вверх
Сегодня: 17.09.24
14.png

Журналы

Заповедник Игоря Губарева

 

В этом человеке когда-то уживались и музыкант, и звукорежиссер. Потом второй поборол первого. По крайней мере, основным занятием для него стала все-таки звукорежиссура. Хотя, поди, по большому счету, разберись – где кончается профессия музыканта и начинается – звукорежиссера. Или наоборот…

Судьба забросила Игоря в Германию, когда он был ещё школьником. Там он начал ходить на рейвы – музыкальные тусовки – подпитываться, так сказать, от европейской музыкальной культуры. И оттуда, вместе со своим другом Павлом Поляковым в начале 90-х привез в столицу Восточной Сибири настоящую электронную музыку. Это было то самое старое бодрое техно. Потом устроился звукорежиссером в Иркутскую государственную телерадиовещательную компанию, получив возможность не только заниматься любимым делом, но и жить им.

Много с тех пор сменилось музыкальных направлений и течений, и он помогал представителям буквально каждого из них: от попсовиков до бардов, от панков до рэперов. И помогал потому, что музыка для него – главная цель в жизни, а местные музыканты – обитатели некоего заповедника. Заповедника, которого нет на картах, но границы которого ощущаются…

 

 

 



В Германии, школьная группа

 

 

Иркутская субкультура...Или СУПкультура?

 

 

Заповедником я местную музыкальную среду называю потому, что это такая закрытая территория, –рассказывает Игорь. –Группы и исполнители самодостаточны именно на этой территории, им хорошо здесь. Хотя сами музыканты иногда говорят: «Болото, вот мы сейчас альбом запишем и поедем в Москву. А там…» А когда начинают в этом направлении работать, над этой задачей – всё рассыпается. Надо быть очень сильным и пробивным, чтобы уехать туда и остаться самим собой.

 

– Значит, вы считаете, что у иркутских музыкантов, в принципе, есть свое лицо?

 

– Конечно, и это лицо в ряде случаев, надо сказать, вполне симпатичное. Другое дело, что с таким лицом не пускают в коммерческую музыку.

 

– А что так? Почему?

 

– Потому что лицо артиста сегодня ценится все меньше и меньше – в отличие от задницы. А задницами, согласитесь, не все хотят торговать. А ещё меньше людей – реально могут. Так что иркутская музыкальная среда – она, как в скороварке, варится сама собой, сама в себе. И не выходит за пределы нашей области и местной субкультуры.

 

 

– Тогда уж СУПкультуры. Так будет точнее!

 

– Пожалуй. В общем, все это неплохо и даже, быть может, хорошо. Правда – лишь для местных слушателей.

 

– А какие из местных групп близки вам лично?

 

– Я бы не ставил так вопрос – близки. Дело в том, что профессия звукорежиссера накладывает некоторый отпечаток на отношение к музыке. Скорее, можно поставить вопрос следующим образом: какие группы и исполнители среди множества заслуживающих внимания чем-то интересны мне.

 

– Ну пусть так!

 

– Бардовская школа достаточно интересна. Группу «Триакум» отмечу, она в 91–92 годах была. Еще есть такая достойная группа, как «Млечный путь», хотя она уже много лет играет и кажется несколько закостеневшей в своем стиле, остановившейся в развитии. Была классная группа «Дом на асфальте» – ее идейный вдохновитель и автор песен Дмитрий Боровиков год назад трагически погиб в автокатастрофе. Есть «130-й квартал». Очень хорошая группа и могла бы выстрелить в столицах, наверное. Другое дело, что в Москве сейчас в музыкальном смысле творится такое, что иначе как ужасом не назовешь. Если они туда уедут, то, скорее всего, потеряются, рассыплются на молекулы, будут каждый сам по себе.

 

– А почему вы не вспоминаете «Самолет денег»? Это ж одна из самых популярных в Иркутске вроде бы групп?

 

– Кое-что из «Самолета денег» нравится, но они превратились сейчас в группу одной песни. Сейчас на концерты не хожу – просто физически не хватает на это времени. На Дениса Мацуева вот сходил, и то – больше по работе.

 

– Ну то есть, на ваш взгляд, есть куда сходить-то в Иркутске – послушать музыку?

 

– В Иркутске представлены почти все музыкальные направления. И, на мой взгляд, они отличаются от канонических представлений об этих направлениях. И у нашего рока, и у попсы, и у джаза, и какого-нибудь нью-эйджа присутствует свой иркутский или сибирский акцент. И это надо ценить. Это объективно ценно.

 

– А в общероссийском масштабе это может иметь ценность?

 

– Не знаю. Вряд ли. Можно этой музыкой заинтересовать Улан-Удэ, отчасти Новосибирск. Но если попытаться поставить это на коммерческие рельсы, тем более в масштабах страны, слишком много противоречий возникает.

 

– Одно противоречие мы уже выяснили: между лицом и… мягким местом. А еще какие?

 

Попытки заработать на таких коллективах регулярно проваливаются, потому что слушатели, целевая потребительская аудитория – студенты и подростки с пустыми карманами. Более состоятельная, денежная аудитория слушает другую музыку, полуподпольные и полуподвальные группы её мало интересуют.

 

– То есть пока не изменятся вкусы большинства, меньшинству не на что рассчитывать в Иркутске?

 

– Это же не только в Иркутске. Так происходит повсюду. Либо вы ориентируетесь на большинство, создаете в угоду ему, «на потребу дня» – и получаете шанс приобрести нечто с точки зрения материального благополучия. Либо – играете и поете свое, сакральное, выстраданное, занимаетесь чистым творчеством и самореализуетесь, но практически лишаетесь шансов на материальный успех. Вернее, вверяете себя Судьбе, а там – повезет или не повезет… Хочешь что-то получить, значит, будь готов отдать!

 

– Но в заповеднике, как в любом особом пространстве, должно же быть и особое отношение к музыкантам? Разве нет?

 

– Должно. И, в принципе, музыкантов холить и лелеять надо. Потому что всё в основном делается на голом энтузиазме. И это само по себе дорогого стоит.

 

– И вы в бытность свою музыкантом делали на голом энтузиазме?

 

– Не хотелось бы героизировать собственную роль. Наш дуэт с Павлом Поляковым назывался «Чёрно-белые снимки детей и торжеств», мы жили так, как хотели, играли ту музыку, которая нам нравилась. И мы стали первыми иркутянами, развивавшими здесь такие направления как хаус, техно, брэйкбит и так далее.

 

 Павел Поляков

 

– До вас было чистое поле или там уже грохотали какие-нибудь... панки?

 

– На поле были рокеры и эстрадники. Самым известным рокером был Вадим Мазитов, а эстрадники лабали по кабакам тогдашнюю попсу. И были ещё барды, где-то далекоооо – у костров, как эдакая параллельная вселенная.

 

– И как народ реагировал на ваше творчество?

 

– Ну, как реагировал... Для многих это был вынос мозга. Другие просто косо смотрели.

 

– Нормальная, словом, реакция?

 

– Наверное. Хотя в Европе эта отрасль в музыке уже вовсю развивалась в то время. Была придумана и произведена уйма всякой аппаратуры, часть из которой, естественно, была у нас и занимала полквартиры. Все это стоило огромных денег, и, соответственно… Есть было нечего. Не на что. Две картошины, банка консервов – вот вам и обед. А выступали достаточно интенсивно – в первых местных клубах: «Клетке», «Пятом углу», «Хаус-кафе». Постепенно нас начали узнавать и звать на какие-нибудь дни рождения, и это было спасением. Все хотели с нами общаться, а мы просто ели. Да даже не ели – жрали! Кстати, на одном из таких дней рождения я и встретил свою будущую супругу.

 
Обложка альбома

 

– И первой фразой, наверное, было восклицание: «Худенький-то какой...»?

 

– Нет, в тот вечер до разговоров дело не дошло, но произвести на неё впечатление мне удалось... В общем, жили мы такой музыкальной жизнью с 1992 по 2000 годы.

 

– А потом что? Кончился музыкальный запал?

 

– Просто обзавелся семьей, появились детишки. А еще обнаружились другие заботы, и времени для творчества стало катастрофически не хватать. Хотя второй участник «Черно-белых снимков» продолжает активно заниматься музыкой. Его детище называется «Copy Cat Project».

 

– Не завидуете Павлу? Как я понял, он-то не обременён семейными узами?

 

– Ничуть не завидую. У меня теперь трое детей. И это сам по себе неплохой показатель семейного счастья. Было ради чего, а точнее – кого, отодвинуть музыку на второй план.

 

– Но семья, как я понимаю, не вытеснила из вашей жизни музыку окончательно? Или вытеснила?

 

– Мы с Павлом продолжаем поддерживать связь. Для «Copy Cat Project» я делал пару песен. Иногда обращаются местные музыканты. Скажу так: я сам никогда никому не навязываюсь, но если кто-то на меня выходит – помогаю.

 

Новый музыкальный проект П.Полякова

 

Не зазвезди...

 

 

– То есть вы передаете опыт молодежи? Пестуете смену, такскать?

 

– В общем, да. Пусть и не очень активно. Помогаю только тем, кто действительно стремится достичь каких-то высот. Высот не глобальных – хотя бы в масштабах отдельно взятой личности.

 

– Интересная позиция…

 

– Приходится даже слегка фильтровать контингент. Я условно делю начинающих музыкантов на две категории: клиентов и пациентов. Определяющим фактором является то, как они себя ставят. К примеру, приходит мальчик рэп читать, ему нужна хорошая фонограмма. Вроде бы – молодец! Но присмотревшись к нему, замечаю, что он уже болен звездной болезнью, считает себя состоявшимся музыкантом, артистом. И я, выполнив взятые на себя обязательства, постараюсь больше с ним не пересекаться. Просто потому, что это повредит его же мозгу: я ему все равно выправлю его косяки, сделаю красиво, вкусно, а он отнесет все это на счет собственного мастерства, профессионализма. Хотя на самом деле даже на первую ступеньку этой лестницы еще не успел подняться. И вряд ли когда поднимется с таким-то отношением к себе…

 

– И?

 

– Я без колебаний таких записываю в пациенты.

 

– Ну а клиенты – это с точностью до наоборот?

 

– Да. Это люди, для которых музыка стоит на первом месте. Таких людей гораздо меньше, но они встречаются. Вот я уже полтора года работаю с парнем из группы «Дом у реки», учу его основам аранжировки, немного звукорежиссуре. За год он очень здорово подрос как профессионал. Сейчас ко мне на практику приходят ребята из кинотехникума. Или кто-нибудь просто приносит записи свои, сделанные своим умом и разумением. Среди них находятся очень толковые ребята. Можно даже сказать, что приходится растить конкурентов.

 

– Хорошие музыканты в Иркутске не задерживаются – какая уж тут конкуренция?

 

– Это так. У большинства музыкантов ложное представление о популярности: они считают, что ее можно найти исключительно за пределами региона. Даже те, кто еще здесь-то ничего не сделал, не добился. Где тут логика, не понимаю! Музыкант тогда чего-то стоит, когда ему есть что сказать. А если ты вообще не научился говорить, кто тогда тебя, в принципе, воспримет или, как минимум, поймет?

 

– А по телевизору при этом показывают непонятно какого уровня группы, непонятно каких музыкантов! Вроде фигня фигней, но ведь показывают!

 

– Я не смотрю телевизор. И вам не советую! Спасаюсь Интернетом…

 

– И тем не менее вы работаете на эфир.

 

– Мы на ИГТРК периодически делаем неплохие передачи о поэтах, художниках региона. Это огромный культурный пласт, который и за 50 лет не переработать. Но, конечно, в профессиональном смысле я иногда скучаю по советскому телевидению. Да, не было свободы, там лютовали художественные комиссии, но это был отличный фильтр – теперь-то я это четко осознаю. Берешь, слушаешь любую старую песню из архива телекомпании и радуешься, потому что все сделано на высшем уровне. Тогда умели отделять бриллианты от мусора.

 

 

Он отхончика видел!

 

 

– Вы недавно поучаствовали в кинопроизводстве. Озвучивали фильм «Отхончик». Это был первый подобный опыт в вашей жизни?

 

– Нет. Некоторое время назад я работал с Валерием Шевченко над фильмом «Табурет». Было сложно, но мы это сделали. Дело в том, что все звуки там конструировались заново, потому что команда на съемочной площадке работала без звукорежиссера, что, в общем-то, недопустимо. Некоторые сцены были вообще без звука сняты.

 

– Ну, мимы – они такие!

 

– Приходилось ездить по этим же точкам снимать заново всю звуковую картину. Прописывал, монтировал. Что-то не нравилось. Потом опять приходилось ехать и переписывать звуки. Была, например, серьезная проблема найти старый велосипед, чтобы он так же гремел, как советский. Помните?

 

– Представляю... В общем, вам понравилось, и вы решили повторить?

 

– Меня позвал замечательный человек – иркутский оператор Вячеслав Столяров. Он сказал, что приехал из Бурятии один человек, хочет кино снять. Держа в уме такие бурятские шедевры как «На Байкал», «Решала» и прочие, я думал: «Приду, послушаю, о чем фильм, – и откажусь». Но не тут-то было! Мое отношение к будущему фильму поменял режиссер Баир Дышенов.

 

– Он сделал серьезное лицо и сказал: «Мы будем делать настоящее кино»?

 

– Он артист. И он разыграл передо мной и всей будущей съёмочной группой весь сценарий в лицах! Фильм идет час двадцать – и ровно час двадцать Баир докладывал нам идею фильма.

 

– Понимаю! Никогда не спрашивайте писателя, что он хотел сказать своим произведением. Ему придется пересказать его полностью! Это еще, кажется, кто-то из великих предупреждал...

 

– Ха-ха-ха! Где-то так… Но я понял, что дело стоящее. Потом ещё посмотрел ранние работы Дышенова «Улыбка Будды» и «Наказ матери» и уже ждал с нетерпением съемок, отставил все дела музыкальные. Работал над фильмом с большим энтузиазмом. Сам предложил им сделать звук 5.1, так называемый «звук вокруг». Сам же потом долго и упорно разбирался, как он «по-взрослому» делается. Оказалось, подход к озвучанию там на порядок сложнее, чем с обычным стереозвуком. Разумеется, я сам хорошо подрос за время съемок в профессиональном плане...

 

– Но, согласитесь, что главное вы узнали – кто такой отхончик?

 

– Дааа... И это последний, самый младший, самый избалованный ребенок в семье, если что.

 

– На самом деле фильм-то получился классный! Подтверждаю.

 

– Спасибо! Во всяком случае, мы очень старались. По сценарию, действие картины разворачивается осенью. Но сроки съемок сдвинулись. И некоторые сцены пришлось доснимать зимой на двадцатиградусном морозе, предварительно тщательно засыпав снег желтыми листьями. Все перемерзли, особенно, понятно, актеры...

 

– Мне так кажется или… Вы все-таки немножко недовольны результатом?

 

– Если б я был абсолютно доволен, это означало бы только одно: мне пора уходить с этой работы. У звукорежиссера ведь нет верхнего предела. Чем выше забираешься, тем обширнее горизонт перед тобой открывается. И тут-то ты осознаешь, как известный мудрец, что ни фига не знаешь в этой профессии...

 

– Рискну предположить, что это у всех так – кто связан с музыкой, с творчеством…

 

– Наверняка. И желаю, чтобы все мы регулярно испытывали подобные эмоции!

 

– Подписываюсь под этим!

 

Глеб Суржиков

Журнал "Иркутские кулуары" №26-27



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.

Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер