
Как она дается и каким образом формируется? Учителя оперных певцов утверждают, что техника – основа виртуозного пения, а природные данные — лишь его предпосылка.
Николай Прошин – заслуженный солист Иркутской филармонии. Он выпустил на мировую оперную сцену таких учеников как Мария Космарева, выступающая в Израильском оперном театре, Жанна Зильберберг, лауреат Нью-Йоркской оперы, и иркутянка Майрам Соколова, выступающая последние два года в Большом театре столицы нашей Родины.
– Хорошее пение – премия за правильно проведенные приемы. А учить детей пению надо начинать лет с девяти, чтобы сформировать вокальные данные в нужном направлении, – говорит Николай Александрович Прошин. – Ныне в музыкальных школах полностью уничтожены вокальные отделения – процесс унификации и профанации образования, выдаваемый за реформы, коснулся не только школ и вузов, но и дисциплин профтехучилищ. То, что теряется, никогда уж не вернётся.
Не так давно мне пришло письмо из Америки. Так вот, в городе Денвере есть Русский культурный Центр – очаг лучшего, взятого из советской педагогики. Там мне надо было расшифровать запись о баскетбольном тренере. Редактор пояснил мне, что в американских школах отсутствуют уроки физкультуры. А это чревато тем, что спортсмены не формируются в общей среде, а вынуждены осваивать спортивные дисциплины сразу в карьер, не будучи подготовленными начальной школой. То же самое пытаются насадить сейчас и в России, клепая стандарты по западническим лекалам. В ущерб здравому смыслу, экономике, культуре, традиции человеческих отношений.
Биография самого Николая Александровича Прошина уникальна. Он родился в ГУЛАГе в 47-м… В спецпоселении под Воркутой. Отца репрессировали как немецкого шпиона, взяв с последнего курса Военно-Медицинской академии. «Пришили» недоносительство – на соседа по его комнате в общежитии. Угар шпиономании придумал дьявольские формулировки, по которым следователи сажали каждого, кто соприкасался с вероятным шпионом. Тогда ради «профилактической беседы» работник НКВД заманил Александра Прошина с прогулки по улице и закрыл в Крестах.
Нечего и говорить, что сейчас закон о гостайне может быть применен к любому о нем ничего даже не слышавшему на всю катушку. Были бы потенциальные угрозы существующему политрежиму.
– Я учился у ровесника ХХ века Пантелеймона Марковича Норцова в Москве. Он был носителем уникальных певческих традиций. Они были из крестьянской семьи родом с Украины. В детстве пел в хоре при церкви. Монах – в прошлом оперный певец – опробовал на детском голосе Нарцова взрослые приемы. Результат был исключительным. Голосом смог виртуозно овладеть и ребенок. Норцов был солистом в оперных театрах страны. В 1925—1954 годах – солист Большого театра. В 1951—1962 годах преподавал в Московском педагогическом институте имен Гнесиных, с 1962 года — в МГК имени П. И. Чайковского. С 1973 года —профессор. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Николай Прошин считает Пантелеймона Норцова своим духовным учителем.
То, как держится и общается сам Николай Александрович, – это целиком и полностью русская классика. Только среди героев И. Бунина таких людей можно распознать. Для беседы с ним нам был дан древний купеческий дом на набережной Ангары. И, вдохновленный простором и уютом русской купеческой избы, Прошин исполнил в просторном помещении несколько романсов. Мы были потрясены. Все долго молчали. Одно жгучее ощущение ностальгии по уходящей в небытие культурной и самобытной России. За окном мчались машины, кипел шумом злачный ночной клуб…
Знак голоса
Тембр голоса – это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. От природы каждому дан сильный и красивый голос. Достаточно послушать, как своим голосом пользуются младенцы. Приятный голос – это голос, в тембре которого присутствуют все частоты – от низких до высоких. Чаще всего голос лишают красоты напряжения, не дающие голосу звучать свободно, обедняющие тембр, лишающие его как низких сочных красок, так и высоких звонких. Часто в голосе отражаются все привычки и особенности характера, которые могут делать голос неприятным. По голосу можно судить о характере человека, уровне его здоровья, о его настроении. По голосу можно понять, стоит иметь дело с этим человеком или лучше держаться от него подальше. В голосе слышен уровень развития человека. По голосу можно понять истинные намерения нашего собеседника. Также узнать уровень душевной организации и свойства личности. Лишь по голосу.
Тонкие связи
На уникального Николая Прошина я вышел через певицу французской оперы юную иркутянку Веру Сеньковскую. С ней мы возвращались поездом из Москвы. Я ехал с Кавказа, она – из Франции. Оба устали летать самолетами. И вот, оказывается, русская манера оперного пения признана одной из лучших в мире. Петь можно на разных языках и в разных странах. Но знатоки ценят прежде всего нашу, русскую традицию певческого искусства. И французская, и итальянская оперы ждут наши голоса. Здесь они не то что никому не нужны – о них не принято говорить в царстве микрофона. А оперное пение подразумевает камерное пение – с минимумом усилителей и с лирическим тоном.
– Голос – это сырьё для инструмента, – говорит Николай Прошин. И поясняет, что диафрагма – это своеобразные органные меха, благодаря которым голос должен в идеале стать полетным, ровным по всему диапазону, подчиняться певцу. – Хорошее пение – это премия за правильно проведенный прием.
Про свою ученицу Веру Сеньковскую Николай Прошин говорит, что у неё сопрано очень красивого тембра. Вере было около десяти лет, когда её привели к Николаю Прошину. Потом она уехала и отучилась в Москве в Государственном институте музыки имени Шнитке у Натальи Пустовой.
– У Веры очень красивый и чистый голос. Она мне напоминает итальянскую оперную певицу Миреллу Френи, тоже обладательницу редкого сопрано. И, так же как и Мирелла, Вера очень трудолюбива. Но при этом крайне волнуется за результат. Важно, чтобы предконцертное волнение шло не на парализацию, а на мобилизацию редких певческих возможностей. У Веры камерный лирический голос с безупречными интонациями. Ей идеально подходят партии Виолетты и Джильды (Риголетто), Мими (Пучини). Лирическое сопрано в чистом виде весьма редко. Я бы сравнил ее голос с родником.
Так завершает рассказ об оперном пении Николай Прошин. Кто познал музыку Баха и акапельное звучание голоса – тому другая музыка не нужна. В этом смысле я счастливый человек. Потому что когда-то наша соседка дала мне пластинки с классической музыкой. До того мне было не до прослушивания чего бы то ни было. А тут, ночами, включая пластинку и отъезжая в мир небесной гармонии под них, я узнал, что такое искусство.
Приходите почаще в филармонию и органный зал, где есть канал выхода к гармонии высших сфер. А Николай Прошин пока еще не записал ни одного своего певческого диска… Зато подготовил учеников. Когда сталкиваешься с такой странной и яркой судьбой, невольно цепенеешь и мудреешь.
Михаил Юровский
Cheap Air Jordan 1 Mid Smoke Grey Black Shoes 554724-092
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер
Комментарии
Простое пение само по себе прекрасно. А хорошее, завораживающее пение - божественный дар. Музыка же, её благотворные вибрации - основа природы, её гармония. И это потрясающе, встречать людей, как Николай Прошин, служащих этому ремеслу.
Благодарю Михаила Юровского за содержательную, интересную статью.
Через пару недель выйдет солный диск Николая Прошина. Это будет в середине ноября. Сейчас в данный момент занимаюсь сведением записи. Романсы и песни. Среди них даже поппури на военные песни. Ожидайте выхода диска.
Майрам Соколова выступает в Большом,официал ьно числясь в Мариинском.