Байкал дал миру не только самую чистую воду, но и особую энергию. Она в разные века по-разному влияла на состояние окрестных народностей. Один Чингисхан – говорят, что выходец из Забайкалья – чего стоит. Но был у бурятского народа и не менее памятный пророк – дед Барнашка, уроженец села Шулута.
Ольхонцы считают одного из самых известных людей края местным Нострадамусом. Выдающийся прорицатель Балтаханов, это его в миру называли просто Барнашкой, жил на рубеже ХIХ–ХХ веков: приблизительно в 1830–1925 годах. Записей, подобных катренам Нострадамуса, бурятский провидец не вёл, но, предвидя будущее бурят, России и планеты в целом, предсказал многие значимые события прошлого века – революцию 1917 года, Великую Отечественную войну, сложные годы перестройки и другие трудности нынешней жизни. О появлении электричества, радио, автомобилей, об уходе бурят с берегов Байкала, великой «огненной войне» и последующих мировых катаклизмах он говорил век назад. Причём по-бурятски и достаточно образно. Его плохо понимали близкие. А односельчане далеко не все разумели то, что он им говорил. Но со временем содержание его предсказаний передавалось от поколения к поколению в устной форме, при этом зачастую обогащалось и обновлялось народными сказителями. Но непременно передавалось – от отца сыну, от бабушки внуку.
По рассказу шамана Валентина Хагдаева, у деда Барнашки было две внучки:
– Старшая – Дэндэ жила своей жизнью, а младшая – Айхэ ухаживала за дожившим до глубокой древности вещим старцем: готовила ему и кормила постаревшего предсказателя. Он говорил о том, что придёт другое время, и Айхэ проживёт ровно столько же, сколько он сам, – 94 года. В начале ХХ века он уже был глубоким стариком, вернувшимся на родину после скитаний, – он обошёл всю Бурятию, подолгу жил в буддистских дацанах. И только теперь стараются вспомнить и передать внукам, к кому и когда он шёл. Отец его был Бутух. Он из подрода Хамнэ. Потомки его рода живут в селе Анга, у Еланцов.
Переночевав у гостеприимного Валентина Хагдаева, утром тронулся в путь. До села Анга мне пришлось пройти пешком километров семь. Галина Протасовна Хоргоева, в девичестве Михайлова, – потомок деда Барнашки, жена пожилого шамана Игната Францевича. Вот что она мне рассказала:
– У Айхэ детей было шестеро. Старшая Валя живет в Улан-Удэ, я вторая из дочерей. Раньше в улусе Шулуты большая речка текла с горы, вода была чистой. Но потом пересохла. Жить там стало неудобно без питьевой воды. Родители Барнашки были простыми крестьянами, он в семье был один сын. В школе не учился. Говорил в основном по-бурятски. А когда ездил по Бурятии – то, что слышал в дацанах, он запоминал, и всё держал в голове. Но зато его друг три класса церковной школы окончил – и азы знаний ему передал.
По пути у придорожных бурятских юрт, ныне ставленых только для торговли и туристов, разговорился с пожилым бурятом. Он, конечно, тоже слышал обо всех предсказаниях деда Барнашки, но пересказывать их прохожему, а тем более говорить о роде и родне Барнашки, не рискнул. Более словоохотливым был молодой Станислав Грешилов, работник Ольхонской администрации:
– Дело в том, что каждый бурят обязан знать свою родословную вплоть до седьмого колена. Мой дядя рассказал, что дед Барнашка фактически наш родственник. Через Собходоева Михаила – внука деда Собходея – мы родня.
О чём дед Барнашка пророчил, знают уже все дети: что будут птицы летать железные, что всё будет опутано проводами и железом. Говорил о том, что будут и телеги без коня. Что общение будет не напрямую, а через ящики. Барнашка был среднего роста. Скорее щуплый, чем упитанный, более светловолосый, чем основное бурятское население. Предсказывать он начал после двадцати лет, в середине XIX века. Просто ходил по домам и рассказывал о будущем: говорил много, временами безостановочно. Обычно начинал пророчествовать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к стене. Говорят, что он мог вступать в контакт с существами параллельного и высшего миров. Сначала его считали юродивым, затем причислили к особо почитаемым.
Барнашка действительно был не от мира сего. Странник и проводник высшей воли, он не жил как все, в сытости и достатке. Странно ещё то, что советская власть не расправилась с ним как с инородным телом. Объяснить это можно только предельной бедностью деда. То, что хоронили деда Барнашку по монгольскому обычаю, известно от родственников Грешилова. Стас говорит, что на обряде погребения присутствовал его родной дедушка, родившийся в 1913 году. Он шёл у лошади, вёзшей останки Барнашки на погребение. Но где именно похоронен сам легендарный дед, никто не знает. Есть ещё версия предсказания, что вся дальнейшая история бурятского народа записана на правой лопатке древнего прорицателя. Но тайна могилы не дает ответа на все вопросы, возникающие с каждым годом у новых поколений. Умирая, он сказал, чтобы его тело не хоронили в земле, а оставили на помосте, так как через 100 лет на его костях должны были проявиться и те предсказания, которые он говорил при жизни, и новые. В 1950-е годы учёные во главе с академиком А.П. Окладниковым искали могилу прорицателя, но местные жители отказались им помогать.
А в улусе Шулута, где жил Барнашка, долгое время оставался дом прорицателя. Он, возможно, сохранился бы и до наших дней, если бы невестка, жена сына, не вывезла домишко по брёвнам в местность Анга, где он и сгорел. Сама женщина ослепла, что местное население сочло расплатой за нарушение предсмертного завета Барнашки – не переносить дом и не предавать его тело земле. Благодарные потомки в знак глубокого почтения в конце ХХ века в местности Шулута, где появился на свет Барнашка, построили юрту и священную коновязь – боогэй сэргэ. Инициатором возрождения этого уникального места является В. Г. Бардалеев, уроженец села Бугульдейка.
Так вот, со слов ныне живущих, легендарный Барнашка напророчил, ни много ни мало, что уйдёт бурятский народ с берегов Байкала в Монголию. В три потока. Верным признаком того, что пора сворачиваться с насиженных родовых мест, по прогнозу мистического деда, будет начало строительства железного моста через реку Сарму. Если исход не состоится, то местные жители увидят на берегах Священного озера военных людей в голубых касках. Ныне это является визитной карточкой вооруженных сил НАТО. Их появление дед Барнашка объяснял просто: тогда будут добывать нефть со дна ныне заповедного Байкала.
Многие посвящённые отрицают исход бурятского народа из Сибири. Равно как и ставят под сомнение вопрос о возможной «сорокадневной войне». Но как бы то ни было, все остальные предсказания мистического Барнашки уже сбылись. Хочется верить, что возрождающееся самосознание народа позволит избежать этнических переселений. И осталось ещё 14 лет до момента обнаружения мощей Барнашки.
Air Jordan 1
«СВОБОДА СЛОВА И ПЕЧАТИ» – ВОТ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА ДЕРЖИШЬ В РУКАХ ЖУРНАЛ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ». ИНОГДА ДАЖЕ МОГУТ ПРОБЕЖАТЬ МУРАШКИ ПО КОЖЕ ИЛИ ВСТАТЬ ДЫБОМ ВОЛОСЫ, КОГДА ЧИТАЕШЬ СТАТЬИ ИЛИ ИНТЕРВЬЮ. ПРИЯТНО ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ ЛИЦА ДРУЗЕЙ, ИНОГДА УЗНАЕШЬ О НИХ МНОГО НОВОГО И НЕОЖИДАННО ИНТЕРЕСНОГО.
Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер,
директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK
Комментарии
Калининград