вверх
Сегодня: 27.07.24
2.png

Журналы

Путь Воина

У каждого своё предназначение. И необязательно размышлять о том, какое из этих предназначений лучше, достойнее, а какое, соответственно, – хуже. Но вот задумываться о том, какоё всё-таки – твоё именно…

 

   Надя, моя восьмилетняя племянница, как-то жёстко «отбрила» своего деда, моего отца:
– Дед, не надо мне помогать!
– Ну почему, Надя, я только хочу донести до дому твой огромный пакет! У тебя же есть ещё сумка…
– Понимаешь, моя мама всегда так ходит – обязательно с сумкой и пакетом! И никто ей не помогает!
Надо заметить, что в моей семье нет, к счастью, матерей-одиночек. У сестры прекрасный муж. Мой отец – тоже ответственный, уважаемый человек и мужчина в полной мере. Но почему моей маме, сестре, да и мне самой нередко – хотя с мужской заботой и опекой тоже всё нормально – хочется передвинуть шкаф? Побиться-посражаться?!
   Нам всем: и мужчинам, и женщинам – хочется быть сильного пола. И даже воинами – сильными, надёжными... И эта проблема не из области только лишь психики. Тут что-то более глубокое. Хотя Фрейд думал-думал и «выдал», что женщины, мол, просто завидуют мужскому – в физиологическом смысле – достоинству, потому и соперничают, соревнуются…
Вполне возможно, в каких-то клинических случаях из практики великого психиатра это и прослеживалось. Но не может всё объясняться только физиологией. Человек – конструкция неизмеримо более сложная, чем просто тело. Человек – это прежде всего душа. Душа, которая, меняя телесные оболочки, всегда стремится к Богу, своему Источнику. И на этом пути очищается и совершенствуется.
Хотя в обычной жизни обычный человек об этом даже не задумывается. Его внимание в значительной степени поглощено собственной персоной, своей личной историей, отношением окружающих. Как часто мы – пусть не вслух, пусть «про себя» – переживаем, а что скажут люди? Прочитала тут недавно притчу – расскажу…
    Путешествовали как-то отец со своим сыном, был у них конь. Полдень, жара. Отец сидит верхом, а сын ведёт коня за уздечку. «Бедный мальчик, – это прохожий, обращаясь к отцу, пожалел мальчугана, – он совсем выбился из сил! Как ты можешь так издеваться над ним?». Отец принял его слова близко к сердцу, слез с коня и посадил на него сына. Очень скоро повстречался другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом, как барин какой-то, а его бедный старый отец бежит следом». Эти слова очень огорчили мальчика, и он попросил отца сесть на коня позади него. «Люди добрые, что же это творится? – заголосила какая-то старушка, – так мучить бедное животное! У несчастной лошадки спина уже протёрлась, а эти бездельники устроились и сидят, как на печи!» Не говоря ни слова, отец с сыном слезли с коня, и пошли рядом. Но тут очередной встречный прохожий стал насмехаться над ними: «Чего это ваш лошак ничего не делает? Наверное, у него и хозяева такие же лоботрясы!» Отец остановился, положил руку на плечо сына, погладил коня. «Что бы мы ни делали, – сказал он, – всегда найдётся тот, кому это не понравится. Я думаю, нам самим надо принимать решения!»
Ну вот это уже по-взрослому, как говорится! Правда, принимая решения, мы должны брать на себя ответственность и за последствия своих действий. Игнорировать пустословия. Вычленять главное. И не бояться задавать себе очень неприятные вопросы: «Кто мы? Какова цель нашей жизни? Что стоит за неотвратимостью смерти?» Тот, кого не страшит этот поиск, идёт Путём Воина.
  О Пути Воина много размышлял и писал Карлос Кастанеда. Будучи студентом-антропологом Калифорнийского университета, Кастанеда собирал материалы о традициях использования лекарственных растений индейцами Северной Мексики. Однако встреча с доном Хуаном, мексиканским индейцем и будущим учителем, изменила всю дальнейшую жизнь Кастанеды.
   Дон Хуан называл своё учение магией, хотя и отмечал, что это – не точное название. Себя он именовал «видящим», «человеком знания», «воином абсолютной свободы». Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видит мир, – это далеко не единственный способ его видения. Человека с детства учат воспринимать окружающее как совокупность твёрдых физических тел. Маги – «видящие» (в том числе и сам дон Хуан) видят мир как потоки энергии. Вселенная состоит из энергетических светящихся волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой «светящиеся яйца», «коконы», через которые проходят энергетические волокна Вселенной.
   С точки зрения магов, Вселенная не ограничивается нашей реальностью, привычным для нас миром. Она состоит из бесконечного количества миров. Расположение миров во Вселенной дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. И человеческое существо, рождаясь, получает от могущественной силы, которую маги называют Орлом, «аванс» – сознание.
   В течение жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом, а когда умирает, Орёл забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями, переживаниями. Однако, если кому это интересно, существует способ и после смерти физического тела сохранить своё сознание, не отдавать его Орлу – нужно встать на Путь Воина. Так пояснял Кастанеда. Он выпустил книгу «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки», в которой подробно рассказал о своем ученичестве. В последующие три десятилетия вышли еще 8 книг Карлоса Кастанеды, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана.
   Но ведь у человека совсем не много времени и энергии, и смерть может настичь его ежедневно? И даже ежечасно! Поэтому вся жизнь Воина подчинена главной цели, его энергия должна расходоваться оптимально. Он отсекает всё лишнее, строго отбирает то, на что отныне будет тратить время и энергию.
Конечно, не всё так просто. И недостаточно только лишь решить. Воина ожидает немало препятствий, и наиболее серьёзные, думаете, какие? А? Внутренний диалог и чувство собственной важности! Узнаём себя? Узнаём!
   Внутренний диалог происходит в голове человека изо дня в день, из года в год. Воину следует постепенно прекратить его и достичь внутренней тишины. Чувство собственной важности не дает Воину развиваться, ограничивает его, забирает энергию. Поэтому человек, ставший на путь Воина, осуществляет полный перепросмотр своей жизни. Он составляет список всех людей, с которыми встречался когда-либо в жизни. Вспоминая и переживая заново все ситуации, связанные с каждым из них, Воин делает особые дыхательные движения, возвращая свою энергию, истраченную в общении с другими людьми, и отдавая чужую энергию, полученную им.
   Конечно, без волшебных грибов, точнее кактусов, там не обошлось! Хотя и нет точных доказательств прямой связи учения Кастанеды (дона Хуана) с древними индейскими традициями, однако многое из базисных положений этого учения находит свое подтверждение у этнографов. Например, работа с пейотлем.
   В своей книге «Индейцы без томагавков» Милослав Стингл писал, что пейотль – это маленький, ничем не примечательный на вид кактус. Европейцы познакомились с его действием лишь в 1888 году из трудов немецкого химика Людвига Левина. Этнографы же ещё позднее – благодаря американскому коллеге Джеймсу Муни. Зато многие американские племена знали пейотль и его силу многие столетия.
Химическое вещество, которое придает кактусу дьявольское могущество, называется мескалин. В эпоху, когда племена индейцев переживали глубокий кризис, связанный с окончательной победой белых, индейский пророк Вовока создал (или воссоздал) особую индейскую религию, основанную на общении с богами, для этого употреблялся пейотль во время обрядовых экстатических танцев. Пожалуй, не было резервации, где не танцевали бы «Танец духов».
   А кто такие толтеки? Это полулегендарные обитатели Месоамерики приблизительно в 800–1100 годах нашей эры. Переводится это слово как «строители, создатели». Ацтеки, владыки Мексиканских просторов, признавали толтеков своими предшественниками, а себя – продолжателями их традиций, в том числе и военных. Ацтекские воины называли себя «орлами» и «ягуарами», были очень уважаемы и соблюдали опредёленные ритуалы. Война считалась одним из видов служения богам. Два знака – вода и огонь, которые в своем сочетании обозначали понятие «война», указывают на то, что в представлениях ацтеков война имела скрытый священный смысл.
   Так вот, Путь Воина – это гармония и равновесие. Воин переживает крайнюю степень свободы и в то же время чувствует себя ответственным за этот мир, он знает полноту жизни и одновременно близок к смерти. Поиск Воином равновесия сдвигает центр его личности от эго к «точке среднего пути» между сознанием и бессознательным. Этот новый центр равновесия равнозначен китайскому Дао, русскому понятию Серёдка – сердце.
   Недаром Кастанеда приходит к этому пониманию: «В своей повседневной жизни Воин выбирает путь, у которого есть сердце. Если путь дает покой и радость, то у этого пути есть сердце». В русских сказках, кстати, множество примеров того, как герой действует не умом-разумом, не рациональностью, а за сердцем вслед идёт. Надеется на «авось».
   Можно даже предложить в качестве ключевого национального слова это слово «авось», мы ведь знаем его ещё из детских сказок и уже из разных взрослых ситуаций, когда разрешаем себе быть непредусмотрительными, поступаем и действуем наугад в расчёте на везение, счастливый случай, Божественную помощь. Отсюда обилие соответствующих пословиц: «Авось, пронесет», «Авось, Бог поможет», «Вся надежда на авось», «Авось, небось да как-нибудь», «На авось мужик и хлеб сеет», «На авось казак на коня садится».
   Если позволить себе сравнить произведения разных народов, в которых разворачивается сходный сюжет, то можно для примера взять сказки о младших братьях (сестрах) и Золушке. По сравнению с немецкими, в русских сказках в роли Золушки выступает младший брат Иванушка (в русском фольклоре мужчины тогда ещё выступали в роли основных героев, что указывает на истинно древние корни сказаний). При этом в немецкой сказке Золушка добивается счастья преимущественно своим трудом с помощью доброй феи.
   В русской сказке герою помогают волшебные звери (Конёк-Горбунок, Серый Волк), причём в русских сказках эта помощь даётся не столько за упорный труд, сколько за личные качества: доброту, отзывчивость, скромность и – невзирая на ошибки, которые периодически совершает Иван-царевич. Помните, он не слушается своих помощников, действует на свой страх и риск, постигает действительность, набивая собственные шишки?
   Или сказка о мужике, который вырастил горошину «до небес». Влез он туда по стеблю и нашёл на небе «печку, а в печке и гусятины, и поросятины, и пирогов видимо-невидимо. Одно слово сказать, чего только душа хочет, – всё есть». Пожил он в свое удовольствие, однако, когда захотел вернуться обратно на землю, дороги не нашёл, но наш мужик не растерялся – свил верёвку из паутины, летавшей по воздуху, и стал спускаться.
   «Спускался, спускался, хвать – а верёвочка вся, а до земли ещё далеко-далеко: он перекрестился и – бух… Летел, летел и упал в болото». Но и тут с горя не помер – русский человек верит, что и из болота, в которое он попал, его непременно какой-нибудь случай вытянет, и, действительно, – мужика вытягивает утка. Сказка кончается ироническим заключением:

«Не то чудо из чудес,
Что мужик упал с небес,
А то чудо из чудес,
Как туда он влез!»

В этой сказочке как раз и показаны оптимизм, надежда на «авось» и природная везучесть русского мужичка, которому сама природа помогает.    

   Философ Николай Бердяев полагал, что «в основу формации русской души» легли два противоположных начала: «природная, языческая стихия и аскетически-монашеское православие». Именно в этом он видел историческую причину того, что русский народ в высшей степени поляризован и совмещает противоположности: «деспотизм – анархизм», «жестокость – доброту» и «рабство – бунт». 
    И соглашусь с Бердяевым, и поспорю: крайностей в нашем национальном характере хватает, но мы не смогли бы их совмещать, удерживать, не разрушаясь, если бы не наше сердце, Серёдка, в которой примиряются противоположности. Бердяев же – ну, сейчас-то что с ним спорить! – особенности и противоречия русского характера, в конечном счёте, видел в отсутствии правильного соотношения «мужественного» и «женственного» начал.
   Уравновешенность «мужественности» и «женственности» присуща зрелому характеру, а «русской душе» в мирной обстановке зачастую не хватает мужественной твердости духа и воли, того, что характеризует воина и созидателя. Русская душа слишком зависит от коллективной стихии и посторонних влияний. С этим сложно, очень сложно не согласиться.
   Для зрелости русской нации, полагал Бердяев, необходимо «раскрытие внутри России, в её духовной глубине мужественного, личного, оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания», причем не периодически, во времена совсем уж тяжкие, а регулярно – на постоянной, так сказать, основе. А мы всё дальше уходим – и эта болезнь, смотрю, захватывает всё большее количество людей – от осознания своей внутренней ценности, от принятия своей личной ответственности за происходящее в своей жизни. Как-то всё больше предпочитаем критиковать других, сваливать на других. На правительство то же…
   А ведь, по большому счёту, каждый из нас Воин. Потенциально. Кто-то ищет свой путь, кто-то уже нашёл. А кто-то про всё забыл, пузо отрастил, лежит на диване, полёживает, пиво потягивает. Эй, Воин, просыпайся!



Светлана Переломова,
использованы материалы сайта www.smaksimov.ru




ПУТЬ ВОИНА – ИЗ КНИГ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ

* Ты ещё слаб. Торопишься, когда надо ждать, и медлишь, когда следует торопиться. И слишком много думаешь.
* Ты слишком занят собой. Отсюда твоя усталость. Она заслоняет от тебя мир, заставляет цепляться за привычные доводы. Получается, что, кроме проблем, у тебя ничего нет.
* У каждого человека должно быть то, что приносит покой и радость; с помощью этого ты прогонишь страх, защитишься и станешь неуязвимым.
* Чтобы научиться, надо подгонять себя. На пути знания мы постоянно с кем-то сражаемся, кого-то избегаем, к чему-то готовимся.
* Ненависти нет. Все пути, которыми человек идет по жизни, одинаковы. В конце пути и мучитель, и жертва встречаются и понимают одно: жизнь обоих была слишком коротка.
* Живи как Воин! Воин полностью отвечает за свои действия, даже за самые пустяковые. А ты живешь только умом.
* Мы делаем выбор только один раз. Мы выбираем, быть Воином или быть обычным человеком. Другого выбора просто не существует. Не на этой земле.
* Воля – нечто особенное, таинственное. Невозможно рассказать, как ею следует пользоваться, но плоды её поразительны. Главное, что следует знать: волю можно совершенствовать. Зная это, Воин умеет ждать.
* Научись уничтожать ненужные желания, тогда любой пустяк станет для тебя подарком.
* Воин познаётся на деле, а не на словах.
* С рождения мы привыкли воспринимать мир глазами. Зная об этом, Воин вслушивается в мир, слушает его звуки.
* Когда Воин заходит в тупик, он думает о смерти. Размышления о смерти закаляют душу.
В каждой крупице знания, которая становится силой, заключен зародыш смерти.

 

 

 

AIR MAX PLUS

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Другие материалы автора

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС