вверх
Сегодня: 06.10.24
15.png

Журналы

Бальный десант или Наши люди в Вене

 

 

 Вена – один из самых дорогих городов Европы. Если не самый дорогой. И коль уж вы действительно собрались на бал, нужно быть готовым выложить не меньше 250 евро за каждый входной билет, а ещё примерно 20 тысяч рублей стоит самолет туда-обратно плюс проживание, бальные туалеты – тоже не дешёвые, индивидуально пошитые. Зато вас ждут роскошные дворцовые залы, музыка, пышные платья, фраки и фиакры… Одним словом – сказка! И эта сказка стала былью для обычных иркутян, живущих на обычную зарплату. Потому что они очень хотели осуществить свою мечту. Очень старались!

 

 

На первый взгляд супруги Ореховы ничем не отличаются от обычных жителей Иркутска. Александр – физик-компьютерщик, преподаватель компьютерных дисциплин. Юлия – историк, научный сотрудник Музея истории города Иркутска. И все же назвать супругов Ореховых обычными иркутянами можно лишь с натяжкой. Наряду с основной работой, Александр и Юлия Ореховы уже давно и профессионально занимаются бальными танцами ушедших эпох, руководя творческой студией старинного танца Antiquo More. Стремясь возродить бальные традиции, они активно изучают их на практике – в том числе и за рубежом.

 

 

Вот он, иркутский десант, собирающийся штурмовать австрийскую столицу – с кофрами наперевес. В кофрах, естественно, бальные наряды. Дебютировать на венских балах поехали не только опытные студийцы – но и совсем начинающие. Кстати сказать, именно начинающим пришлось вложиться в эту поездку по полной программе. У студийцев со стажем костюмы уже были – а новеньким пришлось шить бальные наряды в срочном порядке. Если учесть, что сшить бальное платье или мужской фрак стоит не менее 20 тысяч рублей (а их надо иметь ещё и разные для разных балов), – затраты были немалые. Но оно того стоило – впечатления все получили незабываемые! Жаль только, что всё хорошее быстро заканчивается. Один из участников, видимо, так не хотел уезжать, что улетел домой без своего бального костюма. Не иначе – специально забыл, чтобы был повод за ним вернуться…

 

Мысль съездить в Вену на танцевальную неделю зрела у Ореховых уже давно. Вопрос был в том, чтобы выбрать подходящий бал. Ведь большинство венских балов рассчитаны на туристов, которым достаточно не сбиваться с такта на счёт «раз-два-три» и соблюдать несложный дресс-код в плане вечерних туалетов. То есть сначала пары кружатся под звуки вальса, а потом начинается банальная дискотека. Иркутянам же хотелось посетить такой бал, на котором можно было бы встретить единомышленников, всерьёз изучающих старинные бальные танцы. И они нашли то, что искали, на балах, которые уже полтора десятка лет организует преподаватель музыки из Вены профессор Ханнелоре Унфрид. (фото 019)


Общее количество участников было примерно человек пятьдесят. Профессии и социальный статус – самый разный. Почти все были старше, чем любители бальных танцев из Иркутска. Некоторые увлеклись старинными танцами уже в достаточно солидном возрасте. А кто-то танцует всю сознательную жизнь – захватывая в эту орбиту и своих детей. Так, среди участников были родители, приехавшие вместе со своими взрослыми дочерьми (которым уже было тоже далеко за 30). И в этом нет ничего особенного. Это у нас балы – аттракцион, «ах-ах-ах» и большие глаза. А у них это – давно уже норма. Народ прибыл отовсюду – из Швейцарии, Англии, Германии, Голландии, Норвегии, Франции, Финляндии, Словакии, Чехии и, конечно, из Австрии. Так сказать, активная международность…

 

«Учиться, учиться и учиться!» Если кто-то думает, что танцоры из Иркутска ехали в Вену только с упоением покружиться в соответствующем антураже, – он ошибается. До того как надеть свои бальные туалеты, им пришлось целую неделю до седьмого пота трудиться на тренингах. Как и всем остальным участникам, впрочем. На балы профессора Унфрид приглашают только по чьей-то личной рекомендации, дилетантов там не встретишь. Зато потом иркутян ждали несколько незабываемых танцевальных мероприятий в стилистике Вены XIX века – в традиционных «бальных» местах, под «живую» музыку.

 

Теперь поскорее навести красоту – и вперёд! Хорошо было дамам в былые времена: на бал им помогала собираться целая армия модисток и камеристок. А тут всё приходится делать собственными руками – и наряд, и макияж, и причёску. Ничего, где наша не пропадала!

 

Таких вот настоящих английских аристократов можно было встретить на Малом балу в театре Йозефштадт. Ничего удивительного – это самый старинный театр Вены, его сцена помнит Бетховена, Вагнера и Штрауса! И почему это европейцы не боятся использовать исторические интерьеры в практических целях (что, кстати, даёт им финансовую возможность поддерживать эти интерьеры в идеальном состоянии!), а у нас полюбоваться на старину можно лишь в музеях – и в целлофановых бахилах?..

 

Обычно на бал добираются в фиакрах. Но нанять свободный фиакр в разгар венского бального сезона оказалось делом затратным. Поэтому иркутяне нарядились в пансионе, где жили, – и поехали на бал… в трамвае. Местное население не слишком удивлялось. В это время атмосфера в городе совершенно особая, карнавальная – и на улицах нередко можно встретить дам и кавалеров в роскошных вечерних нарядах.

 

А вот иркутяне приехали на Большой бал во дворец чешских аристократов Даун-Кински. Это известный и поистине великолепный дворец Вены эпохи барокко – одна парадная лестница чего стоит! Похоже, дамы почувствовали себя Золушками, приехавшими на королевский бал, – и слегка оробели?..

 

Как и положено, порядок танцев на балу был известен заранее. В соответствии с бальным этикетом, все приглашения на танцы гости расписывали в специальных блокнотиках – «карне», которые потом достались всем участникам в качестве сувениров.

 

В былые времена у девушек, пользующихся успехом среди кавалеров, все танцы были расписаны задолго до начала бала. А дурнушки, увы, могли протомиться весь вечер в одиночестве и унести домой свои «карне» девственно чистыми. Впрочем, хозяева балов старались следить за тем, чтобы гости не скучали – и порой обеспечивали таким девушкам партнёров для танцев в «добровольно-принудительном порядке». Вспомните бал из фильма «Летучая мышь» – та ситуация была вполне реальной!

 

Что танцевали? Да всё, что обычно танцевали на венских балах позапрошлого века: экосезы, вальсы, польки, кадрили… Французская кадриль, кстати сказать, давалась в «венском» варианте – на музыку Иоганна Штрауса.

 

 

Все гости с удовольствием отдавали дань одной из венских традиций: после бала – роскошный ужин. Представляете, в венских кафе есть специальные таблички, которыми резервируют столы именно для участников балов! Роскошными были не только ужины, но и общение. Хотя остальная публика говорила в основном на немецком языке, представители Сибири со своим английским никакого языкового барьера не ощущали.

 

 

Одно из мероприятий для «бальников» было посвящено парку Пратер – самому старинному парку развлечений в Европе. Иркутяне прокатились на колесе обозрения (оно тоже в Европе самое старинное!). Там не кабинки, а подвешенные вагончики. Заходишь в вагончик – и всё время, пока колесо делает оборот (примерно 40 минут), стоишь у окна и любуешься видами Вены. Либо сидишь на лавочке (но это для тех, кого укачивает). Потом иркутяне сходили в музей парка Пратер. По другим музеям тоже походили. Были во дворцах Хофбург и Шёнбрунн, поднимались на Дунайскую башню, откуда видно всю Вену… И, конечно, не могли не посетить Венскую оперу. Билеты на «Русалку» Дворжака можно было купить за час до начала – всего за 3 евро. По такой цене, правда, продаются только «стоячие» места; «сидячие» стоят на порядок дороже, и их раскупают заранее. Но то, что пришлось наслаждаться оперой стоя, удовольствие нисколько не уменьшает.

 

Доступна ли такая поездка рядовому бюджетнику? Доступна, если захотеть. Всё дело в приоритетах. Конечно, тематическое путешествие обойдётся подороже какого-нибудь типового тура в Турцию или Таиланд. Но и впечатления – гораздо более ценные. Во всяком случае, Ореховым и их единомышленникам так кажется. Кстати сказать, подобные исторические балы проходят ведь не только в Вене, но и в других городах и странах Европы. Иностранные коллеги и друзья иркутских танцоров их туда активно зовут. Так что будем ждать от наших путешественников новых фоторепортажей! 

 

Вдохновлялась и нас вдохновляла

 

Лариса Миронова



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук