной схеме. Так или иначе, с сити-менеджером или без него, сути дело это не меняет.

 

Неожиданный поворот

Так каковы же они, эти «вновь открывшиеся правовые обстоятельства»? Самое главное из них - это то, что федеральный законодатель неожиданно для всех изменил правила игры, предложив регионам более эффективную модель управления, напоминающую принцип формирования исполнительного комитета городского Совета народных депутатов. При ней мэр, как в случае с институтом сити-менеджмента, избирается из состава думы, что позволяет избежать непредсказуемых результатов всенародных выборов, но при этом наделяется функциями главы администрации, что исключает конфликт между мэром и сити-менеджером. То есть, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Новые поправки в федеральный закон предлагают региональным законодателям не мудрить с малоизученными конструкциями, а воспользоваться проверенной схемой председателя горисполкома. И сразу все аргументы о том, что сити-менеджер — это завхоз, а мэр — это политический деятель, становятся неактуальными. Председатель горисполкома, как помнится, всегда был завхозом.

 

Депутаты Заксобрания оказались легки на подъем и на ходу бросились рвать подметки, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что зря они свой хлеб жуют. Преимущества, которые дают новые федеральные поправки, ими были крайне быстро оценены, и уже в день их публикации, 6 февраля, группа депутатов внесла в Законодательное Собрание Иркутской области новый законопроект, отменяющий только что введенную должность сити-менеджера. С законодательной инициативой выступила фракция ЛДПР.

 

— Мы предложили внести изменения в областной закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», — рассказал «МК Байкал» руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании региона Олег Кузнецов. — Суть этих изменений в том, чтобы мэр города избирался из числа депутатов и он же исполнял полномочия главы администрации. В случае избрания мэром депутатские полномочия кандидата прекращаются, и он руководит городом.

 

По мнению Олега Кузнецова, эта модель управления Иркутском позволит устранить двоевластие, которое возникает при использовании модели управления городом с участием сити-менеджера. «Есть масса примеров, когда мэр и сити-менеджер как руководители не находили точки соприкосновения, — подчеркнул парламентарий. — Предложенная нами модель дает возможность руководителю города избежать конфликтов и полностью посвятить свое время решению хозяйственных проблем».

 

Между тем сторонники введения в Иркутске сити-менеджмента ранее настаивали на том, что городу необходим отдельный руководитель, который не будет заниматься политикой, а углубится только в городское хозяйство. Новая модель не предусматривает такой должности. «Здесь нет противоречия, — уверен Сергей Шишкин. — В действующем Уставе города функции главы муниципалитета и руководителя администрации и так разделены. Сити-менеджер у Иркутска будет в любом случае, только в команде мэра, и называться его должность будет вице-мэр, или первый заместитель главы города».

 

Сам автор областного закона о введении в Иркутске института сити-менеджмента отозвался о новом законопроекте сухо, но одобрительно. «Я думаю, что любое предложение имеет право на жизнь. Раз федеральное законодательство позволяет, то почему нет?» — отметил в телефонном разговоре с корреспондентом «МК Байкал» Андрей Лабыгин.

 

Справедливости ради стоит заметить, что новые поправки в закон о местном самоуправлении оставляют широкое поле для маневра. Они не обязывают принимать горисполкомовскую модель как единственно верную, а предлагают, если законодатели субъекта сочтут необходимым применить и прямые выборы, и институт сити-менеджмента, и еще одну гибридную модель, когда кандидат на должность главы города утверждается думой по представлению специальной конкурсной комиссии, члены которой предлагаются губернатором. Иными словами, всего четыре варианта на выбор: прямые выборы, непрямые выборы, мэр и сити-менеджер и просто сити-менеджер без мэра в роли главы муниципалитета. Однако в том, что смена власти в Иркутске в марте этого года произойдет именно по горисполкомовской модели, эксперты не сомневаются.

 

Незыблемые правила

Возникшие на фоне этого сложного и запутанного юристами процесса спекуляции на тему того, что отмена прямых выборов мэра и избрание главы муниципалитета из состава думы потребуют роспуска городского парламента, несостоятельны. Как пояснил «МК Байкал» эксперт по вопросам организации местного самоуправления, пожелавший остаться неназванным, роспуска представительного органа не потребуется. «Участие аппарата думы и депутатов в построении модели управления городом не влияет на правовой статус думы, — подчеркнул юрист. — Единственное, при новой модели мэр будет избран из числа депутатов, после чего он потеряет свой мандат, значит, выборы в думу пройдут по одному округу, чтобы заменить того депутата, который стал мэром».

 

Не рассматривают специалисты всерьез и споры о том, когда должен быть избран новый руководитель Иркутска. «Действующий мэр областного центра Виктор Кондрашов вступил в свою должность 26 марта 2010 года, следовательно, в марте этого года его полномочия закончатся. Возможно, он еще несколько дней пробудет в должности исполняющего обязанности мэра, но избрание нового главы муниципалитета должно пройти ориентировочно тогда же, в конце марта», — подчеркнул эксперт.

 

До этого срока Законодательному Собранию региона предстоит рассмотреть законопроект о новой модели управления городом, что предполагается сделать уже на ближайшей 21-й сессии областного парламента 18 февраля. После этого у аппарата думы останется совсем немного времени для того, чтобы провести общественные слушания и подготовить изменения в Устав города.

 

— Думаю, аппарат думы с этим справится, — отметил Сергей Шишкин. — Надо понимать, что мы сейчас оказались среди прочих городов наиболее подготовленными, продвинутыми в теме транзита полномочий. Независимо от модели управления у нас уже есть набор комбинаций, управленческие полномочия и правильный набор игроков на местной авансцене. И у первого лица областного центра в любом случае будет три степени ответственности — перед населением, которое избрало его в думу, коллегами по городскому парламенту, наделившими его полномочиями главы города и муниципалитета, и, не будем лукавить, перед губернатором области.

 

Nike Илья Новиков

МК Байкал

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Ваш журнал не для любителей балов и гламура, а для интересующихся и думающих. К людям, которые говорят неудобную правду - к таким, как вы и ваши авторы, я отношусь очень уважительно. И сама, признаюсь, так не умею. Не всегда умею.

 

Лариса Егорова, депутат Думы г. Иркутска