вверх
Сегодня: 06.10.24
11.png

Журналы

Этнобит: Сделаем мир звонче!

 

 

 

Я давно за ними слежу! Из зрительного зала… И всякий раз удивляюсь тому, в каком необычном виде вновь и вновь предстают «этнобитлы» перед публикой: самые неожиданные симбиозы почти со всеми известными иркутскими и не иркутскими группами, выступления в самых разных условиях – и в академической филармонии, и на байкальских фестивалях. А в марте ребят можно будет увидеть среди льдов и гигантских торосов Малого моря. Кажется, что они могут всё! Наше интервью было для руководителя и вдохновителя школы этнической перкуссии «Этнобит» Наташи Власевской третьим за день, и, несмотря на это, она излучала мощные флюиды бодрости. Мы встретились в чилаут клубе «Этнобит», который уже стал для коллектива и домом, и местом, где они проводят самые яркие в городе этновечеринки. После морозной улицы сразу же захотелось спросить:

– Это от недостатка тепла и солнца вы играете на таких знойных инструментах?

– Возможно. В нашем интересном климате – не хорошем и не плохом, просто интересном – зима слишком длинная, и хочется чего-то такого драйвового. И, наверное, нам удаётся создать свой собственный микроклимат. Бывает, только начинаешь играть на каком-нибудь инструменте – и сразу раздаются возгласы: ещё, ещё, пожалуйста!

– Там, где проходит концерт «Этнобита», всегда хорошая погода и совсем другие широты?

– Это, конечно, громко сказано! Мне просто кажется: то, что мы делаем – это хорошо! Потому мы этим и занимаемся.

– У «Этнобита» есть своя школа. Что это? Просто школа или группа единомышленников? Какие ценности вас объединяют?

– Изначально это действительно была школа, у нас были занятия, люди хотели изучать инструменты. Но со временем всё превратилось в такой социум, где люди находят друг друга, начинают общаться, обзаводиться друзьями и даже спутниками жизни. У нас есть примеры уже трёх успешных свадеб, представляете? Одна из них была особенно яркой, свадьба Кости и Насти Токарских, которые познакомились на наших занятиях. На свадьбу были конечно же приглашены артисты из «Этнобита», мы играли для них и вместе с ними, а ещё у нас был такой экшен, когда молодые давали клятву на барабане. Музыка их связала на всю жизнь – как в известной песне. Кстати, совсем недавно у них родилась дочь.

– Как романтично!

– Да, и основная наша общая ценность – любовь к музыке. Очень здорово, когда у человека есть возможность проявить себя

– Можно ли сказать, что во время игры вы переходите в какое-то другое состояние сознания?

– Вполне возможно. Общество ведь у нас сейчас такое всё информационное. Телевизор, радио, Интернет – огромное количество информации, а мозгу нужно успевать её перерабатывать и обязательно какое-то время отдыхать. Не каждый человек способен отключиться, чтобы дать мозгу всё переварить. А во время игры человек ни о чем мирском не думает – это происходит автоматически, ведь невозможно играть и думать о том, что у меня дома утюг включён и не постирано, а на работе нужно срочно отчёт какой-нибудь сдать.

– Так вот в чём секрет «Этнобита»! Вы помогаете людям подняться над обыденной реальностью, над рутиной.

– Наверное, да, создаём такой небольшой, но качественный отдых. Ведь ритмы и ударные инструменты существуют давно, они есть во всех культурах. Первое, что слышит человек, когда он в утробе матери, – это биение её сердца. В нашей природе уже заложена чёткая пульсация. И я вижу глаза людей, когда мы выступаем, у многих меняется выражение глаз – в них появляется блеск. Буквально на прошлой неделе у нас был барабанный круг, и там были люди, которые в первый раз играли на инструментах, а после занятия мы делились впечатлениями. И вот один из участников сказал, что ему было очень здорово, ему показалось, что он совершенно в другой стране, как будто съездил куда-то в отпуск, смог расслабиться, смог отключиться от каких-то текущих проблем. А другой участник открыл для себя в игре на барабанах новый способ отдыха без допинга – вот это, мне кажется, тоже важно.

– А человек, который совершенно без слуха, без голоса, который никогда ни на чем не играл, он может к вам прийти?

– Таким людям в первую очередь нужно приходить. Когда человек приходит в первый раз на занятие, вначале он может играть очень хаотично, но ведь у всех есть уши, даже если человек плохо слышит, он чувствует вибрации. Если вибрации гармоничные и ровные, то человеку становится приятно, и он начинает автоматически к ним стремиться. И если вначале каждый играет что попало, то потом мы показываем: вот смотрите, можно и так – и тут уже включается какой-то естественный механизм, и люди сами стремятся к этой гармонии.

– Ваши барабанщики вошли в сотню уникальных людей Иркутской области, как вам это удалось?

– Да, мы два раза побывали в Книге рекордов Иркутской области. В 2011 году мы попали туда в номинации «Первая музыкальная композиция, сыгранная на льду Байкала». Это наша гордость! Люди, конечно, играют давно на льду, но мы первые, кто это записал, сделал композицию и выложил в Интернет. И сейчас наш ролик собрал больше миллиона просмотров, а перед Новым годом 5 канал, Петербургский, делал обзор самых интересных видео России – и наш ролик оказался на втором месте по популярности. А второй раз мы попали в эту книгу с нашим Chill out клубом «Этнобит» как первый в Иркутске этночилаут клуб.

– С каким рекордом планируете в третий раз попасть в эту книгу?

– Мы не планировали ни в первый, ни во второй раз. Мы просто делаем то, что нам нравится, и очень здорово, что это находит отклик в сердцах наших сограждан.

– На чём вы еще играете, кроме барабанов и льда?

– Играть можно на всём абсолютно. У нас больше двухсот наименований инструментов, очень много разных барабанов. Разная мелкая перкуссия, огромное множество этнических инструментов, например тот же самый варган. Вот лично я когда-то ещё играла на баяне. Легко можем играть на столе, на стуле – на чём угодно. А в первую очередь – на себе. Самый идеальный инструмент – это человеческое тело.

– Какие части тела наиболее музыкальны?

– Все, особенно руки и ноги. У нас есть даже такое направление в школе – телесная перкуссия.

– Чем больше тело, тем музыкальнее получается?

– Нет, это никак не коррелируется! Вот недавно мы делали номер со столом и ручками. (Наташа берет мою шариковую ручку и начинает выстукивать ею по столу зажигательный ритм.) Можно играть на кружках, на ложках. Я даже дома картошку мою в ритм: бульк-щик-щик-щик-бульк-щик-щик.

– Это уже профессиональная деформация называется?

– Ты знаешь, когда я где-нибудь нахожу интересный ритм, чтобы он оставался у меня в голове, его нужно периодически отрабатывать. И, получается, неважно, чем ты занимаешься. Можно идти по улице в этом ритме, можно, сидя в пробке, стучать себя по бедрам, по коленкам, по сумочке.

– В «Этнобите» заниматься очень удобно, потому что инструмент всегда с тобой!

– Да, но не всё так просто, например, у нас есть дарбука, там техника очень специфичная, больше задействована мелкая моторика, пальцы, кисти. Есть джембе, здесь больше работают предплечья, шире движения. Нужно не просто стучать, а делать это красиво. Каждый инструмент требует своей специальной техники игры.

– А ведь с помощью ваших инструментов, наверное, можно изучить географию практически всего мира?

– Да, всё началось с арабских инструментов, с дарбуки, турецкой и египетской. Затем появилась центральная Африка, джембе. Интересно узнавать культуру какого-нибудь народа, замечать музыкальную связь совершенно разных уголков мира, где непостижимым образом существуют одинаковые инструменты и одинаковые ритмы. Есть очень популярные ритмы, известные под разными названиями во всех культурах. А ещё у нас есть инструменты из Австралии, из Бразилии, Испании, недавно нам привезли с Гоа вувузелу. Отовсюду, где бываем мы и наши друзья, у нас появляются новые инструменты. Как-то я шла по побережью острова Самет в Таиланде. И заметила что-то непонятное в руках местного жителя, нечто похожее на барабанчик. Я подошла, на ломаном английском спросила его, что это такое. Он объяснил, что это барабан, который смастерил его друг, но он, правда, ничего с ним сделать не смог, зато инструмент был очень красивый. Я, конечно, попросила посмотреть. Поиграла немного, и после этого он наотрез отказался забирать свой барабан! Он смотрел на меня большими глазами и говорил: заберите его, пожалуйста, – у вас в руках он живет! Иногда и таким образом пополняется наша коллекция. Ведь, действительно, чтобы инструмент жил, на нем нужно играть.

– А сами вы делаете барабаны?

– Да, у нас есть мастер, Сергей Прутян делает дарбуки, шейкеры, кахоны. К тому же он «барабанный доктор». Его золотые руки починили большое количество наших инструментов. А ещё Сергей делает хорошие бубны для шаманов. Для этого он прошёл мастеровой обряд у бурятских шаманов, во время которого в прямом смысле целовал раскаленное железо.

– Сколько приходится убить коз, чтобы хватило на перетяжку дарбуки?

– Сами мы, слава богу, никого не убиваем. Сергей договаривается с нашими фермерами, просит оставлять для него кожу, когда идёт заготовка мяса. В Африке есть поверье, что для барабана можно использовать только естественным образом умершее животное. Считается, что когда инструмент готов, в первую очередь нужно обратиться к духу этого животного и сказать ему спасибо.

– А во Вьетнаме, где я, как самый настоящий группи, которые ездят вместе со своими кумирами по гастролям, оказался с вами, как всё выглядело со сцены? В зале было жарко!

– Приём был потрясающий! У нас во Вьетнаме было несколько концертных выступлений и участие в фестивале «Золотой лотос». Каждый раз мы чувствовали большую отдачу и тепло. Первый концерт у нас прошёл в консерватории города Хюэ. Мы выступали вместе с делегацией острова Ольхон, с профессиональным пианистом Владимиром Волченко и Николаем Николаевым, известным на острове аккордеонистом. Мы представляли русскую музыкальную культуру, а играли, как это ни странно, на арабских и африканских инструментах, хотя был у нас один номер и на традиционных русских ложках. Было очень интересно наблюдать, как сразу же, с первого номера, все зрители достали свои мобильники и начали нас снимать. В конце выступления у нас есть момент, когда мы взаимодействуем с публикой, просим нас поддержать хлопками или ещё каким-нибудь образом. И когда мы дошли до этой стадии, мы почувствовали потрясающую энергетическую волну. Во многом потому, что публика была подготовленная, профессиональная, все попадали в ритм. Вообще, вьетнамский язык очень музыкальный, у всех очень хороший слух, все отлично поют.

– Да, я тоже это заметил!

– На концерте в Лингвистическом университете города Дананг после нашего выступления студенты, изучающие русский язык, настолько впечатлились, что тут же нашли в Интернете караоке песни «Барабан был плох, барабанщик – бог» и исполнили для нас. Эмоции невозможно передать словами! Это было первое наше заграничное турне, и очень удачное. Теперь мы собираемся в Турцию на мастер-классы по игре на арабской дарбуке у всемирно известной исполнительницы Роки Данзигер и её учителя Буньямина Олгунджана!

– Какие у «Этнобита» стратегические и тактические планы?

– Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах! Мне очень хочется, чтобы было больше людей, которые могут качественно играть, которые понимают, как важно слышать все вокруг. Если серьезно, из ближайших важных событий – открытие фестиваля ледовой музыки Baikal Ice Music в начале марта в столице острова Ольхон, посёлке Хужир. Наше популярное видео в Интернете послужило катализатором создания этого фестиваля. Комментарии к клипу разделились: процентов восемьдесят писали – ребята, это здорово, гениально, супердрайвово, а двадцать процентов говорили, что это всё неправда, это подставленные звуки барабанов, это не лед, – короче, что это всё фэйк. Такие комментарии очень сильно нас задели, поэтому мы и решили, что люди должны тоже попробовать сами поиграть. Как раз к началу марта образуются достаточные торосы и нагромождения льда, чтобы можно было хорошо звучать, к тому же есть ледяные пещеры, в которых отличная акустика.

А в прошлом году наш фестиваль вошел в Зимниаду. И вот это наше видео делегация от Иркутской области возила на выставку в Германию, где оно произвело фурор. Грядущий фестиваль продлится больше месяца, он будет международным, в прошлом году с нами на Байкал ездили музыканты из Камеруна, Франции, Германии, а в этот раз с нами поедут ещё и вьетнамцы. Суть фестиваля в том, что каждый человек может приехать на Байкал, найти торосы и поиграть, записать свою музыку и прислать нам. А наша задача – показать людям, что это доступно, интересно, тем более что зимой на Байкале очень красиво. Закрытие фестиваля пройдет в конце апреля, к этому времени мы систематизируем и опубликуем записи всех участников. Может быть, мы даже проведем голосование за лучшую работу и наградим победителей.

– Вы бьёте в барабаны, и не только в барабаны, с 2006 года, что вас вдохновляет?

– Обратная связь. Когда я только начинала заниматься на барабанах, у меня был непростой период в жизни. Я защищала диплом, и у меня только родился ребенок. А все знают, что маленький ребенок в семье – это зачастую недосыпание, от этого многие впадают в депрессию. А мне было достаточно один раз в неделю сходить на занятие, чтобы зарядиться позитивом и чувствовать себя хорошо. И в результате я с отличием защитила диплом на архитектурном факультете, а ребёнку сейчас уже семь лет, и он почти ровесник иркутского «Этнобита». Я почувствовала, что игра на барабане по-настоящему гармонизирует пространство, у людей появляется блеск в глазах, причем это совершенно не зависит от возраста или национальности.

 

Да, соглашусь! Когда получаешь удовольствие от своей работы, это сразу же видно и очень заразительно влияет на окружающих. Так и во мне после разговора с Наташей проснулись первобытные инстинкты, и меня потянуло к барабану. А ещё Наташа заверила меня, что гамак, висящий в клубе, обязательно выдержит мой вес, так что я забрался в этот гамак и представил, что я австралийский абориген. Гамак слегка покачивался и уносил меня все дальше и дальше, уходить отсюда совершенно не хотелось. Наверное, то же самое чувство пробуждения естественной гармонии испытывают гости клуба и посетители концертов «Этнобита».

 

 

 

 

 

 

 

Роман Миролюбов

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Другие материалы автора

«СВОБОДА СЛОВА И ПЕЧАТИ» – ВОТ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА ДЕРЖИШЬ В РУКАХ ЖУРНАЛ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ». ИНОГДА ДАЖЕ МОГУТ ПРОБЕЖАТЬ МУРАШКИ ПО КОЖЕ ИЛИ ВСТАТЬ ДЫБОМ ВОЛОСЫ, КОГДА ЧИТАЕШЬ СТАТЬИ ИЛИ ИНТЕРВЬЮ. ПРИЯТНО ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ ЛИЦА ДРУЗЕЙ, ИНОГДА УЗНАЕШЬ О НИХ МНОГО НОВОГО И НЕОЖИДАННО ИНТЕРЕСНОГО.

Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер,
директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK